logo
Программа предметной и психолого-педагогической подготовки к государственной итоговой аттестации (ЕГЭ,ГИА)

Формирование конструктивной деятельности на экзамене

Опыт сдачи пробных или репетиционных экзаменов не позволяет ребенку сформулировать для себя наиболее продуктивную стратегию деятельности.

Достичь этой цели можно в различных формах.

Фронтальная форма (охвачены все выпускники). В этом случае подготовка может происходить в виде классных часов или психологических занятий. Достоинство такой формы – возможность охватить большое количество учащихся и экономия времени, недостаток – невозможность обеспечить индивидуальный подход.

Индивидуальная форма (консультации) максимально обеспечивает адресность рекомендаций, но она более трудоёмка.

Групповая форма предполагает, что с 8-10 учащимися работает психолог. Критерием для деления могут выступать схожие особенности учебной деятельности. Такая форма и экономична по времени и обеспечивает возможность дифференцированной работы по проблеме подготовки к экзамену.

Ниже представлены этапы формирования конструктивной деятельности на экзамене.

  1. Анализ особенностей учебной деятельности: психолого-педагогическая диагностика (психолог), самоанализ ученика (анализ учеником особенностей своей учебной деятельности, выделение своих сильных и слабых сторон – ставит ученика в активную позицию, тем самым, повышая его ответственность); экспертные оценки педагогов (совместно с педагогом определяются сильные и слабые стороны выпускника).

  2. Выделение «места наименьшего сопротивления». Например, для отличника таким местом может стать возможность выполнить минимально нужный объем заданий, отказавшись от других, или возможность пропустить задание, если он не может с ним справиться.

  3. Разработка адресных рекомендаций для выпускника, родителей, педагогов с учетом сильных и слабых сторон учебной деятельности выпускника. Здесь можно использовать дифференцированный подход, когда эта схема применяется к группе учащихся, а не только к отдельному ученику.