Пример: аресты, удерживающие от применения физического насилия в семье
Важный эксперимент в реальных условиях был проведен вместе с полицейским участком Миннеаполиса, штат Миннесота, и Полицейским фондом (частной организацией, занимающейся исследованием всех аспектов работы полиции). Офицеры полиции не любят разбираться с семейными скандалами и часто вообще не расположены предпринимать какие-либо шаги, когда раздаются звонки по поводу драк. В середине 80-х годов было подсчитано, что по всей стране аресты были произведены лишь в 1% случаев, в которых совершалось нападение на жену (см.: Straus&Gelles, 1990). Даже когда полицейские уверены в законности своих действий, даже когда они арестовывают нападавшего, они все равно знают, что суды вряд ли вынесут им законное наказание. Кроме того, семейные проблемы кажутся им вообще не имеющими решения. Даже если бы они хотели что-либо сделать, непонятно, что именно делать.
Специалисты различного рода с легкостью дают полицейским советы, однако не все они предписывают выполнение одних и тех же действий. Некоторые психологи и социальные работники полагают, что полиция должна быть активным миротворцем: что офицеры, расследующие битовые споры, прежде чем производить арест, должны пытаться урегулировать конфликт дружелюбно, насколько это возможно, и даже проконсультировать непримиримых супругов. Другие строго критикуют эти рекомендации, особенно члены воинственных женских группировок, которые мало симпатизируют мужчинам, нападающим на женщин. Они утверждают, что таких мужчин нужно наказывать (т. е. арестовывать), а не консультировать.
При проведении эксперимента в Миннеаполисе исследователи пытались изучить, что более эффективно в снижении вероятности применения насилия в семье — консультации или аресты. Когда полицейские, участвовавшие в исследовании, прибывали на место происшествия, вначале они определяли, удовлетворяет ли случай критериям эксперимента: присутствуют ли оба члена семейной пары, было ли нападение совершено в течение последних четырех часов и подлежит ли нападение только судебному разбирательству (т. е. избиение достаточно сильное для того, чтобы последовал арест, однако не настолько сильное, чтобы были нанесены серьезные раны или существовала угроза жизни). Затем подходящие случаи случайным образом относились к одному из трех вариантов последствий: 1) нападающий был арестован; 2) офицеры выслушивали участников спора и пытались дать им совет, как устранить конфликт; 3) офицеры разделяли мужчину и женщину, изолируя нападавшего хотя бы на несколько часов от семьи. (Важно понять, что арестованные не заключались в тюрьму на длительный срок; более 40% из них были освобождены в течение дня, а почти 90% были отпущены через неделю или ранее.) Наблюдение за этими семьями продолжалось в течение последующих 6 месяцев, чтобы посмотреть, что происходит далее и, особенно, повторяются ли случаи жестокого обращения. Как показано на рис. 10-1, арест оказался наилучшим средством предупреждения агрессивного поведения в дальнейшем. По официальным записям полиции, только 10% мужчин, арестованных за жестокое обращение со своими женами, были арестованы в течение следующих 6 месяцев снова. Столь низкий уровень повторных случаев применения насилия контрастируете 19% мужей, выслушавших советы, и 24% «изолированных» мужчин, арестованных в дальнейшем за применение насилия против своих жен.
#image 1111011035460 center m# |
Рис. 10-1. Процент повторного применения насилия в течение 6 месяцев при разных способах воздействия, согласно официальным данным полиции (Данные из: Sherman & Berk, 1984Ь), рис. 1. Перепечатано по разрешению Полицейского фонда). |
Сделанные открытия, несомненно, имеют важное практическое значение для социальной политики, и эксперимент привлек внимание всей нации. Полицейский отдел Миннеаполиса был настолько поражен результатами, что изменил свою политику относительно насильственных случаев в семье. Сами исследователи решили, что желательно уполномочить полицию применять арест даже в простых случаях физического насилия в семье, «если нет веских причин, по которым арест не может быть произведен»1.
_____________
1 См.: Sherman & Berk (1984 а, 1984 b). Berk & Newton (1985) сообщили более свежие данные, подтверждающие результаты, полученные в Миннеаполисе. Полицейские аресты в Калифорнии в случаях избиения жен, по-видимому, снизили вероятность последующих арестов за применение насилия в семье в течение 28 месяцев исследования.
