Влияние моделирования «Делай, как я»: предоставление детям примеров для подражания
Наряду с факторами, описанными выше, на развитие агрессивных склонностей у детей могут влиять также и образцы поведения, демонстрируемые другими людьми, независимо от того, хотят ли эти другие, чтобы дети им подражали. Первопроходцем в экспериментальных и теоретических исследованиях в этой области был Альберт Бандура (см.: Bandura, 1965, 1973). Бандура и другие психологи обычно обозначают этот феномен термином моделирование,определяя его как влияние, оказываемое наблюдением за тем, как выполняет определенные действия другой человек, и последующую имитацию наблюдающим поведения этого другого лица.
Сверстники и родители как модели социального девиантного поведения.На поведение детей могут оказывать влияние самые различные модели. В качестве таких моделей часто выступают сверстники, показывая им, какую одежду носить, какую музыку слушать, как говорить, как действовать и даже как следует разрешать конфликты и другие социальные проблемы. Особенно важно учитывать, что социально дезадаптированные подростки могут выбирать в качестве моделей для подражания антисоциальные группы, и более того, они могут стремиться копировать поведение подростков, занимающих высокое положение в делинквентной группе. Влияние лидера не ограничивается прямыми командами. Часто оно выражается в том, то члены группы с относительно низким статусом просто копируют поведение аттрактивного, имеющего высокий статус лидера. Джо может начать носить золотую цепочку на шее, потому что Дюк, лидер банды, носит такую цепочку, или может начать ходить с высокомерным видом, копируя походку своего обладающего престижем приятеля. Еще более значимо для общества то, что Джо может, подражая Дюку, начать употреблять наркотики или совершать другие противозаконные действия.
В качестве моделей для детей могут выступать и их родители, и не приходится удивляться тому, что, как показывают исследования, антисоциальное поведение некоторых подростков могло быть результатом копирования поведения социально девиантных родителей. В качестве примера могут служить результаты исследования Фаррингтона. Значительное число лондонских подростков, которые в дальнейшем (к тому времени, когда они уже стали взрослыми молодыми людьми), состояли на учете в связи с криминальным поведением, имели родителей, осужденных за нарушение закона еще до того, как их дети достигли юношеского возраста.
Джоан Маккорд напоминает нам, однако, что не каждый девиантный отец проторяет и показывает соответствующий путь своему сыну. Обследовав выборку отцов, жителей Массачусетса, страдающих алкоголизмом или имевших криминальное прошлое, она нашла, что у более чем половины этих людей сыновья совершали криминальные действия. Тем не менее существуют факторы, уменьшающие вероятность того, что подростки будут копировать антисоциальное поведение взрослых. Так, вероятность того, что подростки станут нарушителями закона, уменьшается, если социально девиантные отцы относятся к ним с любовью и у них хорошие отношения с матерями. Около половины подростков, имеющих девиантных и не любящих их отцов, стали преступниками. В то же время закон нарушила лишь одна пятая часть тех мальчиков, чьи отцы также были преступниками и/или алкоголиками, но относились к своим сыновьям с теплотой и любовью. Если некоторые из антисоциальных отцов служили моделью для их сыновей, то их влияние, по-видимому, сказывалось лишь при особых, ограниченных обстоятельствах (см.: Farrington, 1986;McCord, 1986).
Некоторые условия, от которых зависит влияние модели.Данные, полученные Маккорд, заслуживают дальнейшего комментария. По меньшей мере, они показывают, что дети не всегда копируют чьи- то действия; по-видимому, необходимы определенные условия, способствующие готовности действовать по примеру модели. Давайте поразмышляем о том, каковы должны быть эти условия.
Предрасположенность к аналогичному поведению.На мой взгляд, представляется вполне обоснованным предположение о том, что лица, наблюдавшие действия модели, с наибольшей вероятностью будут имитировать ее поведение в том случае, если они уже предрасположены вести себя подобным образом. Подростки из выборки, обследованной Маккорд, которые явно копировали своих девиантных отцов, могли уже иметь довольно сильно выраженные антисоциальные склонности. В конце концов, отцы относились к ним без любви и часто конфликтовали с их матерями.
Лабораторные эксперименты также подтверждают важность подобных диспозиций для имитации поведения модели. По крайней мере в двух исследованиях было показано, что дети, наблюдавшие нападения агрессивного взрослого на другого человека, были особенно склонны копировать его поведение, если перед этим они были фрустрированы. Фрустрация, несомненно, усиливала агрессивные тенденции, и в результате они с готовностью начинали подражать поведению модели — агрессивного взрослого (Hanratty,O'Neal&Sulzer, 1972;Parker&Rogers, 1981). Вне лаборатории подростки, подвергающиеся частым фрустрациям и суровому обращению родителей, часто становятся склонными подражать антисоциальному поведению своих девиантных отцов.
