3. Специфика психического развития ребенка.
Что же такое развитие? Чем оно характеризуется? В чем принципиальное различие развития от всяких других изменений объекта? Как известно, объект может изменяться, но не развиваться. Рост, например, это количественное изменение данного объекта, в том числе и психического процесса. Есть процессы, которые колеблются в пределах "меньше-больше". Это процессы роста в собственном и подлинном смысле слова. Рост протекает во времени и измеряется в координатах времени. Главная характеристика роста -- это процесс количественных изменении внутренней структуры и состава входящих в объект отдельных элементов, без существенных изменений в структуре отдельных процессов. Например, измеряя физический рост ребенка, мы видим количественное нарастание. Л. С. Выготский подчеркивал, что имеются явления роста и в психических процессах. Например, рост запаса слов без изменения функций речи.
Но за этими процессами количественного роста могут происходить другие явления и процессы. Тогда процессы роста становятся лишь симптомами, за которыми скрываются существенные изменения в системе и структуре процессов. В такие периоды наблюдаются скачки в линии роста, которые свидетельствуют о существенных изменениях в самом организме. Например, созревают железы внутренней секреции, и в физическом развитии подростка происходят глубокие изменения. В подобных случаях, когда происходят существенные изменения в структуре и свойствах явления, мы имеем дело с развитием.
Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. X. Вернер, Л. С. Выготский и другие психологи описали основные признаки развития. Наиболее важные среди них: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта. В качестве психологических примеров можно упомянуть дифференциацию натурального условного рефлекса на положение под грудью и комплекса оживления; появление знаковой функции в младенческом возрасте; изменение на протяжении детства системного и смыслового строения сознания. Каждый из этих процессов соответствует перечисленным критериям развития.
Как показал Л. С. Выготский, существует много различных типов развития. Поэтому важно правильно найти то место, которое среди них занимает психическое развитие ребенка, то есть определить специфику психического развития среди других процессов развития. Л. С. Выготский различал: /^реформированный и непреформированныи типы развития. Преформированныи тип -- это такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы как те стадии, которые явление (организм) пройдет, так и тот конечный результат, который явление достигнет. Здесь все дано с самого начала. Пример -эмбриональное развитие. Несмотря на то, что эмбриогенез имеет свою историю (наблюдается тенденция к сокращению нижележащих стадий, самая новая стадия оказывает влияние на предшествующие стадии), но это не меняет типа развития. В психологии была попытка представить психическое развитие по принципу эмбрионального развития. Это концепция Ст. Холла. В ее основе лежит биогенетический закон Геккеля: онтогенез есть краткое повторение филогенеза. Психическое развитие рассматривалось Ст. Холлом как краткое повторение стадий психического развития животных и предков современного человека.
Непреформированный тип развития наиболее распространен на нашей планете. К нему же относится развитие Галактики, развитие Земли, процесс биологической эволюции, развитие общества. Процесс психического развития ребенка также относится к этому типу процессов. Непреформированный путь развития не предопределен заранее. Дети разных эпох развиваются по-разному и достигают разных уровней развития. С самого начала, с момента рождения ребенка не даны ни те стадии, через которые он должен пройти, ни тот итог, который он должен достигнуть. Детское развитие -- это Непреформированный тип развития, но это совершенно особый процесс -- процесс, который детерминирован не снизу, а сверху, той формой практической и теоретической деятельности, которая существует на данном уровне развития общества (Как сказал поэт: "Лишь рождены, уже нас ждет Шекспир"). В этом особенность детского развития. Его конечные формы не даны, а заданы. Ни один процесс развития, кроме онтогенетического, не осуществляется по уже готовому образцу. Человеческое развитие происходит по образцу, который существует в обществе. Согласно Л. С. Выготскому, процесс психического развития -- это процесс взаимодействия реальных и идеальных форм. Задача детского психолога -- проследить логику освоения идеальных форм. Ребенок не сразу осваивает духовное и материальное богатство человечества. Но вне процесса освоения идеальных форм вообще невозможно развитие. Поэтому внутри непреформированного типа развития психическое развитие ребенка это особый процесс. Процесс онтогенетического развития -- процесс ни на что не похожий, процесс чрезвычайно своеобразный, который проходит в форме усвоения.
- Глава I. Детство как предмет психологического исследования.
- 1. Исторический анализ понятия "детство"
- 2. Детство как предмет науки
- 3. Специфика психического развития ребенка.
- 4. Стратегии исследования психического развития ребенка
- Глава II. Преодоление биогенетических подходов к исследованию психики ребенка
- 1. Биогенетический принцип в психологии
- 2. Нормативный подход к исследованию детского развития.
- 3. Отождествление научения и развития
- 4. Теория трех ступеней детского развития..
- 5. Концепции конвергенции двух факторов детского развития.
- 6. Подходы к анализу внутренних причин психического развития ребенка.
- Глава III. Психоаналитические теории детского развития.
- 1. Теория Зигмунда Фрейда.
- 2. Развитие классического психоанализа в работах Анны Фрейд.
- 3. Эпигенетическая теория развития личности. Эрика Эриксона.
- Глава IV. Теория социального научения
- 1. Отход от классического бихевиоризма...
- 2. Воспитание и развитие.
- 3. Критические периоды социализации.
- 4. Поощрение и наказание как условия формирования нового поведения.
- 5. Роль подражания в формировании нового поведения.
- 6. Ребенок и взрослый.
- 7. Семья как фактор развития поведения ребенка
- Глава V. Учение жана пиаже об интеллектуальном развитии ребенка
- 1. Этапы научной биографии.
- 2. Ключевые понятия концепции ж. Пиаже.
- 3. Открытие эгоцентризма детского мышления
- 4. Открытие стадий интеллектуального развития ребенка.
- Глава VI. Л. С. Выготский и его школа
- 1. Смена научного мировоззрения.
- 2. Дальнейшие шаги по пути, открытому л. С. Выготским.
- Глава VII. Концепция д. Б. Эльконина. Период раннего детства.
- 1. Кризис новорожденности
- 2. Стадия младенчества.
- 3. Ранний возраст.
- 4. Кризис трех лет
- Глава VIII. Концепция д. Б. Эльконина. Период детства.
- 1. Дошкольный возраст.
- 2. Кризис семи лет и проблема готовности к школьному обучению.
- 3. Младший школьный возраст.
- Глава IX. Подростковый возраст в свете разных концепций..
- 1. Влияние исторического времени.
- 2. Классические исследования кризиса подросткового возраста.
- 3. Новые тенденции в изучении отрочества (л. С. Выготский, д. Б. Эльконин, л. И. Божович)
- Глава X. Неоконченные споры.
- 1. П. Я. Гальперин и ж. Пиаже.
- 2. О закономерностях функционального и возрастного развития психики ребенка.
- 3. Формы и функции подражания в детстве.
- 4. Проблема общих и специфических закономерностей психического развития слепоглухонемого ребенка.