Ссылки на результаты исследований Социальные нормы и общественные ценности
Доминирующая роль мужчины в семье и обществе.Многие ученые, занимающиеся проблемами американской семьи, убеждены в том, что восприятие обществом мужчин в качестве главы семьи является одной из главных причин применения насилия против жен. В наши дни демократические воззрения распространены как никогда ранее, и все большее число мужчин заявляет, что женщина должна быть равноправным участником процесса принятия семейных решений. Даже если это и соответствует действительности, то, как отмечают Страус и Джеллес, «многие, если не большинство» мужей в душе убеждены, что последнее слово в принятии семейных решений всегда должно оставаться за ними просто потому, что они являются мужчинами. Если супруги не могут прийти к согласию в споре, то мужчина полагает, что для него будет оправданным применение силы в качестве доказательства своей власти в доме — таким образом он обеспечивает за собой право на решающее слово. Один женатый мужчина, с которым беседовали Страус и Джеллес, — говорящий, по всей видимости, от лица многих своих собратьев, — при упоминании случая нанесения им побоев своей жене заявил интервьюерам следующее: «Зато с тех пор у нас нет никаких проблем!» (Straus&Gelles, 1990,p. 514).
Авторы, подчеркивающие, что ожидания общества, несомненно, способствуют росту случаев избиения жен, изначально ошибочно принимают тезис о жестокости не отдельных людей, а общества в целом. Они утверждают, что грубое отношение к женщинам во многом обусловлено существованием патриархальной системы, управление которой основывается на принципе главенства мужчины над женщиной. Как сказали об этом Э. и Р. Добаш: «Проблема заключается в подчиненности женщин, а ее решение — в борьбе против этого явления» (Dobash&Dobash, 1979, приводится в:Straus&Gelles, 1990,p. 385).
Во многом подобные выводы подтверждают и результаты проведенного в 1975 году Общенационального исследования, согласно которым большинство подвергшихся насилию женщин играли у себя дома настолько незначительную роль, что практически не имели влияния на принятие решений в своей семье. Жестокое обращение с женщинами наблюдалось в 11% супружеских пар, в которых муж явно занимал главенствующее положение, и только в 3% семей, где оба супруга обладали примерно одинаковыми правами.
Подчиненность женщины и верховенство мужчины. Мужчина проявляет особую склонность к занятию доминирующего положения в семье в тех случаях, когда женщина сильно зависит от него как экономически (поскольку он обеспечивает основные поступления в семейный бюджет), так и психологически (так как в случае распада брака, по ее мнению, она пострадает больше мужа). Результаты Общенационального исследования 1975 года показали, что акты насилия против жен наиболее часто имели место там, где присутствовали оба типа зависимости.
Интересно отметить, что степень взаимосвязи между подчиненностью женщины и жестоким обращением с ней изменяется в соответствии с изменениями природы ее зависимости от мужчины и степени жестокости насилия. Чем выше психологическая зависимость жены от мужа, тем выше вероятность того, что она станет объектом «умеренного» насилия (толчков или легких ударов). Лишь около 5% психологически более независимых женщин подверглись подобному обращению, в то время как у наиболее зависимых в этом плане женщин данный показатель составил 14%. Экономическая же зависимость, напротив, связана с гораздо более жестокими проявлениями насилия. Доля женщин, обеспечивавших деньгами себя и свою семью и тем не менее подвергавшихся жестоким побоям, составила около 4%, в то время как доля избиваемых женщин, находящихся в полной финансовой зависимости от мужей, равнялась примерно 7%. В отношении обоих видов зависимости исследователи пришли к выводу о том что: «жены, находящиеся в сильной зависимости от мужей, в меньшей мере способны ослабить жестокость насилия или вовсе положить ему конец по сравнению с теми женщинами, в чьих семьях материальные и психологические взаимоотношения супругов оказываются более сбалансированными» (см.: Kalmuss&Straussв:Straus&Gelles, 1990).
