1.1 Понятие адаптации. Фазы адаптации
Понятие адаптации многогранно. Сначала мы дадим несколько общих определений. Затем вычленим из них общие моменты, чтобы дать определение адаптации, которое будет применено в нашем исследовании.
Адаптация -- это динамический процесс, благодаря которому живые организмы, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.
Психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности. Этот процесс позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время максимальное соответствие деятельности человека, его поведения, требованиям среды.
Адаптация социальная - процесс взаимодействия личности или социальной группы со средой социальной; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности.
Психическая адаптация является сплошным процессом, который, наряду с собственно психической адаптацией (то есть поддержанием психического гомеостаза), включает в себя ещё два аспекта : а). оптимизацию постоянного воздействия индивидуума с окружением; б). установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками. Психическую адаптацию рассматривают как результат деятельности целостной самоуправляемой системы.
Таким образом, из приведенных определений можно вычленить общие параметры, которые будут использованы в дальнейшем. Во-первых, является динамическим процессом. Во-вторых, в этом процессе выделяется взаимодействие личности с средой адаптации. В-третьих, результатом этого взаимодействия является удовлетворение потребностей и реализация целей личности. В-четвертых, реализация целей и удовлетворение потребностей личности обеспечивается в максимальном соответствии его поведения и деятельности требованиям среды. При этом ребенок учится приспосабливаться к любым обстоятельствам, адаптироваться в любой среде и обязательно приспосабливается к ней.
Очевидно, что столь сложный и неоднозначный процесс требует длительного времени. В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:
1) Острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и в психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушениям сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);
2) Подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребёнка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится в среднем три - пять месяцев);
3) Фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате чего дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития. Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:
1) Легкая адаптация - сдвиги нормализуются в течение десяти - пятнадцати дней, то есть ребёнок прибавляет в весе, адекватно ведёт себя в коллективе, а также болеет не чаще обычного;
2) Адаптация средней тяжести - сдвиги нормализуются в течение месяца, и при этом ребёнок на короткое время теряет в весе, также может наступить заболевание длительностью около пяти-семи дней, а это и есть признаки психического стресса;
3) Тяжелая адаптация - может длиться от двух до шести месяцев. Ребёнок часто болеет, теряет уже имеющиеся у него навыки, а также может наступить как и физическое, так и психическое истощение организма ребёнка.
Приведенные данные с добавлениями сведены нами в двух таблицах, разделенных по писхо-эмоциональным и психо-физиологическим критериям.
Именно поэтому необходима такая организация жизни ребёнка-дошкольника в учреждении, которое приводило бы к наиболее адекватному, и почти безболезненному приспособлению к новым условиям, а также позволяло бы формировать положительное отношение к детскому саду и навыкам общения, не только со сверстниками, но и со взрослыми людьми.
- Введение
- 1. Функции и соотношение ролей родителей и воспитателей в успешной адаптации ребенка в ДОУ
- 1.1 Понятие адаптации. Фазы адаптации
- 1.2 Проблема соотношения воспитания ребёнка в семье и детском саду
- 1.3 Роль родителей в успешной адаптации ребенка-дошкольника к условиям ДОУ
- 1.4 Роль воспитателя в успешной адаптации ребенка-дошкольника к условиям ДОУ
- 2. Практическое исследование успешной адаптации детей в ДОУ
- 2.1 База и методы практической работы
- 2.2 Практическая работа, проведенная с родителями
- 2.3 Практическая работа, проведенная с воспитателями
- 2.4 Практическая работа, проведенная с детьми
- Заключение
- Социальная адаптация ребенка Подготовка детей к поступлению в детское дошкольное учреждение
- 22. Педагогическая работа с детьми в период адаптации к дошкольному учреждению.
- 7.2. Работа социального педагога в дошкольных образовательных учреждениях
- 2. Адаптация и интеграция в дошкольных учреждениях
- Тема 39. Педагогические условия успешной адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Задание 66. Педагогические условия успешной адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Формы и методы взаимодействия с семьей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению
- Тема 3.2. Адаптация ребенка раннего возраста к условиям дошкольного учреждения