logo
psikh_i_ped_v_deya-ti_OVD_uch_med_posob_1

Тема 3. Социально-психологические механизмы формирования преступного поведения.

Изучаемые вопросы:

  1. Понятие детерминант индивидуального преступления.

  2. Предмет криминальной виктимологии.

В понятие детерминант индивидуального преступления включаются типичные (распространенные) для преступников особенности формирования личности, ее социального и психологического статуса, деятельности и комплекса объективно существующих внешних обстоятельств, в которых она функционирует.

Причины и условия индивидуального преступления:

Преступление — всегда проявление в поведении особенностей позиции, свойств личности, связанных с дисгармонией или деформацией потребностей, интересов, ценностных ориентации. Во взаимодействии с особенностями среды, в которой функционирует личность, эти особенности определяют мотивы и мотивацию преступного поведения, выбор и реализацию его целей и способов.

В свою очередь, криминогенные особенности личности не появляются в готовом виде, а представляют собой результат длительного процесса ее искаженного развития в неблагоприятной среде. Это не означает отрицания значения биологических, в том числе врожденных, свойств в преступном поведении. Но приоритет в системе детерминации обычно принадлежит социально приобретенным свойствам.

Сам этот процесс развивается через систему не только прямых, но и обратных связей. По мере формирования личности с социально негативной позицией она все активнее воспринимает криминогенные ценности. Таким образом, ускоряется и углубляется социальная дезадаптация.

На уровне механизма индивидуального преступного поведения искаженное формирование личности приводит к приоритету примитивных потребностей, появлению и развитию псевдопотребностей, социально негативных интересов и поведенческих стереотипов. Направленность личности все более характеризуется приоритетом собственных желаний, амбиций над любыми другими ценностями.

Ключевой момент механизма преступного поведения — мотивация. Это психическое явление, характеризующее личность и представляющее собой совокупность ее мотивов в их развитии, взаимодействии и реализации.

Мотив — это внутреннее состояние личности, детерминированное ее потребностями, побуждающее к активным действиям для достижения определенной цели (в данном случае преступной). Таким образом, цель — проектируемый, осознанный и желаемый результат, а мотив — внутренняя основа действий, направляющая их на достижение этого результата.

Мотивацию нередко считают внутренней причиной преступления, поскольку взаимодействие социальных влияний с особенностями личности через ценностные ориентации, потребности, интересы, условия жизнедеятельности, конкретнее ситуации и эмоциональные реакции на них формируют мотивацию. Фактически речь идет о сложной последовательности: среда — особенности личности — особенности мотивации. Причем в этой цепочке действуют как прямые, так и обратные связи.

Проблема личности преступника — во многом проблема ее формирования, а проблема преступного поведения — проблема происхождения такого поведения, его обусловленность теми общественными связями с окружающим миром, в которые вступает личность.

Социализация личности (процесс наделения личности общественными свойствами, формирования самосознания и системы социальной ориентации, приспособления к социальной среде, освоения социальных ролей и функций) длится лишь период, необходимый для восприятия комплекса норм, ролей, установок, т. е. на протяжении времени, нужного для становления индивида как личности.

Особенно важную роль в формировании личности играет первичная социализация, когда ребёнок еще бессознательно усваивает образцы и манеру поведения, типичные реакции старших на те или иные проблемы. Можно сказать, что преступное поведение в определенном смысле есть продолжение и следствие первичной социализации, но, конечно, в других формах.

Дефекты ранней социализации могут иметь криминогенное значение в первую очередь потому, что ребенок еще не усвоил другие положительные воздействия, он полностью зависим от старших и беззащитен перед ними. Поэтому семья — главное звено той причинной цепочки, влияющей на преступное поведение.

Решающую роль играет не состав семьи, не взаимоотношения родителей, а их эмоциональное отношение к ребенку и целенаправленное нравственное воспитание. Семья, включая ребенка в свою эмоциональную структуру, вводит его в структуру общества. Если этого не происходит, ребенок отчуждается от нее, чем закладывается основа для вероятного отдаления в будущем от общества, его институтов и ценностей.

Отчужденные личности обязательно объединяются в свои группы для защиты собственных интересов и взаимной поддержки. Именно там формируются ценностные ориентации и установки, включающие в себя способы разрешения возникающих жизненных ситуаций и проблем. Это позволяет закрыться или защититься от общества, которое воспринимается ими как нечто враждебное.