Является ли свидетельство о браке свидетельством на право жестокого обращения с женой?В начале 70-х годов Джеллес и Страус предложили новую трактовку темы общественных норм поведения. Они высказали предположение, что для мужчины «свидетельство о браке является одновременно и разрешением на жестокое обращение с женой». Исследуя гражданский кодекс средних веков, социологи выяснили, что он давал мужьям «право подвергать телесным наказаниям заблудших жен».
Хотя подобное «право» никогда не признавалось в Соединенных Штатах на законодательном уровне, Джеллес и Страус установили, что в период от средневековья и до XIX века лежащий в его основе принцип пусть в разной мере, но постоянно присутствовал в народной культуре1.
________________
1 Это замечание более полно рассматривается в Straus et al. (1980).
Однако я хотел бы знать, является ли это предполагаемое «свидетельство на право применения насилия» действительно важным фактором жестокого обращения с женами. Если подобный социальный феномен играет такую важную роль в применении насилия внутри семьи, то от женатых мужчин можно ожидать более агрессивного поведения в отношениях с женами, чем от фактически холостых мужчин в отношениях с их сожительницами. Неженатые мужчины в таких парах теоретически с меньшей вероятностью по сравнению с женатыми должны верить в наличие у них права бить своих непослушных жен. Однако, проведя в 1985 году второе ОИПНС и сравнив показатели уровня применения насилия для зарегистрированных и незарегистрированных пар, Страус и его помощники выяснили, что поведение последних отличалось большей конфликтностью и агрессивностью. Невыясненным остался лишь вопрос, осуществлялось ли насилие только мужчиной либо только женщиной или имело обоюдный характер. Кроме того, следует отметить, что полученные результаты относились к случаям как умеренного, так и грубого насилия в семьях лишь так называемых «синих» и «белых» воротничков.
По моей оценке, немногое говорит в поддержку идеи о «свидетельстве на право применения насилия». Многие исследователи выдвигают предположения, что муж и жена способны лучше понимать желания друг друга, чем просто совместно проживающие мужчина и женщина. Они считают, что супруги более склонны к мыслям «пойти на компромиссы или жертвы ради сохранения прочности семейных уз»2. Брачное свидетельство, по-видимому, в большей мере создает предпосылки для достижения внутрисемейного компромисса, чем для применения насилия с целью «поставить жену на место».
______________
2 См. главу, написанную Стетсом и Страусом в: Straus & Gelles (1990, p. 242).
Ожидания проявления родительской власти и жестокое обращение с детьми. Взгляды общества на то, кто должен главенствовать в семье, несомненно, способствуют росту случаев жестокого обращения с детьми. Общество очень долго считало, что дети должны находиться в подчинении у родителей и иметь весьма ограниченные права. В прошлые века отцы и матери могли осуществлять почти неограниченный контроль за действиями своих отпрысков. Так как большинство наших предков были уверены в том, что молодежь склонна к беспорядочной жизни и нуждается в строгом руководстве («недостаточное наказание розгами портит ребенка»), то они всегда были готовы наказать своих детей, если считали их поведение предосудительным.
Ученые заметили, что родители часто обращались не лучшим образом с подрастающим поколением вплоть до самого последнего времени. Ллойд Демаус (LloydDeMause), известный исследователь проблем детства, заметил: «Собранные мной свидетельства о дисциплинарных методах воздействия на детей привели меня к убеждению в том, что большинство людей, родившихся до начала XVIII века, считались бы в наши дни "детьми, подвергавшимися насилию со стороны взрослых"». Другой специалист не только согласился с ним, но и заявил, что, по его мнению, жестокое обращение с детьми широко практиковалось по крайней мере до XIX века. «Формы наказания, считавшиеся обычными и даже благотворными в викторианскую и елизаветинскую эпоху,— утверждает он,— в наши дни считались бы проявлением насилия»1.
_________________
1 Первое высказывание, принадлежащее Ллойду Демаусу (Lloyd DeMayse), взято из: Kadushin & Martin (1981), p. 1, а второе, принадлежащее Милдреду Арнольду (Mildred Arnold),— из: Kadushin & Martin (1981), p. 5.