Власть модели по отношению к наблюдающему ребенку.Влиянию на сыновей девиантных отцов, обследованных в Массачусетсе, может способствовать еще один фактор. Представим себе, как сыновья могли бы относиться к своим холодным и нелюбящим отцам.
Быть может, подростки тосковали по родительской любви и поддержке и их отцы время от времени все-таки проявляли нежные чувства по отношению к своим детям. Однако они, вероятно, настолько же часто фрустрировали и наказывали сыновей. Если это так, то мальчики могли рассматривать своих отцов как источник и наград и наказаний и, следовательно, как лиц, обладающих значительной властью над ними. В результате, как и было продемонстрировано экспериментально в исследовании А. Бандуры, Д. Росс и Ш. Росс, дети с особенной готовностью имитируют поведение взрослых, от которых они зависят и которые обладают властью — распределяют награды и наказания (Bandura,Ross&Ross, 1963b).
РЕЗЮМЕ
Общее предположение о том, что корни устойчивых антисоциальных способов поведения во многих (но, вероятно, не во всех) случаях могут быть прослежены до влияний, оказанных на человека еще в детстве, получило значительное эмпирическое подтверждение. В этой главе рассмотрены исследования, показывающие, каким образом, взаимодействия в семье и со сверстниками могут влиять на развитие высокоагрессивных антисоциальных диспозиций. Внимание в основном было сосредоточено на влияниях отдельных переменных, таких, например, как пунитивность взрослых, занимающихся воспитанием ребенка, но при этом также подчеркивалось, что: 1) действие любого фактора, влияющего на развитие ребенка, обычно зависит от ряда других условий, которые могут играть существенную роль в данный момент; 2) родители, плохо обращающиеся с ребенком в каком-то одном отношении, склонны плохо обращаться с ним и в других аспектах.
В качестве отдельных переменных рассматривались те из них, которые оказывают прямое влияние на ребенка. Я начал с обсуждения того, как влияют вознаграждения, получаемые за агрессивные действия, и того, что эти вознаграждения могут иметь значительно более общий эффект, чем считает большинство родителей. Таким образом, когда взрослые хвалят своих сыновей за то, что те умеют «дать сдачи», и если при этом не будет соблюдаться очень большая осторожность, то с высокой вероятностью можно ожидать, что тем самым они будут усиливать и общие агрессивные тенденции своих отпрысков. Подростки, разумеется, подвержены и воздействию вознаграждений, получаемых от своих сверстников, эти влияния также были вкратце рассмотрены. Далее, я отметил, что агрессия подростков может подкрепляться реакциями жертв. Можно выделить по крайней мере два аспекта этого подкрепляющего воздействия со стороны жертв: 1) жертвы могут перестать раздражать или каким-то образом причинять неприятности агрессорам, тем самым негативно подкрепляя их действия; 2) боль и страдания жертвы могут приносить агрессорам удовлетворение, особенно если в этот момент они находятся в состоянии эмоционального возбуждения, и, таким образом, их действия получают позитивное подкрепление.
Родители могут также способствовать развитию агрессивности у своих детей, постоянно создавая для них крайне неприятные условия. Хотя существует множество разновидностей дурного обращения родителей со своими детьми, в данной главе основное внимание было посвящено отверганию и грубому обращению с ними. Многие из неблагоприятных последствий, приписываемых обычно физическим наказаниям как таковым, на самом деле могут быть обусловлены совместным действием наказаний и других факторов, например, непоследовательности в применении воспитательных воздействий. Имеющиеся исследования показывают, что физические наказания (и силовые методы дисциплинирования в целом) могут быть более эффективными и иметь меньше неблагоприятных побочных эффектов, чем обычно считается, если их применять: 1) последовательно; сопровождая объяснением ребенку, за что его наказывают; 3) до того, как ребенок успеет получить большое удовольствие в результате совершения запрещаемых действий; 4) когда ребенку предлагаются аттрактивные одобряемые альтернативы.
