Педагогическое общение
Педагогическое общение – профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе.[1]
Педагогическое общение - это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.
Роль общения в воспитательном процессе
Общение - один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка. Только в контакте со взрослыми людьми возможны усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества и реализация ими прирождённой возможности стать представителями человеческого рода. Недостаток и ограничение общения замедляют и обедняют развитие ребёнка.
Проблеме педагогического общения посвящено значительное количество исследований, анализ которых обнаруживает несколько аспектов в её изучении. Прежде всего это определение структуры и условий формирования коммуникативных умений педагога (В.А.Кан-Калик, Ю.Н.Емельянов, Г.А.Ковалев, А.А.Леонтьев и др.). В этом аспекте получили развитие методы активного социального обучения (АСО): ролевые игры, социально-психологические тренинги, дискуссии и др. С их помощью педагоги овладевают способами взаимодействия, развивают общительность. Другим направлением является исследование проблемы взаимопонимания между педагогами и обучаемыми (А. А. Бодалев, С.В.Кондратьева и др.). Они значимы в силу того, что контакт возможен только в условиях достаточно полного взаимопонимания между общающимися, достижение которого требует поиска определённых условий и приемов. Особую группу исследований составляют те, которые изучают нормы, реализуемые в педагогическом общении. Прежде всего это исследования по проблеме педагогической этики и такта (Э. А. Гришин, И. В. Страхов и др.).
Структура общения и функции общения
Структура общения: 1. Коммуникативный компонент - обмен информацией между субъектами общения. 2. Интерактивный компонент - общая стратегия взаимодействия: Кооперация-сотрудничество и конкуренция. 3. Перцептивные компонент - восприятие, изучение. Понимание, оценка партнёрами по общению друг друга. Функции общения: информационная, самопрезентативная, социально-перцептивная, интерактивная, аффективная.
Условия эффективности педагогического общения
Условия эффективности педагогического общения в общем виде сформулировал А. А. Бодалев.
Общение становится педагогически эффективным, если оно осуществляется в соответствии с единым гуманистическим принципом во всех сферах жизни воспитанника - в семье, в школе, во внешкольных учреждениях и др.
Если общение сопровождается воспитанием отношения к высшей ценности.
Если обеспечивается усвоение необходимых психолого-педагогических знаний. умений и навыков познания других людей и обращения с ними.
Качества личности учителя значимые для продуктивного общения
Глубокое значение психологии другого человека (его ценностей, идеалов, направленности, потребностей, интересов, уровня притязаний).
Социальная установка на человека (аттракция).
Безусловное принятие ребёнка – принцип предвосхищающего уважения.
Развитые внимательность, наблюдательность, память, мышление, воображение.
Воспитанность эмоциональной сферы: умения сопереживать и сочувствовать – готовность к эмпатии.
Самопознание и самооценка: педагогическая рефлексия (способствует умению правильно настраиваться на другого человека, выбирать соответствующий способ поведения.
Коммуникативные умения – умения вступать в общения, выбирать или создавать новые способы коммуникации. Владения техникой общения.
Речевое развитие.
Педагогическая интуиция.
Барьеры восприятия в общении
Эффект ореола – распространение общего оценочного впечатления о человеке на все его ещё неизвестные личностные качества и свойства, действия и поступки. Ранее сложившееся представление мешает по- настоящему понять человека. Эффект первого впечатления - 0бусловленность восприятия и оценивания человека первым впечатлением о нём, которое оказаться ошибочным. Эффект первичности - придание большого значения при восприятии и оценивании незнакомого воспитанника или группы той информации о нём, которая поступила раньше. Эффект новизны - придание большого значения более поздней информации при восприятии и оценивании знакомого человека. Эффект проекции - приписывание своих достоинств приятным воспитанникам или другим людям, и своих недостатков - неприятным. Эффект стереотипизации - использование в процессе межличностного восприятия устойчивого образа человека. Приводит к упрощению в познании человека, постарению неточного образа другого, к возникновению предубеждения.
Стиль педагогического общения
Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и попустительский (А.В. Петровский, Я.Л. Коломинский, А.П. Ершова, В.В. Шпалинский, М.Ю. Кондратьев и др.).
Виды стилей педагогического общения Перспективные: 1. Общение на основе совместной творческой деятельности. 2. Общение на основе дружеского расположения. Неперспективные: общение-устрашение. Общение заигрывание. В общении очень важно правильно определить дистанцию между воспитателем и воспитанниками.Дистанция – форма выражения отношения. С помощью "языка действий" театральной режиссуры (П.М. Ершов, К.С. Станиславский) в педагогической деятельности можно выделить (для профессионально-осознанного освоения и/или тренировки-шлифовки)подтексты поведения (на основе "классификации словесных воздействий") и параметры поведения: наступательность - оборонительность; деловитость - позиционность; дружественность - враждебность; сила(уверенность) - слабость (безвольность). Уверенное владение учителем своими поведенческими "подтекстами" и "параметрами" позволяет ему своевременно, позитивно и гуманистически решать разнообразные дисциплинарные проблемы, неизбежно возникающие по ходу урока.
- Место психологии в системе наук
- Организационно-методические аспекты проведения психологических тренингов.
- Модель уровней психики
- Уровень психических явлений
- Уровень психологических явлений
- Психические процессы
- Идеальная модель психических состояний
- Психические состояния
- Консультативная беседа, как форма работы педагога-психолога
- Организационно-методические аспекты проведения психологических тренингов (см. Билет№3)
- Значения в сознании:
- Принципы организации и проведения социально-психологического тренинга с учителями (см. Билет№ 8, в.№3)
- Межличностный конфликт и способы его разрешения.
- Подготовка и проведение психологического консультирования. Его этапы
- Педагогическое общение
- Организация и проведение психолого-педагогического консилиума
- Вербальная и невербальная коммуникация
- Человек как субъект жизни
- Психологическая характеристика основ личностного развития ребёнка.
- Социальный контроль
- Межличностная коммуникация
- Социально-психологические феномены влияния
- Группа как социально-психологический феномен
- Роль и Статус
- Структура малой группы
- Механизмы группового развития
- Этапы развития группы по Образно-символической концепции Лутошкина а.Н.
- Лидерство и Руководство
- Отличие лидерства от руководства
- Урок психологии: содержательные и организационные особенности
- Локус субъективного контроля личности
- Межличностные отношения с точки зрения трансактного анализа э. Берна