Хотя сегодняшние законы наделили детей гораздо большими правами и существенно ограничили власть родителей, общество по-прежнему позволяет отцам и матерям в определенных границах применять к своим детям меры физического воздействия. Согласно результатам опроса Харриса (HarrisPoll), проведенного в конце 1988 года, 86% американцев одобрительно отозвались о применении телесных наказаний дома. Школьные учителя, в основной своей массе, также не возражают против такого «воспитательного» средства. Согласно данным Альфреда Кадушина и Джудит Мартин (AlfredKaduchin&JudithMartin), две трети учителей начальных школ, опрошенных в 1972 году Национальной ассоциацией образования (НАО), положительно отнеслись к использованию телесных наказаний в школе, а половина всех учителей, участвовавших в последнем опросе Гэллапа, также высказалась за предоставление им права наказывать таким образом непослушных учеников2.
__________________
2 Результаты исследования, выполненного НАО, приведены в: Kadushin & Martin (1981), p. 7. Результаты опросов Харриса и Гэллапа любезно предоставлены мне профессором Кадушиным при личной встрече. Более 80% всех респондентов Общенационального исследования проблем насилия в семье, проведенного в 1975 г. Страусом и его помощниками (Straus et al., 1981), сочли вполне нормальным шлепнуть 12-летнего ребенка, при этом чуть более четверти из них заявили, что подобная мера допустима и в отношении супруга или супруги.
Благодаря широко распространенному мнению о том, что физическое наказание является необходимым — и эффективным — средством контролирования детского поведения, многие родители прибегают к нему хотя бы однажды в жизни в тех ситуациях, когда, по их убеждению, ребенок нарушил правила, установленные взрослыми. Как отмечают Кадушин и Мартин, агрессия родителей обычно носит умеренный характер, но иногда может принимать жестокие формы. В табл. 8-1 показано, что не далее как в 1985 году, согласно результатам второго ОИПНС, более 2% американских детей в возрасте от 15 до 17 лет получали от родителей такие серьезные удары, которые позволяли считать их подвергшимися насилию. Этот показатель возрастает до 11%, когда мы добавляем к нему ситуации, в которых родители били своих детей каким-либо предметом, например половником. В результате агрессивных действий родителей избиению подвергается такое количество детей, что по крайней мере в одном правительственном исследовании, посвященном жестокому обращению с несовершеннолетними членами семьи, определение физического насилия пришлось ограничить лишь теми случаями, в которых «травма или повреждение были настолько серьезными, что проявляли свои последствия минимум в течение 48 часов»1.
________________
1См.: отчет Управления здравоохранения и социальной помощи № 81-30326, октябрь 1981 г.
На мой взгляд, в подобных ситуациях родители очень редко верят, что нанесение физических повреждений детям оправдано тем, что они оказали открытое неповиновение или совершили плохой поступок. Специальное исследование случаев жестокого обращения с детьми, проведенное Кадушиным и Мартин (результаты которого сотрудники службы защиты прав ребенка штата Висконсин сообщили властям), позволило установить, что большинство детей, ставших объектом жестокого обращения со стороны родителей, предварительно совершили предосудительные поступки. Более того, почти в 21% всех инцидентов несовершеннолетние сами вели себя агрессивно до того, как их начинали бить родители. Другие сведения, собранные этими специалистами, дают еще больше информации о подобной линии поведения. Так, когда исследователи стали более подробно опрашивать мужчин и женщин, признавших факт своего жестокого обращения с детьми, оказалось, что свыше 60% родителей были убеждены в оправданности использованных мер физического воздействия. С точки зрения этих взрослых, дети оказали им открытое неповиновение. Поэтому как родители они сделали только то, что следовало сделать. Очевидно, что в этом случае они защищали свой авторитет теми способами, которые допускались принятыми в их среде общественными нормами2.
__________________
2См. раздел «Намерения родителей в случаях применения насилия» в: Kadushin & Martin (1981), p. 188-199. См. также повторный анализ данных интервью, взятых Кадушиным и Мартин, в Dietrich, Berkowitz, Kadushin & McGloin (1990).
