Введение
На настоящем этапе модернизации образовательной системы в нашей стране возрастает интерес к непрерывному учебно-воспитательному процессу, выражающемуся в преемственности по линии «дошкольное учреждение - школа - специальное профессиональное или высшее учебное заведение».
Дошкольное учреждение первым открывает перед ребенком мир социально-общественной жизни. В дошкольном возрасте начинает складываться личность (Л.И. Божович, Л.С. Выготский), поэтому дошкольное учреждение рассматривается как один из определяющих факторов в ее становлении (И.В. Дубровина, A.M. Прихожан). Известно, что смена социальных отношений представляет для ребенка значительные трудности. Одним из переломных моментов является его переход из семьи в детский сад. Внимание к адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ связано с тем, что, являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие (Д. Журавлев). Кроме того, механизмы приспособления, возникшие в процессе адаптации, вновь и вновь актуализируясь и используясь в сходных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера (Д. Журавлев).
Основные аспекты адаптации в отечественной психологии исследовали Г.М. Андреева, Ф.Б. Березин, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, М.И. Лисина и др., в зарубежной А. Адлер, Э. Берн, Г. Гартман, Л. Филипс.
Несмотря на большое количество работ в этой области, в большинстве из них рассматривается процесс школьной адаптации. Теоретически обоснованных исследований по адаптации детей дошкольного (4-6 лет) и раннего возраста (1-3 лет) недостаточно. Изучением данной проблемы занимались: Н.М. Аксарина, В.Г. Алямовская, Л.Г. Голубева, А.И. Захаров. К сожалению, проблемы, связанные с адаптацией детей раннего возраста к условиям ДОУ, остаются на уровне теоретических исследований и сводятся к рекомендации перед поступлением ребенка в детский сад максимально приблизить домашний режим дня к режиму дошкольного учреждения.
Переход из семьи в ясли является важным этапом в жизни ребенка раннего возраста. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в ДОУ, зависит и течение адаптационного периода, и дальнейшее развитие малыша (Н.М. Аксарина, Л.Г. Голубева).
Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад это первый внесемейный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт дети. Поступление ребенка в детский сад и начальный период нахождения его в группе характеризуются существенными изменениями окружающей среды, его образа жизни и деятельности и способно вызвать эмоциональный стресс.
Объект исследования: социально - психологическая адаптация детей к дошкольному учреждению.
Предмет: особенности социально - психологической адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
Цель: выявить условия успешной адаптации ребёнка к ДОУ.
Задачи:
1. Изучить теоретические подходы к проблеме социально - психологической адаптации в психологии;
2. Рассмотреть психологические особенности детей раннего возраста.
3. Выявить особенности социально - психологической адаптации детей раннего возраста к ДОУ.
4. Провести исследование, направленное на выявление условий успешной адаптации ребёнка к ДОУ.
Гипотеза:
Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо следующее:
1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
2. Работа с родителями, которую необходимо начинать до поступления ребенка в сад.
3. Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период, направленная на формирование эмоциональных контактов "ребенок - взрослый" и "ребенок - ребенок".
Методы:
- беседа;
- анализ документов;
- метод включенного наблюдения;
- метод для определения степени социальной адаптации ребенка в ДОУ В. Н. Меркуловой и Л. Г. Самоходкиной;
- методика диагностики уровня психического развития детей Е.А. Стребелевой.
Выборка: в исследовании принимали участие 30 детей в возрасте 2- 3 лет - две ясельные группы ДОУ.
- Введение
- Глава 1 Теоретические подходы к проблеме социально-психологической адаптации детей к ДОУ
- 1.1 Проблема социально - психологической адаптации в современной психологии
- 1.2 Психологические особенности детей раннего возраста
- 1.3 Особенности социально - психологической адаптации детей к ДОУ
- Глава 2. Исследование особенностей социально - психологической адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения
- 2.1 Характеристика методик
- 2.2 Результаты исследования