7.2. Ведущий вид деятельности
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игра – это такая форма деятельности, в которой ребенок воспроизводит основные смыслы человеческой деятельности и усваивает те формы отношений, которые будут реализованы и осуществлены впоследствии. Он делает это, замещая одни предметы другими, а реальные действия – сокращенными.
Особое развитие в этом возрасте получает сюжетно-ролевая игра (см. 7.3). Основу такой игры составляет роль, выбираемая ребенком, и действия по реализации этой роли.
Д.Б. Эльконин утверждал, что игра – это символико-моделирующий тип деятельности, в которой операционно-техническая сторона минимальна, операции сокращены, предметы условны. Известно, что все типы деятельности дошкольника носят моделирующий характер, а сущность моделирования – воссоздание объекта в другом, не натуральном материале.
Предметом игры является взрослый как носитель каких-либо общественных функций, вступающий в те или иные отношения с другими людьми, придерживающийся в своей деятельности определенных правил.
В игре формируется внутренний план действий. Происходит это следующим образом. Ребенок, играя, делает акцент на человеческих взаимоотношениях. Чтобы их отразить, ему надо внутренне проиграть не только всю систему своих действий, но и всю систему последствий этих действий, а это возможно только при создании внутреннего плана действий.
Как показал Д.Б. Эльконин, игра – это историческое образование, и она возникает тогда, когда ребенок не может принять участие в системе общественного труда, поскольку для этого он еще мал. Но ему хочется войти во взрослую жизнь, поэтому он это делает через игру, немного соприкасаясь с этой жизнью.
- 1.1. Предмет и задачи возрастной психологии
- 1.3. Методы исследования в возрастной психологии
- 1.4. Исторический анализ понятия «детство»
- Тема 2. Теории психического развития
- 2.1. Биогенетические и социогенетические концепции
- 2.2. Теория конвергенции двух факторов детского развития
- 2.3. Психоаналитические теории детского развития
- 2.4. Эпигенетическая теория личности Эрика Эриксона
- 2.5. Теория социального научения
- 2.6. Проблема развития мышления в ранних работах Жана Пиаже
- 2.7. Теория когнитивного развития (концепция ж. Пиаже)
- 2.8. Культурно-историческая концепция
- 2.9. Концепция психического развития ребенка д.Б. Эльконина
- Тема 3. Психологические проблемы развития личности
- 3.1. Особенности процесса развития
- 3.2. Движущие силы, условия и источники развития личности
- 3.3. Закономерности психического развития
- 3.4. Механизмы развития личности
- 3.5. Самосознание личности
- 3.6. Структурные звенья самосознания. Их генезис
- Тема 4. Периодизация психического развития
- 4.1. Подходы к периодизации психического развития в возрастной психологии
- 4.2. Понятие возраста
- 4.3. Параметры возраста
- Тема 5. Психическое развитие новорожденного, младенца
- 5.1. Кризис новорожденности
- 5.2. Психическое развитие ребенка в период новорожденности
- 5.3. Новообразования периода новорожденности
- 5.4. Кризис первого года жизни
- 5.5. Ведущий вид деятельности
- 5.6. Новообразования младенческого возраста
- Тема 6. Раннее детство (от 1 года до 3 лет)
- 6.1. Социальная ситуация развития
- 6.2. Развитие познавательной сферы ребенка
- 6.3. Личностные образования
- Тема 11. Психологические основы учебно-воспитательной работы с детьми, обнаруживающими отклонения в умственном развитии
- 6.4. Кризис трех лет
- 6.5. Ведущий вид деятельности в раннем детстве
- Тема 7. Дошкольное детство (от 3 до 6–7 лет)
- 7.1. Социальная ситуация развития
- 7.2. Ведущий вид деятельности
- 7.3. Игра и игрушки
- 7.4. Психическое развитие дошкольника
- 7.5. Новообразования дошкольного возраста
- 7.6. Психологическая готовность к школе
- Тема 8. Младший школьный возраст (от 6–7 до 10–11 лет)
- 8.1. Социальная ситуация развития
- 8.2. Учебная деятельность. Другие виды деятельности
- 8.3. Новообразования младшего школьного возраста
- 8.4. Кризис семи лет
- 8.5. Проблемы перехода от младшего школьного возраста к подростковому
- Тема 9. Подростковый возраст (от 10–11 до 14–15 лет)
- 9.1. Социальная ситуация развития
- 9.3. Психологические изменения
- 9.4. Кризис подросткового возраста
- 9.5. Ведущая деятельность в подростковом возрасте
- 9.6. Новообразования подросткового возраста
- Тема 10. Юношество (от 15–16 до 20 лет)
- 10.1. Когнитивные изменения
- 10.2. Учебно-профессиональная деятельность
- 10.3. Процесс становления самосознания
- 10.4. Взаимоотношения с окружающими
- Тема 11. Психологические основы учебно-воспитательной работы с детьми, обнаруживающими отклонения в умственном развитии
- 11.1. Дети с отклонениями в развитии
- 11.2. Психология умственно отсталого ребенка
- 11.3. Психологические особенности одаренных детей
- Тема 12. Развитие личности в экстремальных ситуациях и ситуациях депривации
- Тема 13. Методы развивающей работы психолога
- 13.1. Содержание и организация развивающей и коррекционной работы
- 13.2. Традиционные формы групповой коррекционно-развивающей работы (тренинги)
- 13.3. Нетрадиционные формы групповой развивающей работы
- 13.4. Индивидуальная работа психолога
- Тема 14. Психология взрослого человека
- 14.1. Ранняя взрослость (20–40 лет)
- 14.2. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет)
- 14.3. Период поздней взрослости (60 лет и старше)