Внутренний смысл этих результатов представляется весьма интересным. Так как многие американцы считают наказание непослушных детей нормальным явлением, то они не рассматривают себя в качестве лиц, совершающих насилие, в тот момент, когда бьют ребенка, нарушающего родительские запреты. Большинство из них даже не воспринимают в качестве насилия те жестокие наказания, которые применяли к ним в детстве их собственные родители. «Насилие», по мнению таких людей, противозаконно, однако оправданные шлепки и подзатыльники представляют собой нормальное явление. Хотя вполне очевидно, что плохое обращение должно перейти определенные границы, чтобы рассматриваться в качестве насилия, я буду следовать определению Мюррея Страуса, трактующего это понятие как действия, вызывающие физическое повреждение или же способные его вызвать.
Постарайтесь понять меня правильно. Я вовсе не защищаю людей, бьющих своих несовершеннолетних детей, и не утверждаю, что их агрессивные действия являются оправданными. Я также убежден в том, что проблема жестокого обращения с детьми не ограничивается одними лишь вопросами следования принятым в обществе нормам поведения. Многие склонные к насилию родители агрессивно ведут себя и по отношению к своему супругу или супруге, а некоторые готовы проявить свою жестокость и вне дома1. В дальнейшем я смогу рассказать о качествах склонных к проявлению насилия родителей более подробно.
_________________
1Вольфе (Wolfe) опубликовал полезный обзор работ, подтверждающих эту точку зрения.
Различия в возможностях проявления власти.Однако другая теория, объясняющая насилие в семье с точки зрения существующих общественных норм, утверждает, что агрессия порождается главным образом различием в возможностях проявления власти. Один член семьи, например муж или отец, имеет возможность заставлять остальных домочадцев выполнять свою волю вследствие наличия у него большей физической силы или существования в обществе определенных норм поведения. Его жена и дети не имеют экономических, социальных, психологических или физических возможностей, чтобы оказать ему реальное сопротивление. Это различие в возможностях проявления власти, вероятно, и позволяет доминирующей в семье личности третировать более слабых домочадцев, не выполняющих его желаний.
Жестокое обращение с детьми как форма злоупотребления властью.Проблему жестокого обращения с детьми удобно рассматривать с точки зрения реализации возможностей проявления власти. Согласно результатам ОИПНС, выполненного в 1975 году, родители проявляют все меньше склонности к жестокому обращению со своими детьми по мере их взросления, вероятно потому, что относительное превосходство взрослых в использовании своих возможностей со временем становится все меньше и меньше. Кроме того, результаты других исследований указывают на то, что мальчики чаще девочек становятся жертвами грубого обращения родителей в доподростковом возрасте, зато среди тинэйджеров картина меняется на прямо противоположную. По-видимому, как утверждает социолог Милдред Пагелоу (MildredPagelow): «Родительская власть уменьшается по мере роста физической силы мальчиков, однако по-прежнему остается относительно высокой для девочек. Похоже, что некоторые родители, чаще жестоко обращающиеся с сыновьями, будут направлять свою агрессию на ранее не привлекавших их внимание дочерей, так как мальчики становятся настолько большими, что оказываются способными дать сдачи» (Pagelow, 1984, р. 76).
Избиение жен.Пагелоу и другие специалисты также убеждены в том, что разница в возможностях проявить свою власть у супругов во многом позволяет объяснить случаи насилия в семье, направленного против женщин. Они ссылаются на статистические данные, показывающие наличие связи между доминирующим положением мужчины и случаями избиения жен, в качестве свидетельства тяжелых последствий различия властных полномочий супругов. Согласно Пагелоу:
«Эти и другие результаты противоречат представлениям людей, убежденных в том, что женщина избивается чаще всего там, где наблюдается жесткая конкуренция за главенствующее положение в доме между мужем и женой.... Напротив, результаты Страуса и его последователей демонстрируют, что чем меньшими возможностями обладает жена, тем с большей вероятностью муж станет злоупотреблять своей властью; и наоборот, чем больше будет равноправия в отношениях супругов, тем менее вероятно применение насилия со стороны одного из них» (Pagelow, 1984, р. 77).