Представленный Дж. Паттерсоном анализ развития детской агрессивности обсуждался в этой главе как способ интегрирования приведенных выше наблюдений. С точки зрения социального научения предполагается, что социальные условия, например бедность, которые обычно связываются с развитием антисоциального поведения, действуют главным образом через влияние на характер воспитывающих воздействий родителей на своих детей. При этом утверждается, что родители высокоагрессивных и/или антисоциальных подростков обычно бывают плохими «семейными менеджерами», не способными эффективно контролировать и дисциплинировать агрессивное поведение своих отпрысков и не умеющими адекватно подкреплять их просоциальное поведение. Паттерсон утверждает также, что для детей таких родителей наряду со склонностью к агрессивности характерно недостаточное развитие социальных навыков, в результате они часто отвергаются их более нормальными сверстниками и сталкиваются с трудностями в школе.
Глава заканчивается кратким обзором некоторых непрямых влияний на развитие детской агрессивности. Наибольшее внимание при этом уделялось влияниям, связанным с распадом семьи, и были приведены данные, свидетельствующие о том, что во многих случаях не столько сам распад семьи, сколько конфликты между родителями ведут к повышению вероятности формирования у детей агрессивных паттернов поведения. Далее, было кратко рассмотрено моделирование — процесс, при котором дети подражают действиям других людей. Я утверждаю, что подростки особенно склонны подражать поведению других людей, когда у них уже сформировалась предрасположенность действовать подобно тому, как действуют модели, и когда модели обладают значительной властью над детьми.
- #Image 1111011043240 left s##image 1111011043320 right s#Леонард Берковиц. Агрессия: причины, последствия и контроль Лучший в мире учебник по психологии агрессии
- Об авторе
- Предисловие редактора
- Предисловие
- Глава 1. Проблема агрессии
- Что такое агрессия? слишком много значений
- Следуя значениям обыденной речи
- Определение агрессии без учета мотивационных предпосылок
- Агрессия как неправильное поведение
- Цели агрессии
- Цели агрессии, не связанные с причинением ущерба
- Разнообразие агрессивных целей
- Желание причинить ущерб
- Определение, принятое в данной книге
- Всегда ли причинение ущерба является первичной целью?
- Другие классификации
- Некоторые замечания по поводу гнева, враждебности и агрессивности
- Гнев отличается от агрессии
- Враждебность
- Агрессивность
- Часть1.Эмоциональнаяагрессия
- Что такое эмоциональная агрессия?
- Импульсивная (или экспрессивная) эмоциональная агрессия
- Другие возможные агрессивные цели
- Они могут также хотеть причинить вред
- Глава 2следствия фрустраций
- Гипотеза «фрустрация - агрессия», 1939
- Определение и основные положения
- Применение концепции «фрустрация - агрессия»
- Все ли виды фрустрации порождают агрессию?
- Только произвольные (незаконные) фрустрации
- Фрустрации, приписываемые намеренно плохому поведению другого лица
- Почему атрибуции могут влиять на агрессивные реакции
- Даже непреднамеренная фрустрация может привести к агрессии
- Наблюдения в естественных условиях
- Экспериментальные данные
- Некоторые условия, повышающие вероятность агрессивных реакций на фрустрацию
- Пересмотр концепции «фрустрация - агрессия»
- Влияние атрибуции на интенсивность недовольства
- Сравнимы ли фрустрации и оскорбления
- Глава 3.Мы становимся злыми,когда нам плохо
- Негативный аффект как источник эмоциональной агрессии
- Исследования обусловленной болевым воздействием агрессии у животных
- Тенденции к борьбе и бегству могут действовать одновременно
- Является ли целью агрессии, которая стимулирована болью, только лишь прекращение болевого воздействия?
- Аверсивные события как источник человеческой агрессии
- Огромное разнообразие негативных условий, способных провоцировать агрессию
- Агрессия направлена не только на устранение аверсивного события
- Негативные аффекты, агрессивные тенденции и гнев
- Негативный аффект, но не стресс
- Краткое резюме представленной теоретической модели
- Гнев часто сопровождает другие негативные эмоции
- Гнев часто сосуществует с другими негативными эмоциями
- Некоторые ограничения
- Всели негативные чувства подобны друг другу?
- Импульсивная агрессия: роль агрессивных ключевых сигналов
- Реакции на внешние ключевые сигналы
- «Эффект оружия» как пример реакций на агрессивные ключевые стимулы
- Ключевые стимулы (сигналы), ассоциированные с аверсивными событиями
- Связь доступной мишени с неудовольствием
- Глава 4. Мышление, и не только когниции и эмоции
- Теории эмоций чем определяется эмоциональное состояние?
- Когнитивные концепции эмоций Какие интерпретации продуцируют гнев?