Ограниченность сдерживающего эффекта арестов.Однако мы должны быть осторожными в оценке результатов, полученных в Миннеаполисе. Я обратил внимание на то, что наказание является эффективным средством регулирования только при определенных условиях, и поэтому мы не должны ожидать, что арест всегда является хорошим средством для сдерживания правонарушений. Эту ограниченную эффективность можно увидеть и в самом эксперименте в Миннеаполисе, но с большей очевидностью она проявилась при последующих попытках повторить основное исследование.
Только некоторых людей можно удержать от применения насилия.Прежде всего, не вызывает сомнений то, что для одних людей аресты могут быть намного более эффективным способом, удерживающим от правонарушений в будущем, чем для других. Вспомним, что арестованные мужчины в эксперименте в Миннеаполисе не наносили серьезных травм женщинам. Значит, можно предположить, что они не были слишком возбуждены и не теряли полного контроля над своим поведением. К тому же, вероятнее всего, большинство из них не были ни чрезвычайно эмоциональными людьми, ни агрессивными психопатами. Не испытывая сильного возбуждения, они в состоянии были себя сдерживать и помнить о возможных негативных последствиях применения насилия. Позже, когда их вновь провоцировали, они могли бы вспомнить, что их могут арестовать, если они ударят свою жену, и поэтому себя сдерживали.
Сдерживающий эффект от арестов со временем может ослабевать.В общем, угроза наказания удерживает людей от совершения правонарушений только в той степени, в какой они способны думать о возможных негативных последствиях, когда испытывают соблазн перейти границу закона. Это означает, что для многих людей, по крайней мере по истечении времени, первые аресты за правонарушения могут перестать быть эффективным сдерживающим средством от последующего нарушения закона. Наказание, понесенное ранее, постепенно стирается из памяти.
Переосмысление данных, полученных во время исследования в Миннеаполисе, показывает нам, как с течением времени уменьшается степень, в которой аресты оказывают контролирующее влияние на применение насилия в семье. Когда команда исследователей пристально изучила результаты этого исследования, она обнаружила, что «эффект ареста как средства устрашения недолговечен; большинство сдерживающих эффектов, проявившихся в начале, исчезли по истечении последующих шести месяцев»1.
_________________
1Как процитировано у Sherman et al. (1991), p. 833, Tauchen и др. (1986) пересмотрели данные эксперимента в Миннеаполисе.
Другие исследования применения арестов в случаях жестокого обращения в семье проводились в следующих направлениях. Национальный институт юстиции, поддержавший первые исследования, проводившиеся в Миннеаполисе, финансировал серьезные исследования в других американских городах — в том числе в Омахе, Небраске, Шарлотте, Северной Каролине, Милуоки и Висконсине — для того, чтобы определить, насколько политика арестов могла бы снизить число случаев применения насилия в семье. Результаты этого более позднего исследования были чрезвычайно неоднозначными, не было обнаружено и последовательных свидетельств того, что аресты способны снизить число повторных случаев применения насилия в семье. Каким бы ни был сдерживающий эффект, он в основном представлялся относительно временным. Данные, полученные в ходе тщательно продуманного и хорошо организованного эксперимента в Милуоки и собранные Лоренсом Шерманом и его коллегами по Институту контроля над преступностью (научно-исследовательская организация) в Мэриленде, наводят на размышление. Когда полицейские г. Милуоки, входившие в исследовательскую команду, сталкивались со случаем избиения в семье, который мог бы привести к аресту, они случайным образом относили подозреваемого (почти во всех случаях — мужчину) к одной из трех категорий и, таким образом, его ждал один из трех вариантов последствий: 1.) самый настоящий арест, когда подозреваемому говорили, что за избиение его арестовывают, на него надевали наручники и заключали в тюрьму приблизительно на 11 часов; 2) кратковременный арест, когда подозреваемый также обвинялся и заключался в наручники, однако ему сообщали, что «его могут отпустить спустя несколько часов» и затем отправляли в тюрьму на 3 часа; 3) получение предупреждения, когда никто не арестовывался, однако людям, причастным к случившемуся, говорили, «что кто-то пойдет в тюрьму», если полицейскому придется вернуться. В эксперимент были вовлечены более 1000 пар из четырех районов, где обитали чернокожие с довольно низким уровнем жизни. Беседы с участниками приблизительно через месяц после события показали, что как долговременный, так и краткосрочный арест снизили риск повторения применения насилия. Таким образом, в то время как из тех, кто получил предупреждение, в отчет о свершении новых правонарушений в течение следующих шести месяцев попали 17%, из тех, кто подвергся «полному» и «кратковременному» арестам, туда попали лишь 6% и 7% соответственно. Однако аресты потеряли свое предупреждающее значение, когда прошло несколько месяцев; приблизительно 30% людей в каждой группе повторно прибегали к насилию спустя шесть месяцев после первого зарегистрированного случая. Когда их прежний опыт остался в прошлом, в пылу ссоры прежде арестованные, по-видимому, были не в состоянии остановиться и подумать о возможных последствиях и поэтому не особенно склонны были себя сдерживать1.
