logo search
сокращенная программа

Педагогическая производственная практика

для студентов 4 курса дневного отделения

(специальность 1-23 01 04: «Психология»)

Методические рекомендации

Витебск, 2010

ВВЕДЕНИЕ

Подготовка практических психологов, помимо ознакомления студентов с новыми технологиями психологической работы, предполагает создание ситуаций, в которых осуществлялась бы отработка специальных умений и навыков. Одной из форм профессионального обучения будущих психологов является педагогическая производственная практика.

В соответствии с учебным планом факультета социальной педагогики и психологии педагогическая производственная практика для студентов 4 курса дневной формы обучения специальности 1-23 01 04 «Психология» (специализация 1-23 01 04 04 «Педагогическая психология») организуется в 8-ом семестре. Практика может осуществляться на базе учреждений образования – в отделах образования, дошкольных учреждениях, школах, гимназиях, лицеях, а также социально-педагогических центрах. Педагогическая производственная практика рассчитана на 4 недели.

Цель данного вида практики – приобрести навыки профессиональной деятельности педагога-психолога учреждения образования, сформировать умения применения научно-теоретических знаний в условиях общеобразовательного учреждения.

Основными задачами педагогической производственной практики являются:

В процессе практической подготовки студенты должны приобретать следующие профессионально-психологические умения:

Организация педагогической производственной практики представляет собой взаимодействие трех ее участников: студента, педагога-психолога или практического психолога учреждения образования и преподавателя-методиста кафедры прикладной психологии УО «ВГУ им. П.М. Машерова».

Преподаватель-методист кафедры рекомендует систему заданий (проблем) по конкретной базе практики, которые могут стать предметом практики; осуществляет взаимодействие с педагогом-психологом или практическим психологом по организации практики на экспериментальной площадке, осуществляет общий контроль и оценку прохождения ее студентами. Практический психолог учреждения образования демонстрирует студентам приемы (методики) решения конкретных психологических проблем, предоставляет им возможность выполнить порученное задание на соответствующих категориях клиентов. Студенты изучают рекомендуемую им литературу по проблеме, разрабатывают соответствующий инструментарий, наблюдают за деятельностью педагога-психолога, должным образом оформляют полученные данные.

Выбор характера заданий студенты согласовывают с педагогом-психологом учреждения образования и преподавателем-методистом кафедры прикладной психологии.

В процессе подготовки и проведения практики важно четко определить обязанности всех ее участников, что позволит обеспечить эффективность решения поставленных целей и задач.

Факультетский руководитель практики:

Методист практики:

Педагог-психолог (практический психолог) учреждения:

Студент-практикант имеет право:

Студент-практикант обязан:

Предлагаемые методические рекомендации разработаны сотрудниками кафедры прикладной психологии УО «ВГУ им. П.М. Машерова», они в виде пяти разделов включают методические разработки проведения диагностики, практических занятий по актуальным психологическим проблемам. Каждая из проблем конкретизируется в виде специальных исследовательских тем. По каждой теме определены цели и задачи работы студентов на этапах практики, необходимые документы. Указаны используемые тестовые методики или приведен соответствующий стимульный материал (тесты, анкеты, протоколы, программы и др.). Дается описание системы действий педагога-психолога или практического психолога на этапе практики. В методические материалы к каждому разделу включен разнообразный прикладной материал, который необходим практическим психологам учреждений образования для решения конкретных психологических проблем.

Основные разделы педагогической производственной практики:

I раздел – работа школьного психолога с учащимися начальной школы.

II раздел – роль психолога в изучении эффективности организации учебно-воспитательного процесса в средней школе.

III раздел – работа психолога школы со старшеклассниками.

IV раздел – работа с подростками группы риска. Работа с семьями учащихся.

V раздел – работа с педагогическим коллективом.

Студенты выполняют в обязательном порядке I, II, III разделы и по выбору IV или V раздел. Работа студентов по перечисленным разделам согласовывается с педагогом-психологом образовательного учреждения при планировании содержания психологической практики.

Основные отчетные документы студента:

  1. Дневник по практике с утвержденным индивидуальным планом (приложение 2). В дневнике студент ежедневно фиксирует процесс выполнения заданий и дает анализ полученных результатов.

  2. Отчетные документы, указанные в разделах практики.

  3. Отчёт о практике (приложение 3).

  4. Характеристика студента с места практики с рекомендуемой оценкой, заверенная подписью руководителя учреждения.

Основные критерии оценки итогов практики.

При оценивании выполнения программы практики рекомендуется воспользоваться следующими критериями:

  1. Уровень владения студентами психологическими знаниями: использование соответствующих научных понятий; интерпретация полученных эмпирических материалов; применение психологических знаний в реальных жизненных ситуациях и в процессе педагогического взаимодействия, научный стиль в аналитической деятельности студента.

  2. Уровень сформированности профессиональных умений психолого-педагогической деятельности студента-практиканта: умение выстраивать собственную тактику поведения во взаимоотношениях с учащимися, детьми, сотрудниками; умение корректировать собственную деятельность; умение наблюдать и фиксировать наблюдаемое; сформированность профессиональных умений работы практического психолога, знание психологических основ при построении системы отношений с людьми разных возрастных групп.

  3. Степень самостоятельности и творчества в организации деятельности: самостоятельность в выполнении заданий практики; самостоятельность в разработке содержания предлагаемого материала; проявление творчества в деятельности; полнота выполнения заданий.

  4. Личностное отношение студентов к практике: проявление интереса к психологическим заданиям на практике; дисциплинированность студента; активность в проявлении психологических знаний и умений; инициативность в организации различных мероприятий для детей и учащихся; творческую активность студента.

  5. Качество оформления и своевременность сдачи документации: соответствие требованиям; эстетика оформления; качество содержания, своевременное представление отчетной документации по практике; составление подробного отчета – описания собственной организации и деятельности в качестве педагога-психолога, минимум орфографических и др. ошибок, аккуратность записей.