Психологическое состояние до кризиса:
Проблемы решаются стандартными, привычными способами, на основании имеющегося алгоритма;
Используются ранее приобретенные установки;
Проблемы решаются разными способами, что говорит о гибкости;
Крайние полюса энергии находятся в состоянии баланса, отдых и напряжение сочетаются.
Данный этап характеризуется успешным противодействием стрессовым ситуациям. Это продолжается до тех пор, пока ресурсов личности хватает для таких противостояний, или стресс, по своей величине не такой сильный, чтобы «пошатнуть» человека. Если же баланс этих двух компонентов нарушен, наступает следующий этап:
Предкризисное состояние:
Нарастает ощущение дисбаланса чувств, ощущение страха, дискомфорта, фрустрации и т.д.;
Проблема стандартными способами не решается, что влечет за собой ощущение гнетущей безысходности;
Потеря гибкости мышления.
Это этап осознания факта своей неспособности справиться с ситуацией и готовности принять помощь психотерапевта. Если человек решается на такой поступок, то его действия и ситуацию можно характеризовать, как затруднение в принятии решения, если же такого поступка не было с его стороны, то наступает следующий этап вхождения в кризис:
Непосредственно кризис:
Состояние внутреннего противоречия, переживаемого как конфликт или разлад психических структур;
Потеря эмоциональной и рациональной организации;
Депрессивно-суицидальное или делинквентное поведение, в зависимости от типа реагирования;
Истощение психических ресурсов;
Полная потеря ценностных ориентиров, которые позволяли человеку определять свою роль в обществе и давать оценку себе;
Состояние страха перед неопределенным будущим, боязнь любых перемен.
На этом этапе рабочий процесс ведется в рамках кризисного консультирования, которое направлено на оказание психологической помощи человеку, непосредственно находящемуся в кризисном состоянии. Если процесс протекает нормально, то наступает следующий этап:
Возможности и перспективы:
На фоне нерешительности присутствует некоторое ощущение уверенности;
Происходит постепенная прорисовка целей;
Новые цели позволяют осознать новые перспективы;
Появляется гибкость, позволяющая видеть новые варианты решения проблем, начинают формироваться новые установки.
Данный этап консультирования должен быть направлен на выбор стратегии и принятия решения, что поможет успешно перейти на следующий этап:
Расслабление и уверенность:
Намечены пути выхода из ситуации;
Найдена новая стратегия решения проблем;
Наступление ощущения уверенности;
Стабилизация настроения, чувство наполненности;
Ощущение уверенности в себе.
Если человек прошел все пять указанных этапов, то консультационный процесс можно считать успешно завершенным. Однако не следует забывать, что не всегда все протекает так гладко и не обязательно по такой схеме. Очень многое зависит от глубины кризиса и от подхода к процессу кризисного консультирования, который условно можно разделить на семь шагов:
Шаги кризисного консультирования:
Подстройка к клиенту и установление с ним контакта;
Сбор информации о состоянии клиента, причинах и факторах, спровоцировавших кризис;
В этой связи можно сказать, что работать необходимо с той проблемой, которая актуальна в настоящее время. Не следует копать проблемы, не относящиеся непосредственно к данному кризису, поскольку у человека может просто не хватить ресурсов, чтобы с этим справиться.
Поиск проблемного поля и формулирование проблемы;
Оценка психологических возможностей клиента;
Следует всегда поддерживать консультационный процесс в рамках настоящего времени. В связи с тем, что человек находится непосредственно в кризисной ситуации, то его решения могут быть неадекватными, он не может найти выход из создавшегося положения.
По возможности совместная деятельность, направленная на поиск альтернативных решений проблемы;
Данный пункт не означает, что консультант должен пытаться изменить человека в целом, или его чувства, в частности. Задача состоит в том, чтобы помочь клиенту найти ресурсы и направить их в необходимое русло. Сам кризис – это ситуация, мотивирующая человека на поиск новых моделей выхода из этого состояния.
Поддерживание постоянного контакта, как вербального, так и невербального.
Заключительный этап консультирования.
В связи с тем, что при общении с человеком, находящимся в состоянии кризиса, возможен эффект эмоционального заражения, следует учесть некоторую осторожность. Необходимо так вести процесс, чтобы с одной стороны быть на определенной психологической дистанции от клиента, а с другой - выражать ему поддержку и теплоту. Весьма важно сохранять внешнее и внутреннее спокойствие, которое может придать уверенности неуверенному человеку, а от прогнозов и нереальных обещаний, направленных на то, чтобы успокоить клиента, лучше воздержаться. Активность в беседе со стороны консультанта должна быть настолько размерена, чтобы не мешать человеку самостоятельно находить пути решения проблем.
В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что нет единого метода консультирования экзистенциального кризиса, но всегда есть профессионализм и опыт консультанта, который поможет ему привести человека в желаемое расположение духа.