1.3. Ситуационные детерминанты оказания помощи.
Интерес к этому феномену возник в связи с известным убийством Катрин Дженовез. Девушка была убита и изнасилована днем в присутствии 38 свидетелей (наблюдали из окон домов), ни один из которых не вызвал полицию, а вызвал её прохожий через 2 часа после убийства!
Мы чаще оказываем помощь в следующих ситуациях:
в ситуациях малого количества очевидцев или малонаселенности. В ситуациях присутствия других людей мы реже оказываем помощь. Личная ответственность теряется, когда одновременно присутствует от 5-7 человек и выше (эксперимент с дымом, когда один человек присутствует, а потом количество увеличивали).*
степень понятности ситуации, когда требуется помощь. В ситуациях, когда ситуация понятна чаще оказывается помощь. Эксперимент в нью-йоркской подземке. Человеку, который был без палочки и без бутылочки реже помогали подняться, когда он падал. Если мы не понимаем ситуацию, мы не помогаем.
Если ситуация рискованна. Когда в военные годы вывозили евреев.
Гипотеза урбанистической перегрузки (С. Милгрен). Жизнь в городе перегружает человека разнообразными стимулами, он сенсорнонасыщен. Естественный способ защиты – попытка оградить себя, уход в себя. Отказ от помощи – реакция на чрезмерную сенсорную перегрузку.
Наблюдение за значимыми моделями, которые в этот момент кому-то ещё помогают. Мы оказываем помощь, когда это делают и другие. Просоциальные модели способствуют проявлению альтруизма.
Давление времени (время, которое есть у человека для того, чтобы оказать помощь). Эксперимент в Принстонской духовной семинарии. В спешке люди в полной мере не осознают ситуацию. Сколько у нас времени, столько помощи мы и оказываем в большом городе.
(*если есть нужда в более подробных описаниях экспериментов – напишите мне, найду=)
Роль эмпатии в развитии мотивации просоциального поведения.
Когда мы испытываем эмпатию (сочувствие), мы обращаем свое внимание не столько на наш собственный дистресс, сколько на страдания других. Подлинное сочувствие и сострадание мотивируют нас помогать другому человеку в его собственных интересах. Такая эмпатия возникает естественным путем. В родильных домах плач одного ребенка иногда вызывает целый хор плачущих голосов. Возможно, мы появляемся на свет с врожденным чувством эмпатии. Наблюдение дистресса других может вызвать у наблюдающего смешанные чувства, включающие фокусированный на себя дистресс и фокусированную на других эмпатию.
Исследования показывают, что подлинный альтруизм все-таки существует. Он может существовать исключительно в следующих случаях.
Эмпатия вызывает оказание помощи только тогда, когда люди считают, что другие получат необходимую им помощь.
Люди, у которых возросла эмпатия, окажут помощь даже тогда, когда уверены, что никто не узнает об их помощи. Их участие продолжается до тех пор, пока человеку не будет оказана помощь.
Люди иногда настаивают на оказании помощи пострадавшему, даже когда полагают, что их плохое настроение временно вызвано каким-либо лекарством депрессивного действия.
Если человек сочувствует страдальцу, то он, чтобы помочь, нарушает собственные правила и представления о порядочности.
Подлинный альтруизм может существовать в следующих случаях:
- люди считают, что другие получат необходимую им помощь
- когда люди уверены, что никто не узнает об их помощи
- 23.Помогающее и агрессивное поведение: объяснения, условия, формирование мотивации.
- 1.2. Личностные детерминанты оказания помощи.
- 1.3. Ситуационные детерминанты оказания помощи.
- 1.4. Формирование мотивации помогающего поведения.
- 2. Понятие агрессивного поведения.
- 2.1. Виды агрессии.
- 2.2. Личностные источники агрессивного поведения.