11.2. Психология умственно отсталого ребенка
Умственно отсталым называют такого ребенка, у которого стойко нарушена познавательная деятельность вследствие органического поражения головного мозга.
Впечатление умственно отсталых могут производить глухонемые дети, если они не учились в специализированном детском саду, дети, несколько лет болевшие туберкулезом костей, лежавшие в гипсе, живущие среди иноязычного населения. Но это не умственно отсталые дети. Педагогически запущенные дети, даже с неразвитыми познавательными процессами, тоже не будут считаться таковыми, потому что у умственно отсталых детей должно присутствовать сочетание двух признаков: 1) нарушение познавательной деятельности и 2) органическое поражение головного мозга, вызвавшее это нарушение.
К категории умственно отсталых детей относятся олигофрены: дебилы, имбецилы и идиоты.
Рассмотрим детей-олигофренов более подробно. Олигофрения, что в переводе на русский язык означает «малоумие», не является названием какой-либо определенной болезни. Олигофрения – клинически разнородная группа. Это название состояния, возникающего после различных видов поражения центральной нервной системы ребенка в период до развития его речи, т. е. до одного-двух лет жизни. Причинами олигофрении могут быть наследственные и внутриутробные повреждения плода, родовые травмы, асфиксия плода и другие заболевания, влияющие на центральную нервную систему ребенка примерно до двухлетнего возраста. Особенности олигофрении таковы: ранний срок поражения центральной нервной системы и последующее прекращение заболевания. При олигофрении психическое развитие ребенкапроисходит на дефектной основе. Но так как в данном случае заболевание не носит длительного характера, ребенок считается практически здоровым.
Психика ребенка-олигофрена совершенно не похожа на психику нормального ребенка. Незрелость высших интеллектуальных процессов в сочетании с чрезмерной косностью поведения создает качественно своеобразную картину психического развития.
Олигофрения различается по степени выраженности. Принято различать три степени умственной отсталости: дебильность (самая легкая), имбецильность (более глубокая), идиотия (наиболее тяжелая).
Дебилы в результате обучения достигают сравнительно высокого уровня психического развития. Они становятся самостоятельными гражданами, несут ответственность за свои поступки, овладевают профессией, требующими средней квалификации, имеют право быть владельцами домов, построек и т. д. Умственная отсталость в степени дебильности не может быть причинной невменяемости, нетрудоспособности, недееспособности человека. К военной службе дебилов не допускают.
Имбецилы – это глубоко отсталые дети. Они не усваивают общих понятий, правил арифметики, грамматики, с трудом овладевают навыками чтения и письма. Самостоятельно жить имбецилы не могут, так как нуждаются в опеке и надзоре, хотя их можно приспособить к некоторым видам производственного труда.
У детей-идиотов не развита речь, отсутствуют навыки самообслуживания, нарушена координация движения. Такие дети нуждаются в специальном уходе, поэтому находятся в учреждениях социального обеспечения. У них можно воспитать элементарные навыки и умения в домашних условиях, если с ними занимается специалист, который называется олигофренопедагог.
- 1.1. Предмет и задачи возрастной психологии
- 1.3. Методы исследования в возрастной психологии
- 1.4. Исторический анализ понятия «детство»
- Тема 2. Теории психического развития
- 2.1. Биогенетические и социогенетические концепции
- 2.2. Теория конвергенции двух факторов детского развития
- 2.3. Психоаналитические теории детского развития
- 2.4. Эпигенетическая теория личности Эрика Эриксона
- 2.5. Теория социального научения
- 2.6. Проблема развития мышления в ранних работах Жана Пиаже
- 2.7. Теория когнитивного развития (концепция ж. Пиаже)
- 2.8. Культурно-историческая концепция
- 2.9. Концепция психического развития ребенка д.Б. Эльконина
- Тема 3. Психологические проблемы развития личности
- 3.1. Особенности процесса развития
- 3.2. Движущие силы, условия и источники развития личности
- 3.3. Закономерности психического развития
- 3.4. Механизмы развития личности
- 3.5. Самосознание личности
- 3.6. Структурные звенья самосознания. Их генезис
- Тема 4. Периодизация психического развития
- 4.1. Подходы к периодизации психического развития в возрастной психологии
- 4.2. Понятие возраста
- 4.3. Параметры возраста
- Тема 5. Психическое развитие новорожденного, младенца
- 5.1. Кризис новорожденности
- 5.2. Психическое развитие ребенка в период новорожденности
- 5.3. Новообразования периода новорожденности
- 5.4. Кризис первого года жизни
- 5.5. Ведущий вид деятельности
- 5.6. Новообразования младенческого возраста
- Тема 6. Раннее детство (от 1 года до 3 лет)
- 6.1. Социальная ситуация развития
- 6.2. Развитие познавательной сферы ребенка
- 6.3. Личностные образования
- Тема 11. Психологические основы учебно-воспитательной работы с детьми, обнаруживающими отклонения в умственном развитии
- 6.4. Кризис трех лет
- 6.5. Ведущий вид деятельности в раннем детстве
- Тема 7. Дошкольное детство (от 3 до 6–7 лет)
- 7.1. Социальная ситуация развития
- 7.2. Ведущий вид деятельности
- 7.3. Игра и игрушки
- 7.4. Психическое развитие дошкольника
- 7.5. Новообразования дошкольного возраста
- 7.6. Психологическая готовность к школе
- Тема 8. Младший школьный возраст (от 6–7 до 10–11 лет)
- 8.1. Социальная ситуация развития
- 8.2. Учебная деятельность. Другие виды деятельности
- 8.3. Новообразования младшего школьного возраста
- 8.4. Кризис семи лет
- 8.5. Проблемы перехода от младшего школьного возраста к подростковому
- Тема 9. Подростковый возраст (от 10–11 до 14–15 лет)
- 9.1. Социальная ситуация развития
- 9.3. Психологические изменения
- 9.4. Кризис подросткового возраста
- 9.5. Ведущая деятельность в подростковом возрасте
- 9.6. Новообразования подросткового возраста
- Тема 10. Юношество (от 15–16 до 20 лет)
- 10.1. Когнитивные изменения
- 10.2. Учебно-профессиональная деятельность
- 10.3. Процесс становления самосознания
- 10.4. Взаимоотношения с окружающими
- Тема 11. Психологические основы учебно-воспитательной работы с детьми, обнаруживающими отклонения в умственном развитии
- 11.1. Дети с отклонениями в развитии
- 11.2. Психология умственно отсталого ребенка
- 11.3. Психологические особенности одаренных детей
- Тема 12. Развитие личности в экстремальных ситуациях и ситуациях депривации
- Тема 13. Методы развивающей работы психолога
- 13.1. Содержание и организация развивающей и коррекционной работы
- 13.2. Традиционные формы групповой коррекционно-развивающей работы (тренинги)
- 13.3. Нетрадиционные формы групповой развивающей работы
- 13.4. Индивидуальная работа психолога
- Тема 14. Психология взрослого человека
- 14.1. Ранняя взрослость (20–40 лет)
- 14.2. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет)
- 14.3. Период поздней взрослости (60 лет и старше)