____________________
1Sherman et al. (1991). По мнению исследователей, есть сведения, полученные спустя несколько лет после получения первоначальных данных, что процедура краткосрочных арестов привела к долговременному «криминогенному» эффекту, то есть большему числу насильственных случаев в семье по сравнению с группой, получившей предупреждение. Шерман и его коллеги также отметили (р. 842-843), что «лечение» арестом в экспериментах в Омахе и Шарлотте тоже, по-видимому, произвело криминогенный эффект. Объяснение этого заключалось в том, говорят они, что «постоянная схема ослабления первоначального сдерживающего эффекта подтверждает, что краткосрочный арест вызывает страх, который быстро стирается. Тогда раньше (как в Шарлотте и Омахе) или позже (как в Милуоки) ярость побеждает и память о предыдущем аресте может стать вызовом — человеку хочется доказать, насколько он "сильная личность"...» (р. 843-844).
- #Image 1111011043240 left s##image 1111011043320 right s#Леонард Берковиц. Агрессия: причины, последствия и контроль Лучший в мире учебник по психологии агрессии
- Об авторе
- Предисловие редактора
- Предисловие
- Глава 1. Проблема агрессии
- Что такое агрессия? слишком много значений
- Следуя значениям обыденной речи
- Определение агрессии без учета мотивационных предпосылок
- Агрессия как неправильное поведение
- Цели агрессии
- Цели агрессии, не связанные с причинением ущерба
- Разнообразие агрессивных целей
- Желание причинить ущерб
- Определение, принятое в данной книге
- Всегда ли причинение ущерба является первичной целью?
- Другие классификации
- Некоторые замечания по поводу гнева, враждебности и агрессивности
- Гнев отличается от агрессии
- Враждебность
- Агрессивность
- Часть1.Эмоциональнаяагрессия
- Что такое эмоциональная агрессия?
- Импульсивная (или экспрессивная) эмоциональная агрессия
- Другие возможные агрессивные цели
- Они могут также хотеть причинить вред
- Глава 2следствия фрустраций
- Гипотеза «фрустрация - агрессия», 1939
- Определение и основные положения
- Применение концепции «фрустрация - агрессия»
- Все ли виды фрустрации порождают агрессию?
- Только произвольные (незаконные) фрустрации
- Фрустрации, приписываемые намеренно плохому поведению другого лица
- Почему атрибуции могут влиять на агрессивные реакции
- Даже непреднамеренная фрустрация может привести к агрессии
- Наблюдения в естественных условиях
- Экспериментальные данные
- Некоторые условия, повышающие вероятность агрессивных реакций на фрустрацию
- Пересмотр концепции «фрустрация - агрессия»
- Влияние атрибуции на интенсивность недовольства
- Сравнимы ли фрустрации и оскорбления
- Глава 3.Мы становимся злыми,когда нам плохо
- Негативный аффект как источник эмоциональной агрессии
- Исследования обусловленной болевым воздействием агрессии у животных
- Тенденции к борьбе и бегству могут действовать одновременно
- Является ли целью агрессии, которая стимулирована болью, только лишь прекращение болевого воздействия?
- Аверсивные события как источник человеческой агрессии
- Огромное разнообразие негативных условий, способных провоцировать агрессию
- Агрессия направлена не только на устранение аверсивного события
- Негативные аффекты, агрессивные тенденции и гнев
- Негативный аффект, но не стресс
- Краткое резюме представленной теоретической модели
- Гнев часто сопровождает другие негативные эмоции
- Гнев часто сосуществует с другими негативными эмоциями
- Некоторые ограничения
- Всели негативные чувства подобны друг другу?
- Импульсивная агрессия: роль агрессивных ключевых сигналов
- Реакции на внешние ключевые сигналы
- «Эффект оружия» как пример реакций на агрессивные ключевые стимулы
- Ключевые стимулы (сигналы), ассоциированные с аверсивными событиями
- Связь доступной мишени с неудовольствием
- Глава 4. Мышление, и не только когниции и эмоции
- Теории эмоций чем определяется эмоциональное состояние?
- Когнитивные концепции эмоций Какие интерпретации продуцируют гнев?
