logo
Программа предметной и психолого-педагогической подготовки к государственной итоговой аттестации (ЕГЭ,ГИА)

Психолого-педагогическая подготовка участников образовательного процесса к егэ, гиа

Участники ЕГЭ, ГИА: администрация школы, учителя, ученики, родители

Восприятие ЕГЭ, ГИА его участниками

ЕГЭ,ГИА: понятие, положение, принципы, условия

Возможности, которые предоставляет ЕГЭ, ГИА для всех участников

Способы психолого-педагогической подготовки всех участников к ЕГЭ,ГИА

Трудности, с которыми

сталкиваются участники ЕГЭ,ГИА

Направления психолого-педагогической подготовки всех участников к ЕГЭ, ГИА

Рис. 1 Модель психолого-педагогической подготовки к ЕГЭ.

Основные направления психолого-педагогической подготовки к ЕГЭ,ГИА:

  1. Психолого-педагогическое просвещение всех участников ЕГЭ, ГИА состоит в предоставлении информации о цели, задачах, принципах, требованиях, правилах и сроках проведения и т.д.

  2. Психолого-педагогическая подготовка всех участников ЕГЭ, ГИА заключающаяся в работе с учителями, учениками и их родителями, состоящей из формирования положительного отношения всех участников ЕГЭ, ГИА разрешения прогнозируемых трудностей, формирования и развития определенных знаний, умений и навыков, необходимых для ЕГЭ, ГИА

  3. Подготовка учащихся к тестированию связана с развитием у учащихся умения работать с различными видами тестовых заданий, а у педагогов умения разрабатывать и использовать тесты школьных достижений в учебном процессе.

Исходя из вышесказанного, можно выделить также следующие направления работы по психолого-педагогической подготовке в процессе предметной подготовки учащихся к ЕГЭ, ГИА формирование умения решать задания разного уровня; развитие мотивации и целеполагания; формирование положительного отношения; становление определенной жизненной позиции; формирование роли участника экзамена; формирование самоконтроля, самооценки и уверенности.

В связи с тем, что технология и методика оценки учебных достижений, используемые ЕГЭ, ГИА имеет форму тестирования, в основе которой лежат три типа тестовых заданий: задания с выбором правильного ответа из нескольких предложенных (часть А); задания, требующие краткого ответа (часть В); задания с развернутым ответом (часть С), возникает необходимость развития у учащихся умения работать с такими тестами.

Своевременная психолого-педагогическая и предметная подготовка к государственной итоговой аттестации будет способствовать успешному решению заданий, предлагаемых ЕГЭ, ГИА

Каждому учителю важно помнить, что на результаты ЕГЭ влияют:

- уровень предметной подготовки;

- уровень тестовой культуры выпускника;

- психологическая готовность демонстрировать сформированные знания и умения в непривычной обстановке.

Задачами учителя являются:

- адекватная оценка в течение учебного периода знаний, умений и навыков учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;

- не «натаскивание» старшеклассников на выполнение заданий различного уровня сложности, а организация системной продуманной работы в течение всех лет обучения предмету (должна быть преемственность между учителями-предметниками и периодом обучения);

- индивидуальное выполнение самими учителями экзаменационных работ ЕГЭ, ГИА по предмету с последующей фиксацией возникающих при выполнении заданий трудностей;

- проведение анализа собственных затруднений при выполнении тестовых заданий и наметить пути их устранения, используя таблицу 1;

Таблица 1.

Мои затруднения при выполнении заданий

Пути устранения возникших трудностей

По содержанию

 

Другие

- составление плана собственной работы по подготовке обучащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ, ГИА в процессе преподавания предмета;

- проведение обсуждения этих планов со всеми участниками образовательного процесса;

- проведение практикумов, целью которых является прогнозирование и предупреждение возможных ошибок учащихся, определение методических приемов по предупреждению этих ошибок (групповая работа учащихся);

- анализ результатов собственных, муниципальных, региональных, федеральных тестирований, пробного тестирования и др.

Рекомендуемый алгоритм работы учащихся в группе:

- индивидуальный анализ заданий и их выполнение;

- представление своих наработок в группе (опыта);

- подготовка выступления от группы и собственно выступление.

Что дает такой алгоритм?

- Расширение опыта.

- Обогащение его наиболее эффективными способами преодоления трудностей.

- Самостоятельное учащимися выполнение заданий.

- Знакомство их с электронными вариантами ЕГЭ с использованием компьютера.

Что дает анализ результатов ЕГЭ, ГИА (собственных, муниципальных, региональных, федеральных)?

- Выявляет уровень и качество предметной подготовки.

- Выявляет уровень тестовой культуры выпускника.

- Выявляет психологическую готовность учащихся демонстрировать сформированные знания и умения в непривычной обстановке (в условиях ЕГЭ, ГИА)

- Способствует совместному планированию выступлений педагогов и психолога школы.

- Способствует презентации имеющегося у педагогов-предметников опыта.