42. Коррекция пространственных представлений.
Формирование у ребенка пространственных представлений — одно из важнейших условий его успешности. И пользоваться здесь нужно всем богатым арсеналом внешних опор, маркеров, которые
Метод замещающего онтогенеза
Надо максимально использовать цвета, различные формы и т.п. Первым шагом должна стать маркировка левой руки ребенка. На нее можно надеть часы, браслет, колокольчик, красную тряпочку. Таким образом вы даете прекрасную опору для дальнейших манипуляций с внешним пространством — ведь оно строится вначале от егособственного тела, а уж потом превращается в абстрагированные пространственные представления. Теперь он знает, что «слева» — это «там, где красная тряпка». На это знание можно нанизывать обширный репертуар сведений о внешнем мире. Для примера: читать, писать, рассматривать комиксы всегда (!) следует от «красной тряпки»; буква «Я» или цифра «9» головками повернуты к «красной тряпке», а «К» или «6» от нее отворачиваются. При арифметических действиях в столбик вычитание, сложение, умножение направляются к «красной тряпке», а деление — от нее. Но ведь есть еще и верх-низ. Верх — это голова, потолок, небо, солнце, Северный полюс и Северный Ледовитый океан на глобусе. Низ — ноги, пол, земля, Южный полюс, Антарктида. Продолжая и дополняя приведенные выше примеры: буква «Ц» стоит на хвостике, как на ножке, а у буквы «Б» на голове хвостик; то же соответственно с цифрами «9» и «6». При письме, счете, чтении мы от Северного полюса движемся к Антарктиде. Следующий крайне важный момент: ни в коем случае не пытаться абстрагировать внешнее пространство, объясняя что-либо детям. Они все должны пощупать, прочувствовать своим телом, руками. Эта необходимость обусловлена тем, что объективно существует как минимум три вида пространственных представлений. Главным, базовым для всех пространственно-временных психических манипуляций является наше внутреннее пространство, пространство нашего тела, обозначаемое в нейропсихологии как соматогнозис, схема и образ тела. Схема тела, начиная с нашего «темного мышечного чувства», задана нам генетически. Именно эта заданность организует в процессе развития интеграцию всех наших внутренних и внешних ощущений в единый образ «Я есмь!». Онтогенез соматогнозиса происходит за счет: а) болевых и аналогичных им дискомфортных состояний — дей ствительно, откуда мы в чувственном плане можем знать о существо вании у нас горла, живота или сердца, пока таковые не заболят? В том числе именно поэтому один из нелицеприятных онтогенетичес ких законов гласит: «Развития без боли не бывает»; б) взаимодействий, разнообразных ощущений, возникающих вследствие соприкосновения с окружающим миром (горячая—холод-
Нейропсихологическое сопровождение процессов развития ная вода, ощущение парения на качелях, перец или клубника во рту, жалящая крапива, бархатное море, ласковое солнышко, запах сена и нелюбимой каши и т.д.); в) разнообразных комфортных и дискомфортных контактов, чув ственных соприкосновений с другими людьми (точнее, их телами): добрая или рассерженная мама, массажист, драка в песочнице, учи тельница, успокаивающе погладившая по плечу, сексуальные кон такты разного уровня и т.п.; г) собственной двигательной активности, каковая предоставляет нам самые разные и богатые ощущения, становящиеся наряду с вы шеперечисленным основой нашего самоосознания. Быстро—медлен но, с усилием, свободно, «как будто по болоту иду», «правая рука не ведает, что творит левая», — все эти метафоры, которые мы приме няем ежедневно для описания нашего состояния, изначально пере житы, прочувствованы нами именно в нашей собственной двигатель ной (сенсомоторной) активности. Думаю, что после этого краткого перечня становится очевидным, почему при коррекции и абилитации пространственных представлений следует начинать с различного рода массажей, ванн с морской солью и травами, устранения разнообразных проблем с желудочно-кишечным трактом, дыхательной дизритмией, ЛФК и т.п. Закрепляем же мы достигнутое непременным введением в повседневную жизнь и каждое упражнение ритмической составляющей, поскольку таковая является основой представленности в нашей психике ощущения времени. Ведь время дано нам либо через ощущение, восприятие внешних и внутренних ритмов, либо через отражение смены состояний и событий, происходящих с нами самими и вокруг. Та же логика преследуется и при выполнении ежедневных упражнений, описанных в предыдущем параграфе: растяжки, ползание и хождение на четвереньках, глазодвигательные манипуляции отдельно и в соединении с языком, одно- и разнонаправленные движения всеми «конечностями». Не будем заново перечислять то, что уже подробно описано. Отметим лишь, что, применяя этот нейропсихологический комплекс, мы как бы реконструируем вместе с ребенком те этапы его сенсомоторной актуализации, которые не были им своевременно пройдены, или были пройдены, но в искаженной форме. А это — однозначный залог деформации всего дальнейшего онтогенеза его пространственных представлений. Сегодня в нашей стране уже достаточно развито направление психологии, связанное с коррекцией и абилитацией различных психологических проблем через телесно-ориентированные технологии.
Метод замещающего онтогенеза Если ко всему сказанному добавить занятия детей в подобных группах, равно как и ЛФК, танцы, у-шу, театральный кружок и т.п. — считайте, что треть пути к вершине уже пройдена. Особенно если вы порекомендуете родителям взять за правило постоянно тискать, обнимать, бороться и поглаживать ребенка по спинке перед сном... Взаимодействия с внешним пространством, надстраивающиеся в онтогенезе над внутренним, телесным, дано нам, как известно, через призму зрительного, слухового, тактильного, вкусового, обонятельного анализаторов и их альянсов. Ведь мы должны его — внешнее, окружающее нас пространство — увидеть, попробовать на вкус и запах, услышать, а уж потом собрать, интегрировать все эти образы воедино. Другого пути эволюция нам не предлагает. Наконец, отраженное в речи, абстрагированное от наглядных чувственных образов:«квазипространство». Уже давно в книге «Чудо языка» (1971) В. Порциг написал: «...Эта особенность принадлежит к неизменным чертам ("инвариантам") человеческого языка.Временные соотношения выражаются в языке в пространственных терминах: перед Рождеством и после Рождества, на протяжении двух лет. Когда речь идет о психических процессах, мы говорим не только о внешнем и внутреннем, но также о том, что происходит "выше и ниже порога" сознания, о переднем и заднем планах, о глубинах и слоях. Пространство вообще служит моделью для всех не наглядных отношений: наряду с работой он преподает; любовь была больше честолюбия; за этой мерой стоял замысел.
- 26. Психологическое консультирование при птср.
- 27. Психологическое консультирование «немотивированных» клиентов.
- 28. Психологическое консультирование враждебно настроенных и агрессивных клиентов.
- 29. Психологическое консультирование асоциальных личностей.
- 30. Психологическое консультирование истерических личностей.
- 31. Психологическое консультирование при зависимостях.
- 32 Психологическое консультирование психически больных и членов их семей.
- 33 Психологическое консультирование жертв насилия. Семейное насилие.
- 34 Психологическое консультирование семейных пар
- 35 Системная семейная психотерапия
- 36 Психологическое консультирование родителей подростков
- 37 Отношения между родителями и взрослыми детьми
- 38. Психологическое консультирование пожилых людей.
- 39. Психологическое консультирование в младшей школе.
- 40. Психологическое консультирование подростков. Профориентация.
- 41. Нейропсихологический подход в коррекции.
- 42. Коррекция пространственных представлений.
- 43. Коррекция страхов у детей и взрослых.
- 44. Коррекция агрессивного поведения у детей и подростков.