Приложение 3. О «групповом интеллектуальном тесте»
Наряду с предложенными методиками можно также использовать «Групповой интеллектуальный тест» (ГИТ), который предназначен для оценки умственного развития учащихся 10-12 лет и определения причин неуспеваемости.
Полный вариант теста см.: Руководство к применению группового интеллектуального теста для младших школьников. Обнинск: Принтер, 1993).
ГИТ был разработан словацким психологом Дж. Ваной и адаптирован в 1985—1986 гг. в лаборатории психологической диагностики и коррекции Психологического института РАО для русскоязычной выборки коллективом авторов: М.К. Акимовой, Е.М. Борисовой, В.Т. Козловой и Г.П. Логиновой. Тест ГИТ, как и другие тесты интеллекта, выявляет, насколько учащийся овладел предлагаемыми ему в заданиях теста словами и терминами, а также умениями выполнять некоторые логические действия. Все это характеризует уровень умственного развития учащегося.
ГИТ — надежный, валидный, хорошо зарекомендовавший себя в практике школы тест. Он содержит 7 субтестов:
1. Исполнение инструкций {20 заданий). Направлен на выявление скорости понимания простых указаний и их осуществления, определяет формально-динамические характеристики протекания вербальных мыслительных процессов, результативность зависит от скоростных возможностей речемыслительной деятельности, т.е. лабильности нервной системы.
2. Арифметические задачи (20 заданий). Диагностирует сформированность математических знаний и действий, которые усваиваются в процессе обучения. Выявляет умение ориентироваться в условиях задачи, способность к математическому анализу и синтезу, логическому умозаключению и математическому обобщению, что не позволяет считать этот субтест только показателем обученности математическим навыкам. Это подтверждается и многочисленными результатами диагностики — самый низкий уровень выполнения заданий по всему тесту — своеобразный «провал» на графике выполнения заданий по субтестам, причем практически независимый от параллели и типа школы (в специализированных математических школах уровень выполнения субтеста хотя и выше, чем в обычных школах, однако ниже, чем другие субтесты).
3. Дополнение предложений (20 заданий). Оценивает понимание смысла отдельных предложений, развитие языковых навыков, умение оперировать грамматическими структурами, зависит от словарного запаса учащихся.
4. Определение сходства и различия понятий (40 заданий). Проверяет умение анализировать понятия, сравнивать их на основе выделения существенных признаков; сформированность операции сравнения и осведомленность в понятиях разного содержания.
5. Числовые ряды (20 заданий). Выявляет умение находить логические закономерности построения математической информации, аналитико-синтетические математические способности, практически без вовлечения в процесс решения вербальных структур.
6. Установление аналогий (40 заданий). Диагностирует умение мыслить по аналогии. Определяет уровень развития операции обобщения и анализа логических отношений, уровень развития словесно-логического мышления, показывает потенциальные возможности учащегося, динамику возрастных изменений — с возрастом повышается успешность решения задач на аналоги.
7. Символы (40 баллов за кодирование 200 знаков). Проверяет скоростные возможности выполнения простой умственной работы, показывает ее точность и скорость.
Тест разработан в двух формах (А и Б), которые проверены на взаимозаменяемость. На выполнение каждого субтеста отводится строго ограниченное время (от 1,5 до 6 минут). Проведение диагностики занимает 1 урок. Для оценки индивидуальных результатов используется понятие эмпирически выделенной возрастной нормы; показатели границ нормы для каждого образовательно-возрастного уровня 3 и 5 классов получены на выборках российских школьников. После индивидуальной обработки результатов абсолютные показатели (баллы) переводятся в проценты (для сопоставления результатов выполнения различных субтестов) и строится график индивидуальной структуры умственного развития школьника.
Помимо общего балла по тесту авторы отечественной модификации ГИТа предлагают способы оценки гуманитарной и математической направленности учащихся, сформированности у них отдельных вербально-логических операций, скоростных характеристик умственной работы. Так гуманитарная направленность определяется по сумме показателей трех заданий: третьего (предложения), четвертого (сходства-различия понятий) и шестого (аналогии), так как заданий всего 100, то сумма баллов дает и показатель процентного соотношения выполнения вербальных заданий. Математическая направленность определяется по сумме показателей двух заданий: второго (решение арифметических задач) и пятого (числовые ряды); так как всего заданий 40, то сумма баллов, полученных за выполнение математических задач, делится на 40 и умножается на 100. Показатели лабильности могут считаться по сумме баллов, полученных за выполнение первого (инструкции) и последнего (символы) заданий, которая делится на 60 и умножается на 100. Таким образом мы получаем обобщенные показатели умственного развития учащихся. Так, о преобладании той или иной направленности можно говорить, если разность между этими показателями не ниже уровня 10%. Скоростные характеристики могут оцениваться как суммарно, так и сравниваться между собой.
- Психологическая диагностика.
- Консультативная работа с педагогами и родителями.
- Программа: Первый раз в пятый класс! о программе
- Цели и содержание программы
- Характеристика основных этапов работы
- Методы и техники, используемые в программе
- Принципы работы тренинговой группы
- Структура занятия
- Сценарий тренинга Занятие 1. Создание группы
- Занятие 2. Здравствуй, пятый класс!
- Занятие 3. Находим друзей
- Занятие 4. Узнай свою школу
- Занятие 5. Что поможет мне учиться?
- Занятие 6. Легко ли быть учеником?
- Занятие 7. Чего я боюсь?
- Занятие 8-9. Трудно ли быть настоящим учителем?
- Занятие 10-11. Конфликт или взаимодействие?
- Занятие 12. Работа с негативными переживаниями
- Занятие 13. Ставим цели
- Приложения Приложение 1. Тест школьной тревожности Филлипса
- Инструкция
- Обработка и интерпретация результатов
- Содержательная характеристика видов (факторов) тревожности
- Представление результатов
- Текст опросника Филлипса
- Сводная таблица результатов теста Филлипса
- Приложение 2. Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации н.Г. Лускановой
- Инструкция
- Обработка результатов
- Количественный анализ
- Качественный анализ
- Сводная таблица результатов модифицированного теста н.Г. Лускановой
- Приложение 3. О «групповом интеллектуальном тесте»
- Образовательно-возрастные нормативы выполнения теста гит
- Приложение 4. Материалы к семинару для учителей пятых классов
- Основные проблемы, возникающие в период адаптации к условиям обучения в средней школе
- Возрастные психологические особенности пятиклассников
- Рекомендации по организации работы с пятиклассниками в начале учебного года
- Меры, облегчающие знакомство детей друг с другом и учителей с детьми:
- Меры, способствующие организации работы в классе:
- Меры, способствующие снижению тревожности у детей
- Игры и упражнения для проведения на классных часах Вот я какой!
- Что я люблю делать?
- Интервью в день рождения
- Любимые вещи