- Экспериментальное подтверждение роли атрибуций в детерминировании эмоций
- Двухфакторная теория эмоций Шехтера—Зингера
- Эксперименты сложной атрибуцией
- Атрибуции при переносе возбуждения
- Атрибуции и влияние информации о смягчающих обстоятельствах
- Атрибутивные эффекты с точки зрения концепции ассоциативной сети
- Свидетельства о некогнитивных влияниях на эмоции
- Следствия экспрессивных реакций
- Теория эмоций Джеймса—Ланге
- Следствия выражений лица и других мышечных реакций
- Телесные реакции и когниции: модель ассоциативной сети
- Проявление признаков гнева
- Настроения могут влиять на мысли
- Враждебные мысли могут порождаться неприятными чувствами
- Значение мыслей
- Сохранение враждебности: негативные влияния «пережевывания» в мыслях того, что произошло
- Заострение и усиление негативной концепции
- Мысли могут стимулировать чувство гнева и агрессивные побуждения
- Понятие «прайминга» (priming)
- Мысли влияют на сдерживание агрессии
- Анонимность, риск быть пойманным и самоконтроль
- Почему люди могут придерживаться неагрессивных стандартов поведения и все же быть агрессивными
- Вне зоны осознания
- Игнорирование несовместимостей
- Часть 2. Агрессивная личность
- Глава 5. Идентификация склонности к насилию
- Действительно ли некоторые люди имеютустойчивую склонность к агрессивному поведению? Противоречия в вопросе о существовании черт агрессивности
- Два вида последовательности
- Примеры различных форм одновременной последовательности
- Последовательность в лабораторных опытах и в «реальной жизни»
- Последовательность в формах агрессии (генерализация реакции) в повседневной жизни
- Последовательность в различных ситуациях: сочетание генерализации стимула и реакции
- Стабильность агрессивного поведения в течение нескольких лет: длительная последовательность
- Обзор исследований длительной стабильности агрессии Ольвеуса
- Два заслуживающих внимания исследования
- Как действуют агрессивные личности
- Разные типы агрессивных людей
- Эмоционально-реактивный и инструментальный тип постоянного агрессора
- Некоторые примеры агрессоров с инструментальной направленностью
- Эмоционально-реактивные агрессоры
- Личность а-типа — реактивно-агрессивная
- Глава 6. Развитие склонности к насилию Влияние семьи и сверстников на развитие агрессивности
- Опыт переживаний детства семья может влиять на развитие антисоциальных диспозиций
- Какие способы воспитания детей способствуют развитию антисоциальных наклонностей?
- Прямые влияния на развитие агрессивности вознаграждение за агрессию
- Вознаграждения, получаемые не от жертвы, а от других людей
- Вознаграждения, исходящие от жертвы
- Неблагоприятные условия, создаваемые родителями
- Насколько эффективно применение наказаний в дисциплинировании детей?
- Три родительских стиля воспитания, выделенных д. Баумринд и три предположительно обусловленных ими соответствующих паттерна поведения ребенка
- Модифицированная таблица из: Baumrind(1973).
- Интеграция: анализ социального научения Паттерсона
- Непрямые влияния
- Конфликт в семье Распавшиеся семьи порождают делинквентность?
- Влияние моделирования «Делай, как я»: предоставление детям примеров для подражания
- Часть 3. Насилие в обществе число убийств стремительно растет во всех крупных городах сша
- Глава 7. Насилие в масс-медиа занимательно, информативно, поучительно и... Опасно?
- Насилие на экранах и печатных страницах: немедленный эффект преступления-имитации: заразность насилия «Эпидемия преступлений распространяется по линиям телеграфа»
- Статистические данные о заразности насилия
- Исследования д. Филипса о заразности насилия
- Экспериментальные исследования кратковременного воздействия сцен насилия в масс-медиа Увеличивает ли насилие в средствах массовой информации вероятность проявления агрессине?
