Занятие 3. Находим друзей
Цели:
- способствовать формированию навыков взаимодействия в группе;
- помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе;
— повысить самооценку детей.
Материалы:
- мяч (для упражнений «Что я люблю делать» и «Настоящий друг»);
— «портреты в лучах солнца» с фотографиями или автопортретами детей;
- плакаты, на которых крупно написаны пословицы и поговорки о дружбе (для оформления помещения).
Приветствие
Разминка
Упражнение «Что я люблю делать»
Скажите следующее: «В школе мы все собираемся вместе, здесь нас ждут друзья, учителя. Каждый из вас — интересная личность, достойная уважения, каждый вносит собственный вклад в наши отношения, в дела класса.
Передавая мяч друг другу, назовите свое имя и скажет о том, что каждый из вас любит делать и что у вас хорошо получается. Можно также сказать о том, чему вы могли бы обучить других ребят».
После того как все участники выскажутся, они могут сказать друг другу о том, чему каждый из них хотел бы научиться у других.
Работа по теме занятия
Упражнение «Найди меня»
Соберите и развесьте на школьной доске принесенные детьми «солнышки» с фотографиями. Попросите детей определить, кто есть кто. Выберите любую фотографию, и пусть каждый участник даст свой вариант ответа. После этого изображенный на фотографии ребенок называет себя. Затем по очереди покажите остальные фотографии. В конце упражнения дети подписывают свои «солнышки». Обязательно произнесите добрые слова в адрес каждого ребенка.
Упражнение «Настоящий друг»
Это упражнение поможет детям осознать, какие качества ценятся в дружбе.
Скажите следующее: «Каждый человек в течение своей жизни приобретает и теряет друзей. Дружба доставляет много радости, но иногда она может приносить страдания. Дружеские отношения постоянно меняются по мере того как растем и меняемся мы сами, появляются новые друзья, иногда исчезают старые. Друзей не бывает много; хотя отношения могут быть добрыми и теплыми со всеми одноклассниками, лишь некоторым мы доверяем свои проблемы и переживания».
Попросите каждого ребенка, передавая мяч другому, закончить предложение: «Друг — это тот, кто...». Выпишите на доску качества, которые предлагают дети, и спросите, почему они считают важными именно эти качества.
Попросите желающих рассказать о своем настоящем друге и представить его группе, например:
Привет! Я бы хотел познакомить вас со своим другом — Светланой. Она наша соседка, и я знаю ее очень давно. Она готовит самое лучшее печенье в мире и приглашает меня в гости. Мы с ней много разговариваем, а еще ходим вместе гулять. Она очень добрая и веселая.
Дискуссия на тему занятия
1. Как вы думаете, что важнее всего в дружбе?
2. Если бы твой лучший друг (подруга) сказал о том, ему (ей) больше всего в тебе нравится, как ты думаешь, что именно он сказал бы?
2. А если бы этот человек захотел сказать о том, чтоему не нравится в тебе, как ты думаешь, о чем он сказал бы?
3. Что мешает дружбе?
3. Каким образом дружба может изменяться в зависимости от времени, при различных обстоятельствах?
4. Как можно познакомиться с новыми детьми и улучшить отношения с давними друзьями?
Эта тема особенно актуальна для классов, где дети находятся в конкурентных отношениях (например, для гимназических классов, в которые дети попадают в результате жесткого отбора). В таких случаях дети обычно борются за внимание со стороны учителя, за оценку. Соперничество друг с другом, особенно в учебной деятельности, приводит к обидам, ссорам, вспышкам гнева. В таких классах следует уделять особое внимание формированию навыков взаимодействия, развитию способности понимать себя и другого.
Упражнение «Мой портрет в лучах солнца»
Это упражнение поможет детям научиться принимать другого человека и находить в нем положительные качества.
Попросите детей взять свои «портреты в лучах солнца»: и написать на двух-трех лучиках солнышка свои достоинства и положительные качества. После этого попросите их передать свои портреты соседу слева. Он, а затем и каждый последующий в круге, должен дополнить список хороших качеств изображенного на фотографии ученика, записывая эти качества на оставшихся лучиках.
Необходимо учесть, что сильные стороны в другом ребенке дети находят быстро, иногда труднее обстоит дело с поиском собственных достоинств. Бывает, что дети пишут что-то обидное, в этом случае следует еще раз напомнить инструкцию и оказать поддержку ребенку, на портрете которого появилась задевающая надпись. Поскольку дети пишут медленно, следует отвести на выполнение этого упражнения достаточно времени.
Обсуждение итогов занятия
Обсудите действия и чувства всей группы. Пусть участники скажут о том, что им понравилось, что удивило, обрадовало на занятии, что получилось, чем довольны, какие вопросы остались неразрешенными.
Домашнее задание
1. В течение недели попробуйте, воспользовавшись знаниями, полученными на этом занятии, найти новых друзей и улучшить отношения со старыми знакомыми. На следующем занятии желающие смогут рассказать о том, как им удалось сделать это.
2. Подумайте, какое название и какой девиз можно дать нашей группе.
3. Придумайте и напишите на «портрете в лучах солнца» свой личный девиз.
Прощание
- Психологическая диагностика.
- Консультативная работа с педагогами и родителями.
- Программа: Первый раз в пятый класс! о программе
- Цели и содержание программы
- Характеристика основных этапов работы
- Методы и техники, используемые в программе
- Принципы работы тренинговой группы
- Структура занятия
- Сценарий тренинга Занятие 1. Создание группы
- Занятие 2. Здравствуй, пятый класс!
- Занятие 3. Находим друзей
- Занятие 4. Узнай свою школу
- Занятие 5. Что поможет мне учиться?
- Занятие 6. Легко ли быть учеником?
- Занятие 7. Чего я боюсь?
- Занятие 8-9. Трудно ли быть настоящим учителем?
- Занятие 10-11. Конфликт или взаимодействие?
- Занятие 12. Работа с негативными переживаниями
- Занятие 13. Ставим цели
- Приложения Приложение 1. Тест школьной тревожности Филлипса
- Инструкция
- Обработка и интерпретация результатов
- Содержательная характеристика видов (факторов) тревожности
- Представление результатов
- Текст опросника Филлипса
- Сводная таблица результатов теста Филлипса
- Приложение 2. Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации н.Г. Лускановой
- Инструкция
- Обработка результатов
- Количественный анализ
- Качественный анализ
- Сводная таблица результатов модифицированного теста н.Г. Лускановой
- Приложение 3. О «групповом интеллектуальном тесте»
- Образовательно-возрастные нормативы выполнения теста гит
- Приложение 4. Материалы к семинару для учителей пятых классов
- Основные проблемы, возникающие в период адаптации к условиям обучения в средней школе
- Возрастные психологические особенности пятиклассников
- Рекомендации по организации работы с пятиклассниками в начале учебного года
- Меры, облегчающие знакомство детей друг с другом и учителей с детьми:
- Меры, способствующие организации работы в классе:
- Меры, способствующие снижению тревожности у детей
- Игры и упражнения для проведения на классных часах Вот я какой!
- Что я люблю делать?
- Интервью в день рождения
- Любимые вещи