2.1 Характеристика методик
1. Метод для определения степени социальной адаптации ребенка в ДОУ В. Н. Меркуловой и Л. Г. Самоходкиной
Наблюдая за процессом адаптации и внося данные в специальную таблицу, педагог - психолог сможет сделать вывод о результате адаптации каждого ребенка. Успешность адаптации проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода.
Можно выделить четыре основных фактора поведенческой адаптации:
эмоциональное состояние ребенка;
социальные контакты ребенка;
послеполуденный сон;
аппетит ребенка.
Каждый из факторов может оцениваться от +3 до -3, т.е. от отличной адаптации до полной дезадаптации. Для удобства обработки данных и во избежание субъективного толкования приводим ниже краткие характеристики разных оценок ( +1, +2, +3, 0, -1, -2, -3 ). Суммарно по всем четырем факторам можно получить +12 или -12, в интервале чего и определяются уровни адаптации.
Продолжительность процесса адаптации может ограничиваться одним днем (когда ребенок в первый день социализируется в ДОУ) или быть сколь угодно долгой.
Уровень, т.е. успешность адаптации, выводится из взаимосвязи продолжительности адаптационного периода (А) и поведенческих реакций (П).
ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ТОГО, ЧТО РЕБЕНОК АДАПТИРОВАЛСЯ:
хороший аппетит;
спокойный сон;
охотное общение с другими детьми;
адекватная реакция на любое предложение воспитателя;
нормальное эмоциональное состояние.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С ОЦЕНКОЙ ФАКТОРОВ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В ДОУ
1. Эмоциональное состояние ребенка
(+3) Весел, жизнерадостен, подвижен, активен.
(+2) Улыбается, настроение хорошее, спокоен.
(+1) Иногда задумчив, замкнут.
(-1) Легкая плаксивость, хныканье.
(-2) Плачет за компанию; плач приступообразный.
(-3) Сильный, профилактический плач; подавленное настроение.
2. Социальные контакты ребенка
(+3) Много друзей, охотно играет с детьми.
(+2) Сдержан, просится на руки; неохотно играет с детьми.
(+1) Безразличен к играм, отстранен, замкнут.
(-1) Невесел, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру.
(-2) Проявляет тревогу, бросает начатые игры.
(-3) Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть.
3. Сон ребенка
(+3) Сон спокойный, глубокий, засыпает быстро.
(+2) Сон спокойный.
(+1) Засыпает не скоро, спит спокойно, но недолго.
(-1) Засыпает с хныканьем, тревожен во сне
(-2) Засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне.
(-3) Отсутствие сна, плач.
4. Аппетит ребенка
(+3) Очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием.
(+2) Нормальный аппетит, ест до насыщения.
(+1) Аппетит выборочный, но насыщенный.
(-1) Отвергает некоторые блюда, капризничает.
(-2) Приходится следить за тем, чтобы ел; ест долго, неохотно.
(-3) Отвращение к еде, кормление мучительно.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С ОЦЕНКОЙ ФАКТОРОВ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В ДОУ
Адаптация |
Сроки (А) |
Поведенче - ские реакции (П) |
Уровни адаптации |
|
Легкая |
До 5 дней -1 неделя |
+12…+8 |
А1 и П1 высокий А1 и П2 |
|
Средняя |
До 15 дней - 3 недели |
+7…0 |
А1 и П3 средний А2 и П2 |
|
Усложненная |
До 25 дней - 5 недель |
-1…-7 |
А2 и П4 сложный А3 и П3 |
|
Дезадаптация |
Более 5 недель |
-8…-12 |
А3 и П4 дезадаптация А4 и П4 |
2. Методика диагностика уровня психического развития детей определялся с помощью методики Е.А. Стребелевой.
С целью выяснения причин, лежащих в основе различных вариантов дезадаптации ребенка раннего возраста к ДОУ, была проведена диагностика уровня психического развития детей определялся с помощью методики Е.А. Стребелевой.
Проводился сравнительный анализ детей по следующим показателям:
1) развитие общения и речи;
2) познавательная активность;
3) игровая деятельность;
4) целенаправленность и самостоятельность в предметной деятельности; умственное развитие (по методике Е.А. Стребелевой).
В соответствии с используемой диагностикой, параметрами уровня развития общения являются:
? инициативность,
? чувствительность к воздействиям взрослого,
? ориентация на образец и реакция на оценку взрослого.
? инициативные действия с предметами;
? степень развития активной речи, любые речевые обращения, просьбы, требования, называние предметов, речевое сопровождение действий в репертуаре коммуникативных средств ребёнка;
? степень развития пассивной речи - понимание значения слов,
предложений, различных частей речи (предлогов, наречий, союзов);
? способность выполнять речевые инструкции взрослого.
Показателями самостоятельности и целенаправленности в предметной деятельности выступают:
? способность принимать предметную задачу;
? способность находить способы действия;
? самостоятельность, проявляемая ребенком в ходе осуществления
действия;
? особенности самооценки;
? поиск оценки взрослого.
Анализ игровой деятельности детей проходит по четырем ее важнейшим составляющим:
1. Наличие у ребенка потребности в игре с сюжетными игрушками.
2. Владение игровыми навыками: умением выполнять игровые действия, варьировать их, действуя в рамках несложного сюжета, подбирать для него игрушки.
3. Воображение, благодаря которому ребенок придумывает или принимает предложенную взрослым игровую ситуацию или сюжет, развивает их, использует в игре предметы-заместители.
4. Зона ближайшего развития процессуальной игры
При анализе познавательной активности следует учитывать следующие показатели:
1. Интерес к действию с незнакомым предметом.
2. Характер ориентировочной деятельности и особенности предметных манипуляций.
3. Наличие обращений за помощью к взрослому.
4. Умение самостоятельно воспроизводить образец нового действия в независимых пробах с аналогичным предметом.
Основными параметрами оценки умственного детей раннего возраста можно считать:
? принятие задания;
? способы выполнения задания;
? обучаемость в процессе обследования;
? отношение к результату своей деятельности.
- Введение
- Глава 1 Теоретические подходы к проблеме социально-психологической адаптации детей к ДОУ
- 1.1 Проблема социально - психологической адаптации в современной психологии
- 1.2 Психологические особенности детей раннего возраста
- 1.3 Особенности социально - психологической адаптации детей к ДОУ
- Глава 2. Исследование особенностей социально - психологической адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения
- 2.1 Характеристика методик
- 2.2 Результаты исследования
- 2.3 Социальная адаптация агрессивных детей
- 2. Адаптация детей к социальным факторам
- Возможности социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 7.2. Адаптация детей к социальным факторам
- Особенности социально-психологической адаптации детей к школе
- Социальная адаптация детей и подростков с аутизмом
- Возможности социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 1.2.Ребенок-инвалид как субъект социальной адаптации
- 1.1.Социальная адаптация как цель социальной политики в отношении детей-инвалидов
- Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями