Организация и проведение психолого-педагогического консилиума
Психолог приносит на консилиум результаты своей диагностической деятельности – наблюдений, экспертных опросов педагогов и родителей, обследования самих школьников. Формой представления психологических данных может быть приложение к протоколу психологического обследования, заполняемого психологом накануне консилиума. В бланке приложения к протоколу данные могут быть обобщены следующим образом:
- Дано описание психологических особенностей обучения, поведения и самочувствия школьника в период сбора информации. Описание дается в свободной форме, но с опорой на содержание психолого-педагогического статуса школьника. Точнее тех его компонентов, которые были исследованы психологом.
- Названы те сферы психической жизни ребенка или подростка, в которой обнаружены определенные нарушения или отклонения от возрастной, психической или социальной нормы и описаны конкретные проявления этих нарушений. Речь идет о таких явлениях, как умственное снижение по отношению к возрастной норме, психические нарушения, проявляющиеся в личностных акцентуациях или отклонениях в поведении, асоциальных проявлениях и др. По возможности и необходимости указываются причины существующих нарушений.
- Названы те сферы психической жизни ребенка (школьника), развитие которых характеризуется выраженными индивидуальными особенностями и описаны их реальные проявления.
- Перечислены адекватные с точки зрения психолога формы сопровождения.
Классный руководитель, опираясь на результаты своих собственных наблюдений и бесед с учителями-предметниками, дает педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения конкретных школьников и класса в целом.
Представленная информация должна касаться, во-первых, трудностей, которые испытывает ученик в различных педагогических ситуациях, и, во-вторых, особенностей, индивидуальных черт его обучения, общения, самочувствия. Характеристика школьника может складываться из следующих показателей:
1. Качественные характеристики учебной деятельности:
- Трудности и особенности, проявляющиеся при подготовке домашних заданий;
- Трудности и особенности, проявляющиеся при устных и письменных ответах на уроках;
- Трудности и особенности, возникающие при выполнении творческих заданий и трудоемкой рутиной работы;
- Трудности, возникающие в процессе усвоения нового материала или повторения пройденного;
- Виды заданий или учебного материала, вызывающие наибольшие трудности;
- Предполагаемые причины описанных трудностей и особенностей.
2. Количественные показатели учебной деятельности:
- Успеваемость по основным предметам;
- Предполагаемые причины низкой или не ровной успеваемости.
3. Показатели поведения и общения в учебных ситуациях:
- Описание и оценка поведения с точки зрения учебной активности и заинтересованности;
- Описание и оценка поведения с точки зрения соблюдения общепринятых правил;
- Индивидуальные особенности и трудности, возникающие в процессе общения с педагогами и сверстниками.
4. Показатели эмоционального состояния в учебных ситуациях:
- Описание “типичного” для школьника эмоционального состояния на уроке;
- Описание ситуаций, вызывающих у учащегося различные эмоциональные трудности (плач, раздражение, агрессия, испуг и т. д.)
Давая характеристику конкретному школьнику, классный руководитель и педагог останавливается, естественно, только на тех показателях, которые содержат важную для работы консилиума информацию.
Медицинский работник дает информацию о состоянии здоровья и физических особенностях школьников. Соматическое состояние школьников должно оцениваться по трем основным показателям:
1. Физическое состояние ребенка на момент проведения консилиума:
- Соответствие физического развития возрастным нормам;
- Состояние органов зрения, слуха, костно-мышечной системы;
- Переносимость физических нагрузок (на основании данных учителя физкультуры).
2. Факторы риска нарушения развития:
- Наличие в прошлом заболеваний и травм, которые могут сказаться на развитии ребенка;
- Факторы риска по основным функциональным системам, наличие хронических заболеваний.
3. Характеристика заболеваемости за последний год.
Информация о ребенке представляется по тем пунктам характеристики, в которых содержатся важные для сопровождения данные.
Подготовка консилиума осуществляется каждым участником отдельно.
Психолог обрабатывает данные психологического минимума и углубленной диагностики, готовит предложения по отдельным учащимся и информацию по классу в целом. В его задачи входит также определить, каких учеников обсудить отдельно, посвятив этому достаточно много времени , а какие дети, являясь психологически благополучными не станут предметом отдельного обсуждения на консилиуме (либо для разработки их сопровождения не нужно много времени).
