38. Психологическое консультирование пожилых людей.
В работе с пожилыми людьми важными и эффективными являются все основные направления психологического консультирования: возрастно-психологическое, семейное, профориентационное и индивидуальное, включая психологическое консультирование в особых ситуациях.
Предметом возрастно-психологического консультирования в поздней взрослости, как и в любом возрасте, являются варианты прохождения субъектом возрастных кризисов. В процессе возрастно-психологического консультирования пожилой человек должен обрести знания о содержании, задачах и индивидуальных вариантах прохождения данного кризиса и оказаться готовым к изменению образа жизни и внутренней позиции по отношению к жизни.
Период выхода на пенсию
является общепризнанным нормативным кризисом поздней взрослости. Именно здесь создается ситуация, характерная для любого кризиса, – противоречие между обстоятельствами жизни (изменением социального статуса) и потребностями человека продолжать социально значимую деятельность, сохранить свое положение в семье и обществе. Психологическое консультирование по вопросам адаптации к статусу пенсионера зависит от индивидуальных особенностей клиентов: лица с многогранными интересами легче находят себя в новой жизни, в то время как узкие специалисты стараются всеми возможными способами отдалить выход на пенсию и бывают не способны к принятию старости как возраста .
Люди, имеющие конкретные планы того, как использовать свободное время, легче принимают решение отказаться от прежней работы. Не откладывая время выхода на пенсию, они относительно легко принимают статус еще не старых, физически здоровых пенсионеров. Первично настороженное отношение к пенсионному образу жизни после работы с психологом уступает место согласию с новым положением, в котором пожилые люди находят положительные стороны. Задача консультанта – помочь пожилому человеку рассмотреть и оценить свои интересы и жизненные ресурсы, самому выбрать для себя подходящее, увлекающее его дело, оценить его личный и социальный смысл. Решение этих вопросов требует не одной встречи с психологом, особенно в тех случаях, когда пожилой человек осуществляет этот выбор методом проб и ошибок. Результаты каждой пробы требуют профессионального обсуждения и оценки, и общение с психологом может выполнять функцию обратной связи для самоутверждения человека в верности выбранного пути.
Проблема подготовки человека к выходу на пенсию достаточно хорошо разработана в практической психологии Как отмечалось ранее, человек может пройти три этапа подготовки к пенсии: «сбрасывание оборотов», планирование будущей жизни на пенсии и «жизнь в ожидании пенсии». Консультант, помогая клиенту пройти эти этапы, учитывает следующие специфические факторы: располагает ли человек предпенсионного возраста достаточным доходом и сбережениями; есть ли у него собственное жилье; планирует ли он продолжить работать или чем-то заниматься после выхода на пенсию. Совокупность ответов на эти вопросы называют индексом пенсионной зрелости – показателем того, насколько человек готов к выходу на пенсию. Люди с более высоким индексом пенсионной зрелости более позитивно смотрят на будущее и легче адаптируются к статусу пенсионера.
- 26. Психологическое консультирование при птср.
- 27. Психологическое консультирование «немотивированных» клиентов.
- 28. Психологическое консультирование враждебно настроенных и агрессивных клиентов.
- 29. Психологическое консультирование асоциальных личностей.
- 30. Психологическое консультирование истерических личностей.
- 31. Психологическое консультирование при зависимостях.
- 32 Психологическое консультирование психически больных и членов их семей.
- 33 Психологическое консультирование жертв насилия. Семейное насилие.
- 34 Психологическое консультирование семейных пар
- 35 Системная семейная психотерапия
- 36 Психологическое консультирование родителей подростков
- 37 Отношения между родителями и взрослыми детьми
- 38. Психологическое консультирование пожилых людей.
- 39. Психологическое консультирование в младшей школе.
- 40. Психологическое консультирование подростков. Профориентация.
- 41. Нейропсихологический подход в коррекции.
- 42. Коррекция пространственных представлений.
- 43. Коррекция страхов у детей и взрослых.
- 44. Коррекция агрессивного поведения у детей и подростков.