- Экспериментальное подтверждение роли атрибуций в детерминировании эмоций
- Двухфакторная теория эмоций Шехтера—Зингера
- Эксперименты сложной атрибуцией
- Атрибуции при переносе возбуждения
- Атрибуции и влияние информации о смягчающих обстоятельствах
- Атрибутивные эффекты с точки зрения концепции ассоциативной сети
- Свидетельства о некогнитивных влияниях на эмоции
- Следствия экспрессивных реакций
- Теория эмоций Джеймса—Ланге
- Следствия выражений лица и других мышечных реакций
- Телесные реакции и когниции: модель ассоциативной сети
- Проявление признаков гнева
- Настроения могут влиять на мысли
- Враждебные мысли могут порождаться неприятными чувствами
- Значение мыслей
- Сохранение враждебности: негативные влияния «пережевывания» в мыслях того, что произошло
- Заострение и усиление негативной концепции
- Мысли могут стимулировать чувство гнева и агрессивные побуждения
- Понятие «прайминга» (priming)
- Мысли влияют на сдерживание агрессии
- Анонимность, риск быть пойманным и самоконтроль
- Почему люди могут придерживаться неагрессивных стандартов поведения и все же быть агрессивными
- Вне зоны осознания
- Игнорирование несовместимостей
- Часть 2. Агрессивная личность
- Глава 5. Идентификация склонности к насилию
- Действительно ли некоторые люди имеютустойчивую склонность к агрессивному поведению? Противоречия в вопросе о существовании черт агрессивности
- Два вида последовательности
- Примеры различных форм одновременной последовательности
- Последовательность в лабораторных опытах и в «реальной жизни»
- Последовательность в формах агрессии (генерализация реакции) в повседневной жизни
- Последовательность в различных ситуациях: сочетание генерализации стимула и реакции
- Стабильность агрессивного поведения в течение нескольких лет: длительная последовательность
- Обзор исследований длительной стабильности агрессии Ольвеуса
- Два заслуживающих внимания исследования
- Как действуют агрессивные личности
- Разные типы агрессивных людей
- Эмоционально-реактивный и инструментальный тип постоянного агрессора
- Некоторые примеры агрессоров с инструментальной направленностью
- Эмоционально-реактивные агрессоры
- Личность а-типа — реактивно-агрессивная
- Глава 6. Развитие склонности к насилию Влияние семьи и сверстников на развитие агрессивности
- Опыт переживаний детства семья может влиять на развитие антисоциальных диспозиций
- Какие способы воспитания детей способствуют развитию антисоциальных наклонностей?
- Прямые влияния на развитие агрессивности вознаграждение за агрессию
- Вознаграждения, получаемые не от жертвы, а от других людей
- Вознаграждения, исходящие от жертвы
- Неблагоприятные условия, создаваемые родителями
- Насколько эффективно применение наказаний в дисциплинировании детей?
- Три родительских стиля воспитания, выделенных д. Баумринд и три предположительно обусловленных ими соответствующих паттерна поведения ребенка
- Модифицированная таблица из: Baumrind(1973).
- Интеграция: анализ социального научения Паттерсона
- Непрямые влияния
- Конфликт в семье Распавшиеся семьи порождают делинквентность?
- Влияние моделирования «Делай, как я»: предоставление детям примеров для подражания
- Часть 3. Насилие в обществе число убийств стремительно растет во всех крупных городах сша
- Глава 7. Насилие в масс-медиа занимательно, информативно, поучительно и... Опасно?
- Насилие на экранах и печатных страницах: немедленный эффект преступления-имитации: заразность насилия «Эпидемия преступлений распространяется по линиям телеграфа»
- Статистические данные о заразности насилия
- Исследования д. Филипса о заразности насилия
- Экспериментальные исследования кратковременного воздействия сцен насилия в масс-медиа Увеличивает ли насилие в средствах массовой информации вероятность проявления агрессине?
