Психологическое сопровождение как технология специальной психологической помощи лицам с овз
В настоящее время в качестве современной образовательной технологии выступает психологическое сопровождение. Концепция сопровождения как новой образовательной технологии в нашей стране разработана Е.И. Казаковой (1995), которая указывает несколько источников, определяющих условия создания отечественной системы сопровождения: опыт комплексной помощи и поддержки детей в системе специального образования; опыт функционирования специализированных служб, обеспечивающих разнонаправленную психолого-педагогическую и медико-социальную поддержку детей и их родителей; многолетняя работа ПМПК; инновационные исследования вузовских научных центров и др.
Исходным положением для формирования теории и практики комплексного сопровождения в данной концепции стал системноориентированный подход, согласно которому развитие понимается как выбор и освоение субъектом тех или иных инноваций. Каждая ситуация выбора порождает множественность вариантов решения, обусловленных некоторым ориентационным полем развития. В этой связи автор трактует сопровождение как помощь субъекту развития в формировании ориентационного поля, за действия в котором ответственность несет сам субъект. Важнейшее положение системно-ориентационного подхода состоит в приоритете опоры на внутренний потенциал развития субъекта и, следовательно, право субъекта самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность (Е.И. Казакова, 1998).
Определяя сущность понятия «сопровождение» в контексте задач специального образования, Е.И. Казакова рассматривает его как мультидисциплинарный метод оказания комплексной помощи, обеспечиваемый единством усилия педагогов, психологов, социальных и медицинских работников. При этом отмечается, что замена термина «сопровождение» традиционным (помощь, поддержка или обеспечение) не в полной мере отражает суть явления. Автор подчеркивает, что имеется в виду не любая форма помощи (а тем более обеспечения), а только такая, в основе которой лежит сохранение максимума свободы и ответственности субъекта помощи за выбор варианта решения актуальной проблемы.
В связи с задачами нашего исследования важным положением теории сопровождения является тезис о том, что субъектом или носителем проблемы развития ребенка является не только он сам, но и его родители и педагоги, а также ближайшее окружение (рис. 2.3.1).
Рис. 2.3.1. Субъектный четырехугольник (по Е.И. Казаковой)
Концептуальные положения Е.И. Казаковой применительно к лицам сОВЗ получили дальнейшую разработку и конкретизацию в работах Л.М. Шипицыной.
Функции сопровождения ребенка с отклонениями в развитии сегодня реализуются в деятельности различных служб, среди которых доминируют центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи семье и ребенку (ППМС-центры), а также разных специалистов, в том числе и психологов.
Анализируя специфику сопровождения в работе школьного психолога, М.Р. Битянова (1997) определяет психологическое сопровождение как систему профессиональной деятельности психолога, направленную на создание социально-психологических условий для успешного обучения ребенка в ситуации школьного взаимодействия. Сопровождение представляет собой активное, целенаправленное воздействие на социальные условия, в которых живет ребенок, и рассматривается автором и как метод, и как идеология работы школьного психолога.
Указанные М.Р. Битяновой задачи сопровождения, предусматривающие работу со здоровыми школьниками, несомненно, имеют важное практическое значение. Однако и содержательная направленность, и задачи психологического сопровождения детей с отклонениями в развитии существенно отличаются от аналогичных задач сопровождения в массовой школе.
Характеризуя психологическое сопровождение детей с отклонениями в развитии, И.И. Мамайчук (2004) определяет его как деятельность, предполагающую создание комплексной системы клиникопсихологических, психолого-педагогических и психотерапевтических условий, способствующих успешной их адаптации, реабилитации и личностному росту в социуме (школе, семье, медицинском учреждении и пр.). Автор утверждает, что сопровождение — это всегда пролонгированный, динамический процесс, включающий пять взаимосвязанных компонентов:
-
1) систематическое отслеживание клинико-психологического и психолого-педагогического статуса ребенка в динамике его психического развития;
-
2) создание социально-психологических условий для эффективного психического развития детей в социуме;
-
3) систематическая психологическая помощь им в виде консультирования, психокоррекции, психологической поддержки;
-
4) психологическая помощь родителям;
-
5) организация жизнедеятельности ребенка с отклонениями в развитии в социуме с учетом его психических и физических возможностей.
Можно выделить несколько этапов психологического сопровождения.
На подготовительном этапе решаются такие задачи, как установление контакта со всеми участниками сопровождения, определение объема работы и последовательности процесса сопровождения, подготовка необходимой документации, составление графика работы.
Ориентировочный этап предусматривает решение следующих задач: ознакомление специалистов с результатами психологического обследования, обсуждение с педагогами и другими специалистами особенностей психического развития ребенка.
