I раздел. Работа школьного психолога с учащимися начальной школы
Работа психолога в начальной школе основана на принципе психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации ребенка к учебной среде. Цель психолого-педагогической деятельности в этот период — создание педагогических и психологических условий, позволяющих ребенку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде (школьной системе отношений). Цель достигается за счет последовательного решения педагогическим коллективом и психологами школы следующих задач:
1. Выявление особенностей психолого-педагогического статуса школьников с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в обучении, общении и психическом состоянии.
2. Создание системы психолого-педагогической поддержки всех первоклассников в период их первичной школьной адаптации, позволяющей им не только приспособиться к школьным требованиям, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности.
3. Создание специальных педагогических и социально-психологических условий, позволяющих осуществлять развивающую, коррекционно-формирующую работу с детьми, испытывающими различные психолого-педагогические трудности.
Цель практики I раздела: сформировать модель деятельности психолога в начальной школе по основным видам работ.
Задачи практики:
Познакомить студентов с основными видами работ психолога в начальных классах школ.
Научиться составлять планы реализации некоторых видов работ психолога.
Проанализировать продукты деятельности первоклассников, посетить уроки (с целью анализа деятельности учителя и учащихся), провести исследование по заранее разработанной программе.
Научиться эффективному анализу и интерпретации полученных результатов, подготовке аналитического документа по итогам исследования.
Составить индивидуальную модель деятельности в начальной школе.
Практика I раздела представлена следующими видами работ психолога:
1. Изучение особенностей определения готовности детей к школьному обучению.
2. Содействие адаптации первоклассников в школе.
Календарное распределение практики:
1-й день.
Знакомство с учреждением образования, целями и задачами практики. Формирование у студентов представления о роли и месте педагога-психолога в данном учреждении.
В беседе со школьным психологом студенты узнают об особенностях планирования работы в начальной школе, о деятельности педагога-психолога по определению психологической готовности к школьному обучению. Студенты получают возможность проанализировать имеющиеся на базе практики протоколы исследования детей при поступлении в школу.
При изучении особенностей деятельности психолога при определении готовности к школьному обучению необходимо обратить внимание на следующие вопросы:
1. Подготовка к диагностической работе. Отбор тестового материала, составление графика работы, протоколов обследования.
2. Проведение диагностического исследования, заполнение протокола.
3. Составление психологического заключения.
4. Разработка коррекционной программы.
5. Проведение консультаций для педагогов и родителей.
Кроме того, в течение первого дня студенты получают возможность познакомиться с алгоритмом деятельности психолога по организации эффективной адаптации учащихся к школьному обучению.
2-й день.
Совместно с психологом проводится анализ продуктов деятельности первоклассников; обсуждаются различные схемы анализа урока. Студенты по заранее намеченной программе посещают уроки в первых классах, получают необходимую информацию по анализу деятельности педагога на уроке и подготовке аналитического документа.
При изучении данной темы за основу можно взять следующее:
1. Составление плана работы психолога по содействию эффективной адаптации.
2. Посещение уроков в классах.
3. Психологический анализ уроков.
4. Наблюдение за поведением учащихся во внеурочной деятельности.
5. Анализ продуктов деятельности первоклассников.
6. Консультации с педагогами по особенностям протекания процесса адаптации у отдельных учащихся.
7. Разработку мероприятий по повышению эффективности адаптации.
3-й день.
Изучается роль психолога в диагностике эффективности организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Психолог школы знакомит студентов с алгоритмами исследования эффективности учебного процесса, изучения уровня обучаемости, изучения мотивов учебной деятельности, определения группы риска детей — учащихся начальной школы. По заданию педагога-психолога начальной школы студенты проводят групповую психодиагностику. Студенты подготавливают необходимый инструментарий, психолог проводит предварительное инструктирование, затем студенты апробируют методики в пилотажном режиме либо осуществляют самостоятельную предварительную подготовку по заранее определенному заданию.
4-й день.
Проведение психологической диагностики с классом или подгруппой учащихся начальных классов.
5-й день.
В этот день практиканты с помощью педагога-психолога учреждения образования и методиста практики от факультета проводят обработку, анализ результатов, составляют аналитическую записку по итогам исследования.
Работа с отчетной документацией по разделу психологической практики.
Отчетные документы по I разделу практики:
Протокол (копия) обследования первоклассника.
Психологическое заключение (копия) с рекомендациями педагогу и родителям.
Тезисы консультации для педагога или родителей.
Анализ одного из уроков с выводами и рекомендациями.
Аналитическая записка по результатам работы с продуктами деятельности первоклассников.
Методическая разработка психолого-педагогического консилиума по теме «Адаптация учащихся в первом классе».
Конспект одного занятия по коррекции познавательных процессов.
Индивидуальная модель (план) деятельности психолога в начальной школе.
- Педагогическая производственная практика
- I раздел. Работа школьного психолога с учащимися начальной школы
- II раздел. Роль психолога в изучении эффективности организации учебно–воспитательного процесса в средней школе
- III раздел. Работа психолога со старшеклассниками
- IV раздел. Работа с подростками группы риска. Работа с семьями учащихся
- V раздел. Работа с педагогическим коллективом