- #Image 1111011043240 left s##image 1111011043320 right s#Леонард Берковиц. Агрессия: причины, последствия и контроль Лучший в мире учебник по психологии агрессии
- Об авторе
- Предисловие редактора
- Предисловие
- Глава 1. Проблема агрессии
- Что такое агрессия? слишком много значений
- Следуя значениям обыденной речи
- Определение агрессии без учета мотивационных предпосылок
- Агрессия как неправильное поведение
- Цели агрессии
- Цели агрессии, не связанные с причинением ущерба
- Разнообразие агрессивных целей
- Желание причинить ущерб
- Определение, принятое в данной книге
- Всегда ли причинение ущерба является первичной целью?
- Другие классификации
- Некоторые замечания по поводу гнева, враждебности и агрессивности
- Гнев отличается от агрессии
- Враждебность
- Агрессивность
- Часть1.Эмоциональнаяагрессия
- Что такое эмоциональная агрессия?
- Импульсивная (или экспрессивная) эмоциональная агрессия
- Другие возможные агрессивные цели
- Они могут также хотеть причинить вред
- Глава 2следствия фрустраций
- Гипотеза «фрустрация - агрессия», 1939
- Определение и основные положения
- Применение концепции «фрустрация - агрессия»
- Все ли виды фрустрации порождают агрессию?
- Только произвольные (незаконные) фрустрации
- Фрустрации, приписываемые намеренно плохому поведению другого лица
- Почему атрибуции могут влиять на агрессивные реакции
- Даже непреднамеренная фрустрация может привести к агрессии
- Наблюдения в естественных условиях
- Экспериментальные данные
- Некоторые условия, повышающие вероятность агрессивных реакций на фрустрацию
- Пересмотр концепции «фрустрация - агрессия»
- Влияние атрибуции на интенсивность недовольства
- Сравнимы ли фрустрации и оскорбления
- Глава 3.Мы становимся злыми,когда нам плохо
- Негативный аффект как источник эмоциональной агрессии
- Исследования обусловленной болевым воздействием агрессии у животных
- Тенденции к борьбе и бегству могут действовать одновременно
- Является ли целью агрессии, которая стимулирована болью, только лишь прекращение болевого воздействия?
- Аверсивные события как источник человеческой агрессии
- Огромное разнообразие негативных условий, способных провоцировать агрессию
- Агрессия направлена не только на устранение аверсивного события
- Негативные аффекты, агрессивные тенденции и гнев
- Негативный аффект, но не стресс
- Краткое резюме представленной теоретической модели
- Гнев часто сопровождает другие негативные эмоции
- Гнев часто сосуществует с другими негативными эмоциями
- Некоторые ограничения
- Всели негативные чувства подобны друг другу?
- Импульсивная агрессия: роль агрессивных ключевых сигналов
- Реакции на внешние ключевые сигналы
- «Эффект оружия» как пример реакций на агрессивные ключевые стимулы
- Ключевые стимулы (сигналы), ассоциированные с аверсивными событиями
- Связь доступной мишени с неудовольствием
- Глава 4. Мышление, и не только когниции и эмоции
- Теории эмоций чем определяется эмоциональное состояние?
- Когнитивные концепции эмоций Какие интерпретации продуцируют гнев?
