V раздел. Работа с педагогическим коллективом
Работа с педагогами, педагогическим коллективом школы является одним из сложных направлений в работе психолога. Педагоги по-разному воспринимают психологическую службу: со стремлением к сотрудничеству, любопытством, безразличием, недоверием и скептицизмом и даже открытой враждебностью. Только высокий уровень компетентности, объективности психолога, практическая направленность и результативность его работы помогут психологу завоевать доверие в педколлективе. Работу с педагогами можно организовать следующим образом: лучше всего начать с психодиагностики личности.
Следует отметить, что педагоги очень остро реагируют на оценку их личностных особенностей. Педагог привык оценивать других. Ему очень трудно согласиться с выводами о том, что неблагоприятное развитие педагогической ситуации предопределено его собственными слабостями или недостатками. Кроме того, большинство педагогов имеют высокую личностную тревожность, в силу которой склонны гиперболизировать, драматизировать события, или впадать в глухую психологическую защиту, не принимая или полностью отрицая выводы психолога. Предвидя эти сложности, психолог может использовать методики самооценки и групповой динамики, характерные для ситуаций социально-психологического тренинга, коллективной мыследеятельности и организационно-деятельностных игр. Изучив особенности того или иного педагога, необходимо дать стимулирующие советы: как, опираясь на сильные стороны своего характера, оптимизировать педагогический труд. Для более точного диагноза психологу приходится наблюдать педагога в общении, деятельности. Для этого необходимо анализировать учебно-воспитательный процесс.
Нужна практическая работа по психокоррекции, гармонизации личности педагога через различные виды социально-психологического тренинга: мотивации достижений, сензитивности, гуманных взаимоотношений между педагогами и их воспитанниками.
Хорошее взаимопонимание и сотрудничество психолога с учителями, всегда способствует оптимизации контактов с детьми, их родителями.
Цель практики V раздела: выстроить модель работы психолога с педагогическим коллективом школы.
Задачи психологической практики:
Познакомить студентов с основными направлениями работы с педагогическим коллективом.
Сформировать представление об особенностях диагностики и основных технологиях работы в педколлективе.
Разработать алгоритм изучения личности педагога.
Научиться проводить групповые консультации с педагогами по результатам диагностики.
Научиться практике составления рекомендаций педагогам (по вопросам личностного роста, профилактике эмоционального выгорания, профессиональных деформаций и др.).
Практика V раздела представлена следующими видами работ психолога:
1. Изучение особенностей профессионального развития личности педагога, психологического климата педагогического коллектива школы, особенностей взаимодействия учителя и учащихся.
2. Проведение групповой консультации с педагогами или оформление стенда (буклеты, брошюры, презентация) с рекомендациями для педагогов.
Практика V раздела предполагает работу по одной из предложенных тем:
1. Изучение особенностей профессионального развития личности педагога.
2. Изучение психологического климата педагогического коллектива школы.
3. Изучение особенностей взаимодействия учителя и учащихся.
Календарное распределение практики:
1-й день.
Педагог-психолог учреждения образования знакомит студентов со спецификой работы психолога с педагогическим коллективом школы. Обсуждается содержание деятельности психолога по изучению личностных качеств педагогов, синдрома эмоционального выгорания и взаимодействия учителя и учащихся, по созданию психологического климата в педколлективе. Студенты знакомятся с основным диагностическим инструментарием для педагогов и педагогического коллектива. Раскрываются особенности составления рекомендаций для педагогов, трудности в консультативной деятельности, построение тренинговых занятий для педагогического коллектива. Психолог знакомит студентов с результатами психологических мероприятий в педагогическом коллективе.
Каждый из студентов определяется с выбором темы. После этого, студенты под руководством психолога школы или преподавателя-методиста составляют план обследования по своей теме. Практиканты имеют возможность получить консультации у руководителя практики и психолога, а также поработать с литературой.
2-й день.
Студенты подготавливают необходимый инструментарий для диагностики, психолог проводит предварительное инструктирование. По заранее разработанной программе студенты, в зависимости от полученного задания, имеют возможность провести диагностику особенностей профессионального развития личности педагога, психологического климата педагогического коллектива школы, особенностей взаимодействия учителя и учащихся.
3-й день.
Является продолжением работ второго дня и может быть посвящен диагностике. В этот день практиканты с помощью психолога учреждения образования и методиста практики от факультета проводят обработку, анализ результатов, составляют аналитический документ, программу деятельности психолога по результатам диагностики.
4-й день.
На основе результатов диагностики студенты разрабатывают рекомендации для педагогов, оформляют стенд (буклеты, брошюры, презентация) или разрабатывают план групповой консультации для педагогов.
5-й день.
Проведение групповой консультации с педагогами. По результатам проведенной консультации составляется аналитический отчет.
Оформление отчетной документации по практике.
Отчетные документы V раздела практики:
Аналитическая записка по результатам диагностики.
План групповой консультации для педагогов.
Аналитический отчет по результатам групповой консультации.
Рекомендации для педагогов (буклеты, брошюры, презентация).
- Педагогическая производственная практика
- I раздел. Работа школьного психолога с учащимися начальной школы
- II раздел. Роль психолога в изучении эффективности организации учебно–воспитательного процесса в средней школе
- III раздел. Работа психолога со старшеклассниками
- IV раздел. Работа с подростками группы риска. Работа с семьями учащихся
- V раздел. Работа с педагогическим коллективом