Понятие субкультуры. Структура субкультуры и ее особенности.
Понятие «субкультура». Во всех обществах существует множество подгрупп, имеющих различные культурные ценности и традиции. Систему норм и ценностей, отличающую группу от большинства общества, называют субкультурой. Понятие «субкультура» неоднозначно, под ней понимают:
1) трансформированную профессиональным мышлением систему ценностей традиционной культуры;
2) особую форму организации людей, определяющую стиль жизни и мышления ее носителей, отличающуюся своими обычаями, нормами, интересами;
3) совокупность некоторых негативных интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры.
Исходя из всего, можно дать обобщающее определение: субкультура – это частичная, относительно когерентная культурная система внутри общей национальной культуры, социальные образования внутри общества, которые отличаются от преобладающей и нормативной культуры по тем или иным определенным признакам. Субкультура формируется под влиянием таких факторов, как социальный класс, этническое происхождение, религия, местожительство и другое.
Особенности субкультуры. Они таковы:
- состояние свободы от обязанностей и ответственности;
- субкультура как средство самовыражения и солидарности;
- социализирующая роль;
- внутреннее единообразие и внешний протест;
- маргинальность;
- образ – элементы костюма, прическа, косметика;
- манера поведения – особенности невербального компонента общения (экспрессия, мимика, походка, жестикуляция и т.д.);
- сленг – специфический словарь и его использование.
Рассмотрим эти особенности в молодежной субкультуре. Социальной базой формирования субкультуры могут выступать возрастные группы (рокеры, панки, металлисты, роллинги, битломаны и другие). Правда, эти субкультуры образовались не только на основе возрастной общности, но и в силу тех или иных своих интересов. К примеру, в 70-х гг. металлисты, роллинги и другие группы формировались вокруг различных музыкальных вкусов и стилей. У таких групп, как анархисты, ностальгисты, пацифисты, ценностные ориентации имели некоторый политический и идеологический оттенок. Выделялись группы аполитичного характера – это хиппи, панки. Среди интеллектуальной молодежи пользовалась популярностью группа «Митьки», выделяющаяся самоиронией и гротескно подчеркнутым стилем « a la Русь». В те же годы формировались группировки, исповедовавшие «культ мускулов и физической силы (качки)».
На возникновение и развитие субкультур влияют изменения образа и уровня общества, крупные социальные события и потрясения. Возможны появление и активизация субкультуры при улучшении условий жизни какой-либо социальной группы (повышение доходов, образовательного и культурного уровня и т.д.). Второй тип субкультур можно назвать субкультурами «кризиса», т.к. их появление связано с ухудшением социально-экономического положения.
Социальной базой формирования субкультур могут быть и социальные слои (городское и сельское население). Это закрытые культурные образования, носители которых выделяются по внешнему облику, манере поведения, жаргону-сленгу, создающих особый тип субкультур на основе переработки официальной культуры общества. Однако это не означает, что та или иная группа выступает против всеобщей культуры. Поэтому несправедливо относиться к субкультуре с неодобрением или недоверием, (что наблюдается в большинстве случаев). Эта проблема может возникнуть даже по отношению к уважаемым субкультурам врачей, военных и т.д.
Некоторые из наиболее интересных субкультур связаны с языком. Например, Ульям Лабов (1970) старался доказать, что употребление нестандартного английского языка детьми из негритянского гетто не свидетельствует об их «языковой неполноценности». Лабов считает, что негритянские дети не лишены способности общаться, как белые, просто они употребляют несколько иную систему грамматических правил; за многие годы эти правила укоренились в субкультуре негров. Лабов доказал, что в соответствующих ситуациях и черные, и белые дети говорят одно и то же, хотя употребляют различные слова. Тем не менее употребление нестандартного английского языка неизбежно вызывает проблему – неодобрительную реакцию большинства на так называемое нарушение общепринятых правил. Учителя часто считают использование негритянского диалекта нарушением правил английского языка. Поэтому негритянские дети незаслуженно подвергаются критике и наказаниям.
«Peer group». С понятием субкультур тесно связано понятие «peer group», которое разрабатывалось в американской социологии. Слово «peer» этимологически восходит к латинскому «par» (равный), но «peer group» означает нечто большее, чем «возрастная гомогенная группа» (группа сверстников), т.к. имеется в виду равенство не только по возрасту, но и по социальному статусу, и по взглядам, ценностям и формам поведения. Термин «peer group» используется для обозначения неформальных групп молодежи, групп свободного времени. Неформальные молодежные субкультуры формируются в основном для исполнения социальных ролей, для развития самосознания и солидарности. Процесс понимания друг другом осложняется явлением рефлексии. Под рефлексией здесь понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается собеседником.
