Тест жизнестойкости д.А. Леонтьева и е.И. Рассказовой
Жизнестойкость (hardiness) представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Это диспозиция, включающая в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска (Леонтьев, 2002).
Выраженность этих компонентов и жизнестойкости в целом препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания со стрессами и восприятия их как менее значимых (отличие от сходных конструктов будет обосновано ниже).
Вовлеченность определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности» (Мадди, 2002). Человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности. В противоположность этому, отсутствие подобной убежденности порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни.
Контроль представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Противоположность этому — ощущение собственной беспомощности. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь.
Принятие риска — убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, — неважно, позитивного или негативного. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности, обедняющим жизнь личности. В основе принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование.
Компоненты жизнестойкости развиваются в детстве и отчасти в под-ростковом возрасте, хотя их можно развивать и позднее (см. ниже о тренинге жизнестойкости). Их развитие решающим образом зависит от отношений родителей с ребенком. В частности, для развития компонента участия принципиально важно принятие и поддержка, любовь и одобрение со стороны родителей. Для развития компонента контроля важна поддержка инициативы ребенка, его стремления справляться с задачами все возрастающей сложности на грани своих возможностей. Для развития принятия риска важно богатство впечатлений, изменчивость и неоднородность среды
В Приложении 1. содержится тестовый вариант данного опросника.
- Курсовая работа
- Глава 1. Личностный потенциал и его особенности у юношества
- 1.1. Личностный потенциал: понятие и структура.
- 1.2. Исследования личностного потенциала в отечественной психологии
- 1.3. Концепции личностного потенциала в зарубежной психологии.
- 1.4. Психологические трудности и «зоны риска» юношества
- 1.5. Постановка проблемы, цели, задачи и гипотеза исследования
- Глава 2. Организация и методы исследования
- 2.1. Выборка и организация исследования
- 2.2. Диагностические методики исследования
- Методы диагностики характеристик жизнестойкости и стратегий совладающего поведения
- Тест жизнестойкости д.А. Леонтьева и е.И. Рассказовой
- Методика «Копинг-стратегии» р. Лазаруса (кпсс)
- 2.3. Методы статистического анализа эмпирических данных использованные в работе
- 2.4. Общая характеристика статистических методов анализа
- Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
- 3.1. Анализ сходства и различий характеристик жизнестойкости с совладающим поведением в выборках трудных и нормативных старшеклассников.
- 3.2.Анализ особенностей и общих взаимосвязей характеристик жизнестойкости и совладающего поведения в двух выборках
- В группе «трудных» девушек выявлены следующие взаимосвязи (Таб. 4; Рис. 1б).
- В группе «трудных» юношей выявлены следующие взаимосвязи (Таб. 4; Рис. 2б).
- 1. На основании полученных результатов можно сказать, что трудные девушки по сравнению с нормативными:
- 2. На основании полученных результатов можно сказать, что трудным юношам по сравнению с нормативными:
- 3.4. Ресурсы личностного потенциала и копинг-поведения старшеклассников с поведенческими трудностями
- Выводы:
- Заключение
- Библиографический список
- Приложения