- Экспериментальное подтверждение роли атрибуций в детерминировании эмоций
- Двухфакторная теория эмоций Шехтера—Зингера
- Эксперименты сложной атрибуцией
- Атрибуции при переносе возбуждения
- Атрибуции и влияние информации о смягчающих обстоятельствах
- Атрибутивные эффекты с точки зрения концепции ассоциативной сети
- Свидетельства о некогнитивных влияниях на эмоции
- Следствия экспрессивных реакций
- Теория эмоций Джеймса—Ланге
- Следствия выражений лица и других мышечных реакций
- Телесные реакции и когниции: модель ассоциативной сети
- Проявление признаков гнева
- Настроения могут влиять на мысли
- Враждебные мысли могут порождаться неприятными чувствами
- Значение мыслей
- Сохранение враждебности: негативные влияния «пережевывания» в мыслях того, что произошло
- Заострение и усиление негативной концепции
- Мысли могут стимулировать чувство гнева и агрессивные побуждения
- Понятие «прайминга» (priming)
- Мысли влияют на сдерживание агрессии
- Анонимность, риск быть пойманным и самоконтроль
- Почему люди могут придерживаться неагрессивных стандартов поведения и все же быть агрессивными
- Вне зоны осознания
- Игнорирование несовместимостей
- Часть 2. Агрессивная личность
- Глава 5. Идентификация склонности к насилию
- Действительно ли некоторые люди имеютустойчивую склонность к агрессивному поведению? Противоречия в вопросе о существовании черт агрессивности
- Два вида последовательности
- Примеры различных форм одновременной последовательности
- Последовательность в лабораторных опытах и в «реальной жизни»
- Последовательность в формах агрессии (генерализация реакции) в повседневной жизни
- Последовательность в различных ситуациях: сочетание генерализации стимула и реакции
- Стабильность агрессивного поведения в течение нескольких лет: длительная последовательность
- Обзор исследований длительной стабильности агрессии Ольвеуса
- Два заслуживающих внимания исследования
- Как действуют агрессивные личности
- Разные типы агрессивных людей
- Эмоционально-реактивный и инструментальный тип постоянного агрессора
- Некоторые примеры агрессоров с инструментальной направленностью
- Эмоционально-реактивные агрессоры
- Личность а-типа — реактивно-агрессивная
- Глава 6. Развитие склонности к насилию Влияние семьи и сверстников на развитие агрессивности
- Опыт переживаний детства семья может влиять на развитие антисоциальных диспозиций
- Какие способы воспитания детей способствуют развитию антисоциальных наклонностей?
- Прямые влияния на развитие агрессивности вознаграждение за агрессию
- Вознаграждения, получаемые не от жертвы, а от других людей
- Вознаграждения, исходящие от жертвы
- Неблагоприятные условия, создаваемые родителями
- Насколько эффективно применение наказаний в дисциплинировании детей?
- Три родительских стиля воспитания, выделенных д. Баумринд и три предположительно обусловленных ими соответствующих паттерна поведения ребенка
- Модифицированная таблица из: Baumrind(1973).
- Интеграция: анализ социального научения Паттерсона
- Непрямые влияния
- Конфликт в семье Распавшиеся семьи порождают делинквентность?
- Влияние моделирования «Делай, как я»: предоставление детям примеров для подражания
- Часть 3. Насилие в обществе число убийств стремительно растет во всех крупных городах сша
- Глава 7. Насилие в масс-медиа занимательно, информативно, поучительно и... Опасно?
- Насилие на экранах и печатных страницах: немедленный эффект преступления-имитации: заразность насилия «Эпидемия преступлений распространяется по линиям телеграфа»
- Статистические данные о заразности насилия
- Исследования д. Филипса о заразности насилия
- Экспериментальные исследования кратковременного воздействия сцен насилия в масс-медиа Увеличивает ли насилие в средствах массовой информации вероятность проявления агрессине?
- Насилие в средствах массовой информации под микроскопом: когда и почему «агрессивные» фильмы влияют на агрессивность
- Растормаживание и десенсибилизация эффектов от наблюдаемой агрессии
- Насилие в сми: длительные эффекты при повторяющемся воздействии
- Формирование представлений об обществе у детей Тезис о культивировании
- Приобретение агрессивных наклонностей
- Понять «почему?»: формирование социальных сценариев
- «Сценарная» концепция эффектов от просмотра телепередач со сценами насилия
- Ослабление вредного влияния насилия, показанного по телевидению
- Глава 8. Насилие в семье
- Ежегодные данные об абсолютном и относительном числе случаев применения насилия в семье
- Объяснение причин применения насилия в семье взгляды на проблему насилия в семье
- Факторы, толкающие к применению насилия в семье
- Ссылки на результаты исследований Социальные нормы и общественные ценности
- Нормы не являются достаточными предпосылками насилия
- Предыстория семьи и личная предрасположенность
- Влияние стресса и негативной эмоциональной реакции на применение насилия в семье
- Особенности конфликта, способные стать катализаторами насилия
- Глава 9. Убийства
- В 8 из 20 крупнейших городов сша произошло рекордное количество убийств
- Введение
- Закон, убийство, предумышленное убийство
- Какие типы убийств чаще всего совершаются в Соединенных Штатах Америки
- Различные случаи провоцирования убийств
- Условия, при которых совершаются убийства
- Личная предрасположенность Склонны ли убийцы к насилию?