- Насилие в средствах массовой информации под микроскопом: когда и почему «агрессивные» фильмы влияют на агрессивность
- Растормаживание и десенсибилизация эффектов от наблюдаемой агрессии
- Насилие в сми: длительные эффекты при повторяющемся воздействии
- Формирование представлений об обществе у детей Тезис о культивировании
- Приобретение агрессивных наклонностей
- Понять «почему?»: формирование социальных сценариев
- «Сценарная» концепция эффектов от просмотра телепередач со сценами насилия
- Ослабление вредного влияния насилия, показанного по телевидению
- Глава 8. Насилие в семье
- Ежегодные данные об абсолютном и относительном числе случаев применения насилия в семье
- Объяснение причин применения насилия в семье взгляды на проблему насилия в семье
- Факторы, толкающие к применению насилия в семье
- Ссылки на результаты исследований Социальные нормы и общественные ценности
- Нормы не являются достаточными предпосылками насилия
- Предыстория семьи и личная предрасположенность
- Влияние стресса и негативной эмоциональной реакции на применение насилия в семье
- Особенности конфликта, способные стать катализаторами насилия
- Глава 9. Убийства
- В 8 из 20 крупнейших городов сша произошло рекордное количество убийств
- Введение
- Закон, убийство, предумышленное убийство
- Какие типы убийств чаще всего совершаются в Соединенных Штатах Америки
- Различные случаи провоцирования убийств
- Условия, при которых совершаются убийства
- Личная предрасположенность Склонны ли убийцы к насилию?
- Можно ли разделить убийц на категории?
- Некоторые размышления по поводу предсказания опасности
- Социальное влияние
- Социально-экономические факторы, вызывающие стресс
- Социальная дезорганизация
- Влияние субкультуры, общих норм и ценностей
- Взаимодействие при совершении насилия
- Различные типы взаимодействия при совершении насилия
- Послевоенные изменения уровня убийств как функция относительного количества погибших в сражениях и исхода войны
- Убийство незнакомого человека: инструментальная агрессия
- Убийство при конфликте: эмоциональная агрессия
- Часть 4. Контроль над агрессией
- Различные рекомендации
- Использование наказания для сдерживания насилия наказание: «за» и «против»
- Аргументы против наказания как сдерживающего средства
- Наказание может быть сдерживающим средством — иногда
- Удерживает ли наказание от применения насилия?
- Пример: аресты, удерживающие от применения физического насилия в семье
- Строгость и неизбежность наказания
- Удерживает ли смертная казнь от убийства?
- Снижает ли контроль над применением оружия количество преступлений, связанных с насилием?
- Некоторые возражения против контроля над приобретением оружия
- Некоторые ответы на возражения
- Глава 11. Психологические процедуры контролирования агрессии
- Катарсис: ослабление побуждений к насилию путем агрессивных выплесков
- Вентилирующие чувства
- Что следует понимать под проявлением чувств?
- Гипотеза катарсиса
- Катарсис через воображаемую агрессию
- Снижает ли воображаемая агрессия склонность к проявлению реальной агрессии?
- Эффект последействия реальной агрессии
- Некоторые факторы, способствующие повышению агрессивности
- Доказательство снижения агрессивности после совершения нападения
- Долгосрочные опасности удовлетворения агрессивных чувств
- Может оказаться полезным поговорить с кем-нибудь о своих проблемах
- Самосознание и самоконтроль
- Разработка новых способов поведения
- Выгоды сотрудничества: совершенствование родительского контроля над проблемными детьми
- Снижение эмоциональной реактивности
- Исследование методов контроля раздражительности, выполненное под руководством Новако
- Некоторые рекомендации по применению
- Что может повлиять на правонарушителей, оказавшихся в заключении?
- Сомнения
- Есть ли надежда?
- Часть 5. Некоторые дополнительные вопросы
- Глава 12. Биология и агрессия
- Жажда ненависти и разрушения?
- Одержимы ли люди инстинктом насилия? что такое инстинкт?
- Дарвиновская концепция
- Понятие Фрейда: «инстинктсмерти»
- Концепция агрессивного инстинкта Лоренца
- Критика традиционной концепции инстинкта
- Неадекватная эмпирическая база
- Сомнительное понятие спонтанно генерируемых инстинктивных драйвов
- Различные виды агрессии
- Наследственность и гормоны «рожденный пробудить ад»? влияние наследственности на агрессивность
- Первые генетические концепции: теория Ломброзо
- Современное обоснование влияния наследственности
- Датские исследования генетических факторов
- Половые различия в агрессии
- Некоторые результаты исследований
- Влияние гормонов
- Воздействие мужских гормонов
- Заключение
- Алкоголь и агрессия
- Проблемы воздействия алкоголя
- Глава 13. Изучение агрессии в лаборатории
- Стандартная процедура эксперимента Машина агрессии Басса
- Модификации и варианты
- Некоторые доводы в поддержку лабораторных экспериментов Проблема валидности
- О «нерепрезентативности» субъектов экспериментов и лабораторных условий
- О возможных экспериментальных артефактах1
- Глава 14. Заключение некоторые полученные уроки
- Различные виды агрессии: инструментальная и эмоциональная
- Неизбежно ли насилие?
- Факторы риска
- Контроль насилия
- Список литературы