Отчуждение личности, начатое в семье и закрепленное в неформальных антиобщественных группах, затрудняет восприятие позитивных ценностей общества и, наоборот, способствует восприятию негативных норм и представлений. Социально-психологическое отчуждение порождает дезадаптацию индивида (его личностной позиции и социального статуса в среде).

На нравственное формирование личности влияют различные типы социальной микросреды: семейно-бытовой, учебно-воспитательной, производственно-трудовой и др. Ни один из таких типов нельзя оценивать при криминологическом анализе однозначно только положительно или только отрицательно, поскольку в формировании личности преступника присутствует определенная закономерность — взаимное дополнение негативных влияний, исходящих из различных типов микросреды.

Индивидуальное преступное поведение является результатом взаимодействия антиобщественных свойств личности и ситуации совершения преступления. Ситуация совершения преступления играет роль условия индивидуального преступного поведения и состоит из двух групп детерминант. В первую входят жизненные обстоятельства, которые играют роль условий, формирующих антиобщественные свойства личности.

К ним относятся причины преступности в целом, которые, трансформируясь через образ жизни макро- и микрогрупп, негативно влияют на социализацию личности. Вторую группу составляют те обстоятельства, которые облегчают проявление причины индивидуального преступного поведения. Это — объективные жизненные обстоятельства, непосредственно влияющие на поведение личности в данный момент и предопределяющие конкретную ситуацию.

Разновидности ситуаций индивидуального преступления:

Варианты возникновения ситуации индивидуального преступления:

С точки зрения объективного наличия криминогенных жизненных обстоятельств выделяют криминогенные ситуации, которые способствуют совершению преступления и включают в себя провоцирующие моменты (например, конфликтное поведение потерпевшего).

По источнику формирования различают криминогенные ситуации:

По времени возникновения различают кратковременные криминогенные ситуации (возникающие в момент преступления) и длительные (возникающие задолго до преступления). По пространственной распространенности криминогенные ситуации делятся на общие (распространяются на обширную территорию) и локальные (концентрируются на ограниченной территории).

По содержанию различают проблемные, конфликтные и экстремальные криминогенные ситуации. По уровню действия криминогенные ситуации могут затрагивать только одно лицо или касаться многих лиц. По характеру воздействия на виновного криминогенные ситуации делятся на провоцирующие, сопутствующие, соблазняющие, разряжающие и затрудняющие.

Роль жертвы в криминологическом механизме может быть различной — от нейтральной до максимально провокационной (толчковой) на совершение преступления.

Криминогенная роль потерпевшего проявляется в следующем:

Поведение жертвы может быть связано с насильственным посягательством на причинителя вреда. Это толчковое поведение при определенных обстоятельствах создает предкриминальную криминогенную ситуацию и содержит повод к совершению преступления. Толчковое поведение может быть и не связано с нападением, но будет побуждать к ответной насильственной реакции.

Негативная роль жертвы в механизме преступления может быть реализована и вне какого-либо конфликта. Причинитель вреда действует по просьбе, настоянию, поручению жертвы, для которой этот вред по тем или иным причинам выгоден, необходим (например, в ситуациях убийства из сострадания, производства незаконного аборта, членовредительства, причиненного по просьбе жертвы).

К ситуациям, в которых поведение жертвы создает объективную возможность совершение преступления, следует причислить и случаи неоказания сопротивления, отсутствие адекватной реакции на преступные или иные негативные действия. Роль жертвы в механизме преступления может заключаться в самопричинении вреда (например, в ситуации доведения до самоубийства).

Кроме того, поведение потерпевшего может иметь неосторожный характер, когда он не принимает необходимых мер предосторожности для избежания преступления, легкомысленно относится к возможности создания криминогенной ситуации.

Виктимологически значимым может быть также положительное поведение жертвы (например, он защищает кого-либо, добросовестно исполняет служебные или общественные обязанности и т.д.). То есть если бы жертва не действовала определенным образом, она не вызвала бы ответной насильственной реакции преступника.

Виды поведения жертвы:

Виктимология (от лат. victima — жертва, учение о жертве) — наука о потерпевшем, обладающем индивидуальной способностью стать жертвой преступного насилия.

