logo
Материалы к лекциям

Концептуальный язык психологии.

это основа всякого методологического анализа. В него входят:

Феномен - ( греч. -«являющийся»), Это понятие было введено Аристотелем и обозначает внешне познаваемое, проявляемое.

Свойство отражает нечто, присущее феномену, его частичное сходство или различие с другими, т. е. свойство - это часть феномена.

Особенность - это такое свойство, которое четко отличает данный феномен от других. Т. е. особенность выделяет самое существенное в свойствах феномена.

Качество - это система наиболее существенных свойств, дающая феномену определенность. Гегель : «нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть».

Атрибут - это особое, существенное качество, без которого нельзя судить о феномене. Атрибут выражается в понятиях. Выделить атрибут очень сложно.

Категория - (греч. - «суждение, высказывание, определение») - это основные и

наиболее существенные понятия. Платонов выделяет следующие категории:

- психика, сознание, человек, психическое развитие и т. д., считая, что категории - это такие понятия, которые совпадают с предметом психологической науки.

Категории раскрывают свое содержание через понятия.

Шаров выделяет следующие категории психологии: человек, культура, регуляция, значимость, активность, отражение.

Понятия, которые описывают категории:

ЧЕЛОВЕК: индивид, личность, субъект, индивидуальность, темперамент, характер, способности, природа и сущность человека.

КУЛЬТУРА: социально - психологические механизмы (ритуалы, традиции, обряды, игра, магия), культура психической деятельности (это понятие ввел Абаев Н. В., его книга «Чань - буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае»: «Всякой культуре присуща психическая деятельность, психический тип. Культура психической деятельности определяет режим функционирования психики в разных культурах». Абаев вводит понятие психогогика -это наука, направленная на формирование типа психической деятельности ).

РЕГУЛЯЦИЯ : регулятивный акт, внимание ( по Гальперину: - это свернутый самоконтроль), воля, ценностные ориентации как ценностные механизмы регуляции.

ЗНАЧИМОСТЬ ( это ядро человека):ценность, смысл, мотив, цель, эмоции и чувства, переживания.

АКТИВНОСТЬ : деятельность, жизнедеятельность, самореализация, свобода.

ОТРАЖЕНИЕ : ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, представление, сознание, самосознание.

Понятие - это целостная совокупность суждений, мыслей, в которых что - либо утверждается об отличительных или наиболее существенных признаках объекта. Понятия могут быть собраны не только в систему, но и в тезаурус - это сгруппированные термины, составляющие смысловую систему. Платонов составил словарь тезаурусов.

Закономерность - это объективно существующая, повторяющаяся причинно - следственная связь явлений. Если она познана и изучена, то формулируется в виде закона. В психологии один закон ( закон Вебера - Фехнера ) и много закономерностей.

Принципы - (лат. «основа» ) - это основное положение, исходный пункт, кратко сформулированная теория, концепция. Выделяют принципы бытия и познания. Как правило, все психологические принципы связаны с психологическими категориями.

Существует 2 источника возникновения принципов: философия и практика.

ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИИ:

- принцип деятельности (Леонтьев),

- принцип единства сознания и деятельности ( Рубинштейн С. Л.),

- генетический принцип ( Выгодский),

- принцип саморегуляции ( Обульханова - Славская),

- принцип единства человека и окружения ( К. Левин),

- принцип детерминизма.

Возникает вопрос: полон ли перечень принципов?

Возникает проблема упорядоченности и иерархичности принципов психологии.

Шаров предлагает упорядочить принципы следующим образом:

  1. Система принципов идет из базового отношения «человек - мир». Это отношение анализировали Гегель, Франк, Хайдеггер, Рубинштейн С. Л.

  2. Из этого отношения возникает философский принцип - принцип различения и тождества (авторы: Гегель, Хайдеггер).

(3) Психологические принципы (пары):

1. Принцип активности (изменение окружающего мира) и адаптивности (приспособление к окружающему миру),

  1. Принцип зависимости и свободы (свободный человек - это человек, который все осознает, а также имеет возможность выбора).

  2. Принцип единства внешней (мир и культура) и внутренней (мотивационно - смысловая сфера) детерминации.

  3. Принцип рефлексии и предвосхищения (в регуляции жизнедеятельности человек обязательно должен рефлексировать, а также для жизнедеятельности очень важно прогнозирование ( целеполагание, постановка задач, предвосхищение, принятие решения )).

Эти пары принципов охватывают проблему регуляции с разных сторон, и базируются они на принципе различения и тождества. Эти пары включают в себя другие принципы.