logo
вопрос26-44

39. Психологическое консультирование в младшей школе.

Общепринятыми целями  психологического  консультироания являются развитие способности клиента совершать осознанный выбор при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера, углубление понимания всего происходящего в жизненном пространстве. При работе с детьми  младшего  школьного возраста можно поставить под сомнение достижение подобных целей. Однако  психологическое   консультирование  в своем исходном определении ориентировано на уже достаточно развитую личность как субъекта, способного активно и, самое главное, самостоятельно строить свои отношения с окружающим миром. Более того, для детей начального звена  школы  даже «…создание условий, при которых клиент окажется способным посмотреть на свои жизненные трудности со стороны, осознать неконструктивные способы поведения и построения взаимоотношений и найти адекватные действия…» вряд ли возможно. Таким образом, основная идея и цель  психологического   консультирования  в ее классическом исполнении  в  младшем  школьном возрасте (тем более в условиях обучения детей с явной несформированностью как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы) не может быть достигнута. Возникает вполне закономерный вопрос — каково может быть содержание  психологического   консультирования  с детьми  младшего  школьного возраста и может ли оно вообще существовать как одно из направлений деятельности психолога в начальной  школе ? Ответ на этот вопрос можно считать положительным, если рассмотреть вопрос психологического   консультирования  детей  младшего  возраста в рамках кратковременного и пре имущественно одноразового воздействия в следующих ситуациях: • при внезапном появлении дизадаптивного состояния, связанного с невыраженным аффектом, которое нарушает требуемые в условиях образовательного учреждения поведенческие правила как во время урока, так и на перемене (причем чисто педагогическими методами не удается достичь необходимого положи тельного и продолжительного эффекта); • после какой-либо физической травмы, когда можно говорить опять же о выраженном и продолжительном нарушении поведения; • непосредственно после психической травмы (например, после «выволочки», которую могут устроить родители на глазах сверстников, после их (родителей) разговора с педагогом и т.п.); критерием необходимости даже единичной релаксирующей консультации должно явиться наличие дизадаптивного состояния; • при внезапном (а не запланированном заранее) запросе педагога на консультацию ребенка в связи с тем, например, что учитель не может продолжать урок из-за каких-то поведенческих особенностей ребенка вне зависимости, возникли ли те на уроке как-то внезапно, или ребенок уже пришел на урок в таком состоянии. Возможен и ряд других ситуаций, когда может потребоваться «одноразовая» консультационная деятельность психолога. Консультационная работа психолога в начальных классах необходима при состояниях, которые определяются такими критериями, как: • внезапность возникновения, особенно когда других, ориентированных на подобную работу специалистов (например, психиатра или психотерапевта, воспитателя ГПД, который имеет хорошие эмоциональные отношения с ребенком) нет рядом; • кратковременность или единичность эпизода; в дальнейшем либо консультация перерастает в  психологическую  коррекцию (если к тому будут соответствующие показания), либо ребенок будет направлен к другим специалистам соответствующего профиля, которые есть в образовательном учреждении, либо родителям будет настоятельно рекомендовано обращение к специалистам соответствующего профиля другого учреждения. Последнее может быть осуществлено только после углубленного психологического обследования (в том случае, если оно не было до этого проведено) и соответствующих выводов (рекомендаций) по его результатам. В то же время в описываемых выше ситуациях очень сложно разграничить собственно консультационную деятельность психолога (по критерию информационного обеспечения клиентов) и пусть кратковременный, даже единичный, но случай коррек-ционной работы, когда подключаются не просто отдельные пси-хотерапевтические тактики для лучшего осознания передаваемой информации, но процесс работы психолога приобретает ярко выраженную психотерапевтическую ориентацию. Например, когда необходимы релаксирующие тактики, какие-либо другие приемы, выходящие за рамки исключительно психологического содержания. Эта проблема не нашла пока решения. В то же время она особенно значима для системы специального образования, где «всплески» аффективных состояний, немотивированные поведенческие выходки более чем вероятны, а психиатров для оказания помощи в таких случаях в штате учреждения нет. Точно так же заставить родителей обратиться в соответствующие медицинские учреждения за специализированной помощью, как правило, не представляется возможным. Аналогичное поведение специалиста в случае возникновения подобных ситуаций можно рекомендовать и в консультационной работе с подростками.