Есть некоторые факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. Например:
- наличие заранее заданных установок, оценок;
- наличие уже сформированных стереотипов;
- стремление сделать преждевременное заключение о личности человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация;
- безотчетное структурирование личности другого человека (образ объединяет в себе только строго определенные черты );
- эффект «ореола», который проявляется в том, что при формировании первого впечатления общее позитивное впечатление о человеке приводит к его переоценке;
- эффект «проецирования» (другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества);
-эффект «последней информации» (если последняя информация о человеке негативна, она может перечеркнуть все хорошее прежнее мнение о нем);
-отсутствие желания и привычки прислушаться к мнению других людей;
-отсутствие изменений в восприятии и оценках людей. происходящих со временем по естественным причинам.
Став юношей, молодой человек постепенно отходит от семьи, вливается в новую компанию, которую считает себе подобной. Эти компании и составляют «peer group», которая призвана удовлетворить потребность в социальной защите и обеспечить определенный социальный статус. Сегодня юноша рано перестает быть ребенком (по своему психофизиологическому и умственному развитию), но по социальному статусу он еще долгое время не принадлежит миру взрослых, в силу обстоятельств не имеет желанной работы, не занимает желанную должность. Поэтому он вступает в «peer group», которая берет на себя социализирующую функцию. «Peer group» складываются в основном в учебных заведениях, а не на производстве, поскольку период ученичества – та пора, когда, с одной стороны, ослабевают контролирующая функция семьи, а с другой, нет еще профессиональных обязанностей и обремененности заботами о своей собственной семье. Это состояние свободы от обязанностей и ответственности воплощается в различных «peer group», которые, в свою очередь, продуцируют свою субкультуру, отличающуюся от культуры взрослых. Ей свойственны внутреннее единообразие и внешний протест против общепринятых установлений. В силу наличия собственной культуры, эти группы маргинальны по отношению к обществу, а потому всегда содержат элементы социальной дезорганизации, потенциально тяготеют к отклоняющемуся от общепризванных норм поведению. Хотя молодежные субкультуры протестуют против общества взрослых, его ценностей и авторитетов, но именно взрослые призваны способствовать адаптации молодежи к тому же обществу.
Иногда субкультуры в силу множества негативных своих сторон перерастают в контркультуру. Контркультура – направление современной культуры, противостоящей общей духовной атмосфере общества. Контркультура появляется у тех групп, которые желают заявить о себе, удивить общество, поразить, иногда даже повергнуть в ужас. На это и рассчитаны одежда, манеры, жаргон, наркотики, специфические увлечения. Высшим принципом контркультурной ценностной ориентации является гедонистический принцип: принцип удовольствия, наслаждения, выступающий побудительным мотивом и целью поведения. Иррационализм и мораль вседозволенности – это органический элемент контркультуры.
- Предмет, задачи, методы психологии развития. Понятие развития в психологии. Основные факторы, движущие силы, условия, закономерности.
- Проблема взаимосвязи обучения и психического развития в отечественной и зарубежной психологии.
- Периодизации развития человека в отечественной и зарубежной психологии.
- 3 Стадии:
- Возраста и его социально- психологические особенности.
- Понятие субкультуры. Структура субкультуры и ее особенности.
- Ведущая деятельность. Ее роль в формирование личности ребенка.
- Особенности психического развития в младенческом возрасте и раннем детстве. Субкультура раннего детства.
- Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте. Субкультура дошкольника.
- Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. Проблема адаптации ребенка к обучению в школе, школьные неврозы.
- Развитие личности младшего школьника. Субкультура младшего школьника.
- Общая характеристика возрастных особенностей личности Подростковая субкультура.
- Психосексуальное развитие подростка и особенности его эмоционально-волевой сферы.
- Социальная ситуация развития в юношеском возрасте. Соотношение биологической и социальной зрелости.
- Особенности становления личности старшеклассника.
- Социальное и профессиональное самоопределение в ранней юности.
- Особенности развития самосознания детей на разных этапах психического развития.
- Особенности познавательной сферы детей на разных этапах психического развития.
- Возрастные особенности общения ребенка со сверстниками на разных этапах психического развития.
- Возрастные особенности общения ребенка с взрослыми на разных этапах психического развития.
- Акмеологический период развития (период взрослости). Геронтогенез.