II раздел. Роль психолога в изучении эффективности организации учебно–воспитательного процесса в средней школе
В средней школе психолог продолжает психологическое сопровождение учащихся на основе накопленной за период обучения в начальных классах и получаемой вновь информации. Направления деятельности психолога определяются как целями и задачами, стоящими перед педагогическим коллективом конкретной школы, так и сложившимися алгоритмами сопровождения учащихся на разных этапах обучения. Основные циклы работ психолога в средней школе направлены на психологическое сопровождение следующих проблемных этапов:
— переход учащихся в среднее звено школы;
— адаптация в среднем звене;
— подростковый кризис;
— межличностные взаимоотношения подростка со взрослыми (педагогами и родителями).
Внутри этих циклов могут применяться разнообразные алгоритмы и программы. При этом необходимо учитывать, что так же, как и в начальной школе, деятельность психолога представлена цепью взаимосвязанных конкретных действий и шагов. В целом работа включает следующие моменты:
1. Организационная и методическая подготовка. В данном разделе практики определяются цели и задачи диагностико–коррекционных мероприятий, планирование деятельности, подготовка необходимых диагностических материалов и т. д.
2. Проведение первого этапа диагностического обследования в соответствии с целями и задачами. Здесь уместно наблюдение за учащимися на уроках и переменах; проведение методик диагностического минимума со всеми учащимися параллели, педагогами и родителями; обработка результатов; отбор группы школьников для проведения углубленной диагностики; подготовка заключений по всем видам обследований.
3. Подготовка психолого-педагогического консилиума как мероприятия, объединяющего усилия педагогов, психологов и других субъектов учебно-воспитательного процесса в реализации программы индивидуального сопровождения учащихся. Сюда могут быть включены такие виды работ, как консультации с медиками, педагогами; подготовка аналитической информации по классам и параллели в целом; составление плана обсуждения и т. д.
4. Проведение психолого-педагогического консилиума. Подразумевается, что в процессе работы консилиума разрабатываются и планируются стратегии сопровождения каждого школьника, распределяется ответственность за реализацию каждого этапа.
5. Реализация решений консилиума предполагает проведение консультативных мероприятий: родительских собраний; коррекционных мероприятий; планирование совместных действий классных руководителей и психолога; осуществление социально-диспетчерской деятельности и т. д.
6. Планирование и осуществление контроля эффективности проводимой работы.
Цель практики II раздела: приобрести практические умения и осуществить исследование по одной из предложенных тем во всех видах работ психолога в средней школе.
Задачи психологической практики:
Сформировать у студентов-практикантов четкое представление о системе работы психолога в средних классах школы.
Научиться переводить педагогический запрос в психологическую задачу и предусматривать конечные цели в реализации запроса.
Научиться планировать психологическую деятельность по реализации какого-либо вида работ.
Научиться предусматривать систему взаимодействий и разделения функций между участниками психолого-педагогического сопровождения.
Научиться практике составления рекомендаций педагогам и родителям по различным видам обследований школьников.
Научиться соотносить содержание психолого-педагогических мероприятий с возрастными особенностями учащихся.
Расширить спектр представлений о возможностях педагогов и психологов в психолого-педагогическом сопровождении.
Практика II раздела предполагает выполнение исследования по одной из предложенных тем:
1. Содержание деятельности психолога, педагогов школы на этапе адаптации учащихся при переходе в пятый класс.
2. Изучение сформированности когнитивной познавательной сферы школьников.
3. Изучение мотивационно-потребностной сферы школьников.
4. Изучение уровня воспитанности школьников.
5. Коллектив класса и личность школьника.
Календарное распределение II раздела практики:
1-й день.
Педагог-психолог школы знакомит студентов с планированием работы в средней школе, основными видами работ психолога.
Обсуждается содержание деятельности психолога по организации успешной адаптации пятиклассников в средней школе как один из важнейших видов работ.
Каждый из студентов определяется с выбором темы раздела. После этого, студенты под руководством психолога школы или преподавателя-методиста составляют исследовательский проект (цель, объект, предмет, гипотеза, методы и методики). Каждый практикант самостоятельно разрабатывает план обследования по своему разделу. Практиканты имеют возможность получить консультации у руководителя практики и психолога, а также поработать с литературой.
2-й день.
По заранее разработанной программе студенты, в зависимости от полученного задания, имеют возможность провести диагностику основных компонентов учебной деятельности школьников, изучение типа мотивации, изучение потребностей школьников, изучение уровня воспитанности школьников, изучение особенностей взаимоотношений в ученическом классе.
3-й день.
В этот день практиканты с помощью психолога учреждения образования и методиста практики от факультета проводят обработку, анализ результатов, составляют аналитический документ, программу деятельности психолога, педагогов по результатам исследований.
4-й день.
Эта часть практики является продолжением работ третьего дня и может быть посвящена углубленной диагностике учащегося или класса при необходимости получения дополнительных данных для заключения. Практиканты составляют схемы индивидуального обследования школьника с различными формами школьной дезадаптации, получают возможность индивидуальной работы со школьниками.
Дополнительно, студенты посещают по выбору любое школьное мероприятие, имеющее воспитательную нагрузку (тематический вечер, классные часы и т. п.). Проводится анализ мероприятия.
5-й день.
В этот день психолог школы знакомит студентов-практикантов с особенностями работы с педагогами, с возможностями оказания психологической помощи педагогам. Школьный психолог знакомит практикантов с результатами психологических мероприятий в педагогическом коллективе. Обсуждается сотрудничество с социальным педагогом, его возможности и ограничения.
Отчетные документы II раздела практики:
Исследовательский проект (цель, объект, предмет, гипотеза, методы и методики, результаты и их интерпретация, выводы).
Протоколы (копии) обследования учащихся.
Психологическое заключение (копии) с рекомендациями педагогу и родителям.
Аналитическая записка с рекомендациями участникам процесса сопровождения по результатам исследования, предпринятого в 5–9-х классах по изучению учебной мотивации учащихся, эффективности организации учебного процесса и др. (в зависимости от индивидуального задания).
Анализ внеклассного мероприятия.
- Педагогическая производственная практика
- I раздел. Работа школьного психолога с учащимися начальной школы
- II раздел. Роль психолога в изучении эффективности организации учебно–воспитательного процесса в средней школе
- III раздел. Работа психолога со старшеклассниками
- IV раздел. Работа с подростками группы риска. Работа с семьями учащихся
- V раздел. Работа с педагогическим коллективом