2.1. Выборка и организация исследования
Для изучения особенностей личностного потенциала и его ресурсов у трудных старшеклассников, в сравнении с «нормативными» старшеклассниками, у которых не зафиксированы поведенческие и учебные трудности были исследованы 10-11 классы на базе средней школы № 140 г. Пермь и старшеклассники Уральского подворья. В исследовании принимали участие 60 старшеклассников в возрасте 16-17 лет. Из них 30 старшеклассников с девиантным поведением и 30 старшеклассников с благополучным поведением.
Таким образом, обе выборки сопоставимы (Табл. 1). Все обследуемые являются учениками учебных заведений г. Пермь. То есть, выборки сопоставимы по уровню образования и среде общения. Кроме того, все они живут в одном городе – Перми.
Таблица 1.
Выборка нормативных и трудных старшеклассников
Выборка | Возраст | Пол | Количество испытуемых |
Школа № 140 (нормативные старшеклассники) | 16-17 | Женский/Мужской | 15 юношей/15 девушек |
Уральское подворье (трудные старшеклассники) | 16-17 | Женский/Мужской | 15 юношей/15 девушек |
В основу эмпирического исследования жизнестойкости старшеклассников легло понимание жизнестойкости как системы убеждений о себе, мире и отношениях с миром, включающей компоненты вовлечённости, контроля и принятия риска. Можно предположить, что такая система убеждений, если она определяется низкой выраженностью составляющих её компонентов, является характеристикой личности испытуемых с личностной беспомощностью и при достаточной выраженности компонентов жизнестойкость является характеристикой самостоятельной личности.
Методы исследования:
В данной работе применялись следующие методы исследования:
метод анализа литературных источников;
диагностические методы исследования;
методы статистической обработки полученных данных;
методы интерпретации научных источников и статистических данных.
- Курсовая работа
- Глава 1. Личностный потенциал и его особенности у юношества
- 1.1. Личностный потенциал: понятие и структура.
- 1.2. Исследования личностного потенциала в отечественной психологии
- 1.3. Концепции личностного потенциала в зарубежной психологии.
- 1.4. Психологические трудности и «зоны риска» юношества
- 1.5. Постановка проблемы, цели, задачи и гипотеза исследования
- Глава 2. Организация и методы исследования
- 2.1. Выборка и организация исследования
- 2.2. Диагностические методики исследования
- Методы диагностики характеристик жизнестойкости и стратегий совладающего поведения
- Тест жизнестойкости д.А. Леонтьева и е.И. Рассказовой
- Методика «Копинг-стратегии» р. Лазаруса (кпсс)
- 2.3. Методы статистического анализа эмпирических данных использованные в работе
- 2.4. Общая характеристика статистических методов анализа
- Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
- 3.1. Анализ сходства и различий характеристик жизнестойкости с совладающим поведением в выборках трудных и нормативных старшеклассников.
- 3.2.Анализ особенностей и общих взаимосвязей характеристик жизнестойкости и совладающего поведения в двух выборках
- В группе «трудных» девушек выявлены следующие взаимосвязи (Таб. 4; Рис. 1б).
- В группе «трудных» юношей выявлены следующие взаимосвязи (Таб. 4; Рис. 2б).
- 1. На основании полученных результатов можно сказать, что трудные девушки по сравнению с нормативными:
- 2. На основании полученных результатов можно сказать, что трудным юношам по сравнению с нормативными:
- 3.4. Ресурсы личностного потенциала и копинг-поведения старшеклассников с поведенческими трудностями
- Выводы:
- Заключение
- Библиографический список
- Приложения