Предметом криминальной виктимологии являются:

Виктимология изучает морально-психологические и социальные характеристики жертвы, влияющие на ее уязвимость. А также ситуации, которые предшествуют преступлению и ситуации непосредственно преступления.

С точки зрения виктимологии жертва преступления — это пострадавшее физическое лицо независимо от того, признано ли оно потерпевшим в установленном законом порядке и считает ли себя таковым. Кроме понятия «жертва» (оно аналогично понятию «потерпевший», также употребляемому виктимологией), эта наука оперирует понятиями «виктимность» (индивидуальная и массовая) и «виктимизация» (на тех же уровнях).

Виктимизация — это процесс превращения человека в жертву преступления и результат этого процесса, как в единичном, так и в массовом порядке.

Индивидуальная виктимность — это объективно присущая человеку способность (реализованная преступным актом или оставшаяся в потенциале), но отнюдь не фатальная предрасположенность стать при определенных обстоятельствах жертвой преступления.

Массовая виктимность характерна для определенных групп населения, выделяемых по половому, профессиональному, социальному или иному признаку.

Виктимологическая профилактика — это специфическая деятельность социальных институтов, направленная на выявление, устранение или нейтрализацию факторов, формирующих виктимное поведение и способствующих совершению преступлений. Помимо этого выявление групп риска и конкретных лиц с повышенной степенью виктимности и воздействие на них в целях восстановления или активизации их защитных свойств, а также разработка либо совершенствование уже имеющихся специальных средств защиты граждан от преступлений и последующей виктимизации.

Субъектами виктимологической профилактики выступают государственные органы, общественные и частные организации, должностные лица и граждане, осуществляющие традиционную профилактику. Но могут создаваться сугубо специализированные структуры, которые на профессиональной основе обеспечивают работу с жертвами в плане их защиты от противоправных посягательств. Примером такого рода субъектов можно назвать органы социальной защиты населения.

Успех виктимологической профилактики зависит от многих факторов организационного и тактического характера.

Одна из серьезных проблем виктимологической профилактики — информационное обеспечение. Ведь для принятия обдуманных решений и определения профилактических методов нужны разносторонние сведения о потерпевших и иных жертвах преступлений, о социальных последствиях преступности в целом и отдельных видов и групп преступлений, об отношении граждан к социальным (последствиям преступности и конкретным преступлениям, о степени виктимности различных слоев и групп населения, уровне страха и подавленности населения вследствие разгула преступности. Для организации виктимологической профилактики важно не просто выявить потенциальную жертву, а проследить ее связь с возможным причинителем вреда в различных ситуациях.

Существуют два основных вида виктимологической профилактики. Первый включает меры, направленные на устранение ситуаций, чреватых возможностью причинения вреда:

Второй вид виктимологической профилактики включает меры, позволяющие обеспечить личную безопасность возможной жертвы преступления. По существу, это меры индивидуальной профилактики, которые можно разделить на две подгруппы. Первая — это меры по обеспечению личной безопасности потенциальной жертвы в случаях, когда иным способом устранить опасную ситуацию для данного лица по каким-либо причинам невозможно.

Эти меры касаются, как правило, лиц, чья профессиональная деятельность или социальное положение предопределяют их виктимность. Сами меры выражаются в информировании и обучении таких лиц, предоставлении личной охраны или средств индивидуальной зашиты (оружий, бронежилета и др.), определении мест для временного проживания или пребывания и др.

Вторая подгруппа — это мероприятия, заключающиеся в воздействии на потенциальную жертву с тем, чтобы восстановить или активизировать ее внутренние защитные возможности. Это могут быть разъяснительные беседы, обучение приемам самообороны, оповещение о предстоящих ситуациях, ориентирование на поддержание постоянной связи с правоохранительными органами, контроль за поведением потенциальной жертвы и др.

Использование тех или иных мер виктимологической профилактики зависит от многих факторов, в частности от вида, места, времени и способов совершения преступления, способности жертвы оказать противодействие преступнику, наличия у соответствующих органов и должностных лиц достаточных бил и средств для оказания поддержки жертвам и др. В каждом конкретном случае набор мероприятий определяется с учетом реальной обстановки.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4