- Можно ли разделить убийц на категории?
- Некоторые размышления по поводу предсказания опасности
- Социальное влияние
- Социально-экономические факторы, вызывающие стресс
- Социальная дезорганизация
- Влияние субкультуры, общих норм и ценностей
- Взаимодействие при совершении насилия
- Различные типы взаимодействия при совершении насилия
- Послевоенные изменения уровня убийств как функция относительного количества погибших в сражениях и исхода войны
- Убийство незнакомого человека: инструментальная агрессия
- Убийство при конфликте: эмоциональная агрессия
- Часть 4. Контроль над агрессией
- Различные рекомендации
- Использование наказания для сдерживания насилия наказание: «за» и «против»
- Аргументы против наказания как сдерживающего средства
- Наказание может быть сдерживающим средством — иногда
- Удерживает ли наказание от применения насилия?
- Пример: аресты, удерживающие от применения физического насилия в семье
- Строгость и неизбежность наказания
- Удерживает ли смертная казнь от убийства?
- Снижает ли контроль над применением оружия количество преступлений, связанных с насилием?
- Некоторые возражения против контроля над приобретением оружия
- Некоторые ответы на возражения
- Глава 11. Психологические процедуры контролирования агрессии
- Катарсис: ослабление побуждений к насилию путем агрессивных выплесков
- Вентилирующие чувства
- Что следует понимать под проявлением чувств?
- Гипотеза катарсиса
- Катарсис через воображаемую агрессию
- Снижает ли воображаемая агрессия склонность к проявлению реальной агрессии?
- Эффект последействия реальной агрессии
- Некоторые факторы, способствующие повышению агрессивности
- Доказательство снижения агрессивности после совершения нападения
- Долгосрочные опасности удовлетворения агрессивных чувств
- Может оказаться полезным поговорить с кем-нибудь о своих проблемах
- Самосознание и самоконтроль
- Разработка новых способов поведения
- Выгоды сотрудничества: совершенствование родительского контроля над проблемными детьми
- Снижение эмоциональной реактивности
- Исследование методов контроля раздражительности, выполненное под руководством Новако
- Некоторые рекомендации по применению
- Что может повлиять на правонарушителей, оказавшихся в заключении?
- Сомнения
- Есть ли надежда?
- Часть 5. Некоторые дополнительные вопросы
- Глава 12. Биология и агрессия
- Жажда ненависти и разрушения?
- Одержимы ли люди инстинктом насилия? что такое инстинкт?
- Дарвиновская концепция
- Понятие Фрейда: «инстинктсмерти»
- Концепция агрессивного инстинкта Лоренца
- Критика традиционной концепции инстинкта
- Неадекватная эмпирическая база
- Сомнительное понятие спонтанно генерируемых инстинктивных драйвов
- Различные виды агрессии
- Наследственность и гормоны «рожденный пробудить ад»? влияние наследственности на агрессивность
- Первые генетические концепции: теория Ломброзо
- Современное обоснование влияния наследственности
- Датские исследования генетических факторов
- Половые различия в агрессии
- Некоторые результаты исследований
- Влияние гормонов
- Воздействие мужских гормонов
- Заключение
- Алкоголь и агрессия
- Проблемы воздействия алкоголя
- Глава 13. Изучение агрессии в лаборатории
- Стандартная процедура эксперимента Машина агрессии Басса
- Модификации и варианты
- Некоторые доводы в поддержку лабораторных экспериментов Проблема валидности
- О «нерепрезентативности» субъектов экспериментов и лабораторных условий
- О возможных экспериментальных артефактах1
- Глава 14. Заключение некоторые полученные уроки
- Различные виды агрессии: инструментальная и эмоциональная
- Неизбежно ли насилие?
- Факторы риска
- Контроль насилия
- Список литературы