На этапе планирования создается индивидуальная программа сопровождения ребенка, которую утверждают все специалисты, работающие с ним. Однако следует подчеркнуть, что составление такой программы возможно только после тщательного клинико-психологического и психолого-педагогического обследования ребенка.
Этап реализации предполагает воплощение в жизнь положений индивидуальной программы. При этом оказывается необходимая помощь родителям и педагогам в создании условий для полноценной жизни ребенка и успешного овладения им образовательными программами с учетом его психических и физически возможностей. Помощь родителям и другим участникам сопровождения заключается в гармонизации межличностных отношений с ребенком для оптимизации воспитательного процесса.
Заключительный этап завершается коллегиальным обсуждением проведенной работы, оценкой ее эффективности и рекомендациями по поводу дальнейшей деятельности (дополнительных коррекционных занятий с ребенком, продолжения его обучения в коррекционном или другом классе, в школе с профессиональной ориентацией или получения профессионального образования и пр.).
Таким образом, по данным специальной литературы базовыми характеристиками психологической помощи являются ее практическая направленность, функционирование в рамках психологической службы, осуществление посредством особых видов психологической деятельности (диагностики, коррекции, консультирования, сопровождения, поддержки), каждый из которых обладает своей спецификой и содержанием.
Итак, подводя итоги подчеркнем, что в настоящее время существует несколько трактовок понятия «психологическое сопровождение».
Психолого-педагогическое сопровождение определяется различными авторами как:
-
• неотъемлемая часть целостной и комплексной системы специальной помощи (Е.И. Казакова, Л.М. Шипицына);
-
• особый вид психолого-педагогической деятельности, имеющий социально-психологическую направленность (И.И. Мамайчук, Р.М. Битянова и др.);
-
• интегративная технология, предусматривающая создание условий для восстановления потенциальных возможностей развития ребенка и саморазвития семьи в результате эффективного выполнения ими своих основных функций;
-
• процесс особого рода бытийных отношений между сопровождающим и теми, кто нуждается в помощи (И.И. Мамайчук, Р.М. Би-тянова и др.).
Контрольные вопросы
-
1. Раскройте современные представления о психолого-педагогическом сопровождении образования лиц с ОВЗ.
-
2. Опишите структуру и содержание концепции психологической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья.
-
3. Раскройте основные принципы психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ.
-
4. Укажите основные задачи психолого-педагогического сопровождения образования лиц с ОВЗ.
Литература
Основная
-
1. Волковская Т.Н. Концептуальные основания системы психологической помощи детям с недостатками речи: Монография. М.: ГИД, 2012.
-
2. Казакова Е.И. Сопровождение развития — новая образовательная технология // Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка. СПб., 2001. 4.1.
-
3. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2010.
-
4. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка / Под ред. Л.М. Шипипиной. М., 2003.
Дополнительная
-
1. Алехина С. В. Организация образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации. М.: МГПУ, 2012.
-
2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 1998.
-
3. Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб., 2003.
-
4. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И., Разенкова Ю.А., Урядницкая И.А., Шматко Н.Д. Проект программы создания единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии //Дефектология. 2000. № 6. С. 3—8.
-
5. Жигорева М. В. Комплексная модель сопровождения развития дошкольников со сложными нарушениями: Монография. М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2009.
-
6. Инклюзивное образование. М., 2010. Вып. 1—5.
-
7. Казакова Е.И. Педагогическое сопровождение. Опыт международного сотрудничества. СПб., 1995.
-
8. Казакова Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике // Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка. СПб., 1998.
-
9. Кисова В.В., Конева И.А. Практикум по специальной психологии. СПб., 2010.
-
10. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2010.
-
11. Матасов Ю. Т., Калягин В.А., Овчиникова Т.С. Как организовать психологическое сопровождение в образовательных учреждениях. М.: Каро, 2005.
-
12. Назарова Н.М. Специальная педагогика. М.: АСАОЕМА, 2000.
-
13. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. М., 2008.
-
14. Усанова О.Н. Психологическое изучение детей с аномалиями развития//Логопатопсихология / Под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. М., 2010.
-
15. Шипицына Л.М. Социальная и педагогическая интеграция: проблемы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья // Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка. СПб., 2001. Ч. 1.
- Введение
- Современная система специального образования характеристика современной системы специального образования
- Основные понятия системы специального образования
- Особенности развития детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья Современные представления о нарушениях развития у детей
- Психологическая помощь в системе специального образования современные представления о психологической помощи и концептуальные подходы к ее организации в специальном образовании
- Психологическое сопровождение как технология специальной психологической помощи лицам с овз
- Основные направления психологической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья психологическая диагностика в системе специальной психологической помощи
- Психологическое консультирование в системе специальной психологической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья Понятие психологического консультирования
- Психолого-педагогическая коррекция в системе специальной психологической помощи