Педагог (классный руководитель в средней и старшей параллели) собирает и обрабатывает информацию от педагогов-предметников, систематизирует собственные наблюдения.
Школьный медик просматривает медицинские карты, при необходимости получает дополнительную информацию от родителей или из поликлиники, а также готовит выписки для обсуждения на консилиуме.
Завуч собирает информацию о тех учениках, в отношении которых предстоит индивидуальное обсуждение, и разрабатывает схему проведения консилиумов, готовит необходимую документацию – бланки протоколов консилиумов.
Социальный педагог берет на себя организационные обязанности, связанные с консилиумом, а также помогает классным руководителям в непосредственной работе с семьей.
Порядок работы консилиума:
Информационный обмен между участниками консилиума.
Порядок изложения информации не имеет принципиального значения. Обмен информацией между участниками и взаимный ответ на вопросы служит основой для заполнения консилиума, касающейся актуального психолого-медико-педагогического состояния школьника.
Разработка стратегии сопровождения данного ученика.
Прежде всего, участники консилиума оговаривают содержание развивающей работы:
- Какого рода помощь требуется школьнику?
- Каким конкретным содержанием желательно наполнить развивающую работу с ним? - Какие его особенности должны быть обязательно учтены в процессе обучения и общения.
Обсуждение вопроса о том, какую сопровождающую работу могут взять на себя участники консилиума, какую необходимо осуществить силами педагогического коллектива данной параллели, а что можно сделать только с помощью семьи или специалистов различного профиля вне школы. Участники консилиума определяют формы своего участия и оговаривают, кто и в какой форме берет на себя работу с родителями, педагогами-предметниками, а также социально-диспетчерскую деятельность.
Таким образом, деятельность консилиума по отношению к конкретному ребенку состоит в ответе на несколько последовательных вопросов:
Каков психологический, педагогический, медицинский статус школьника на момент обследования?
Какими особенностями и проблемами характеризуется развитие школьника в целом на момент обследования?
Каким содержанием должна быть наполнена индивидуальная стратегия его сопровождения в процессе школьного обучения?
В каких формах и в какие сроки в сопровождении школьника примут участие психолог, школьный медик и классный руководитель?
Предусматривается ли и какая по содержанию консультативная работа участников консилиума с педагогическим коллективом или отдельными учителями, родителями школьника и школьной администрацией?
Предполагается ли и какая социально-диспетчерская деятельность?
Ответы на все эти вопросы предполагает установление сроков выполнения той или иной работы, конкретного ответственного и форм контроля.
Работа консилиума заканчивается заполнением итогового документа – заключения консилиума, в котором находят отражение – свое краткое описание ответы на основные из вышеприведенных вопросов.
Билет № 17
- Место психологии в системе наук
- Организационно-методические аспекты проведения психологических тренингов.
- Модель уровней психики
- Уровень психических явлений
- Уровень психологических явлений
- Психические процессы
- Идеальная модель психических состояний
- Психические состояния
- Консультативная беседа, как форма работы педагога-психолога
- Организационно-методические аспекты проведения психологических тренингов (см. Билет№3)
- Значения в сознании:
- Принципы организации и проведения социально-психологического тренинга с учителями (см. Билет№ 8, в.№3)
- Межличностный конфликт и способы его разрешения.
- Подготовка и проведение психологического консультирования. Его этапы
- Педагогическое общение
- Организация и проведение психолого-педагогического консилиума
- Вербальная и невербальная коммуникация
- Человек как субъект жизни
- Психологическая характеристика основ личностного развития ребёнка.
- Социальный контроль
- Межличностная коммуникация
- Социально-психологические феномены влияния
- Группа как социально-психологический феномен
- Роль и Статус
- Структура малой группы
- Механизмы группового развития
- Этапы развития группы по Образно-символической концепции Лутошкина а.Н.
- Лидерство и Руководство
- Отличие лидерства от руководства
- Урок психологии: содержательные и организационные особенности
- Локус субъективного контроля личности
- Межличностные отношения с точки зрения трансактного анализа э. Берна