- Насилие в средствах массовой информации под микроскопом: когда и почему «агрессивные» фильмы влияют на агрессивность
- Растормаживание и десенсибилизация эффектов от наблюдаемой агрессии
- Насилие в сми: длительные эффекты при повторяющемся воздействии
- Формирование представлений об обществе у детей Тезис о культивировании
- Приобретение агрессивных наклонностей
- Понять «почему?»: формирование социальных сценариев
- «Сценарная» концепция эффектов от просмотра телепередач со сценами насилия
- Ослабление вредного влияния насилия, показанного по телевидению
- Глава 8. Насилие в семье
- Ежегодные данные об абсолютном и относительном числе случаев применения насилия в семье
- Объяснение причин применения насилия в семье взгляды на проблему насилия в семье
- Факторы, толкающие к применению насилия в семье
- Ссылки на результаты исследований Социальные нормы и общественные ценности
- Нормы не являются достаточными предпосылками насилия
- Предыстория семьи и личная предрасположенность
- Влияние стресса и негативной эмоциональной реакции на применение насилия в семье
- Особенности конфликта, способные стать катализаторами насилия
- Глава 9. Убийства
- В 8 из 20 крупнейших городов сша произошло рекордное количество убийств
- Введение
- Закон, убийство, предумышленное убийство
- Какие типы убийств чаще всего совершаются в Соединенных Штатах Америки
- Различные случаи провоцирования убийств
- Условия, при которых совершаются убийства
- Личная предрасположенность Склонны ли убийцы к насилию?
- Можно ли разделить убийц на категории?
- Некоторые размышления по поводу предсказания опасности
- Социальное влияние
- Социально-экономические факторы, вызывающие стресс
- Социальная дезорганизация
- Влияние субкультуры, общих норм и ценностей
- Взаимодействие при совершении насилия
- Различные типы взаимодействия при совершении насилия
- Послевоенные изменения уровня убийств как функция относительного количества погибших в сражениях и исхода войны
- Убийство незнакомого человека: инструментальная агрессия
- Убийство при конфликте: эмоциональная агрессия
- Часть 4. Контроль над агрессией
- Различные рекомендации
- Использование наказания для сдерживания насилия наказание: «за» и «против»
- Аргументы против наказания как сдерживающего средства
- Наказание может быть сдерживающим средством — иногда
- Удерживает ли наказание от применения насилия?
- Пример: аресты, удерживающие от применения физического насилия в семье
- Строгость и неизбежность наказания
- Удерживает ли смертная казнь от убийства?
- Снижает ли контроль над применением оружия количество преступлений, связанных с насилием?
- Некоторые возражения против контроля над приобретением оружия
- Некоторые ответы на возражения
- Глава 11. Психологические процедуры контролирования агрессии
- Катарсис: ослабление побуждений к насилию путем агрессивных выплесков
- Вентилирующие чувства
- Что следует понимать под проявлением чувств?
- Гипотеза катарсиса
- Катарсис через воображаемую агрессию
- Снижает ли воображаемая агрессия склонность к проявлению реальной агрессии?
- Эффект последействия реальной агрессии
- Некоторые факторы, способствующие повышению агрессивности
- Доказательство снижения агрессивности после совершения нападения
- Долгосрочные опасности удовлетворения агрессивных чувств
- Может оказаться полезным поговорить с кем-нибудь о своих проблемах
- Самосознание и самоконтроль
- Разработка новых способов поведения
- Выгоды сотрудничества: совершенствование родительского контроля над проблемными детьми
- Снижение эмоциональной реактивности
- Исследование методов контроля раздражительности, выполненное под руководством Новако
- Некоторые рекомендации по применению
- Что может повлиять на правонарушителей, оказавшихся в заключении?
- Сомнения
- Есть ли надежда?
- Часть 5. Некоторые дополнительные вопросы
- Глава 12. Биология и агрессия
- Жажда ненависти и разрушения?
- Одержимы ли люди инстинктом насилия? что такое инстинкт?
- Дарвиновская концепция
- Понятие Фрейда: «инстинктсмерти»
- Концепция агрессивного инстинкта Лоренца
- Критика традиционной концепции инстинкта
- Неадекватная эмпирическая база
- Сомнительное понятие спонтанно генерируемых инстинктивных драйвов
- Различные виды агрессии
- Наследственность и гормоны «рожденный пробудить ад»? влияние наследственности на агрессивность
- Первые генетические концепции: теория Ломброзо
- Современное обоснование влияния наследственности
- Датские исследования генетических факторов
- Половые различия в агрессии
- Некоторые результаты исследований
- Влияние гормонов
- Воздействие мужских гормонов
- Заключение
- Алкоголь и агрессия
- Проблемы воздействия алкоголя
- Глава 13. Изучение агрессии в лаборатории
- Стандартная процедура эксперимента Машина агрессии Басса
- Модификации и варианты
- Некоторые доводы в поддержку лабораторных экспериментов Проблема валидности
- О «нерепрезентативности» субъектов экспериментов и лабораторных условий
- О возможных экспериментальных артефактах1
- Глава 14. Заключение некоторые полученные уроки
- Различные виды агрессии: инструментальная и эмоциональная
- Неизбежно ли насилие?
- Факторы риска
- Контроль насилия
- Список литературы