logo search
вопрос26-44

41. Нейропсихологический подход в коррекции.

Нейропсихологи́ческая корре́кция (нейрокорре́кция) — комплекс специальных психологических методик, которые направлены на переструктурирование нарушенных функций мозга и создание компенсирующих средств для того, чтобы ребёнок мог в дальнейшем самостоятельно обучаться и контролировать своё поведение.

Нейропсихологическая коррекция предназначена для детей с самого раннего до школьного и подросткового возраста. Особенно она показана при таких видах дизонтогенеза, как ранний детский аутизмумственная отсталостьзадержка психического развития различных типов, общее нарушение развития,алалиидизартриидизграфиидислексииСДВГДЦП. В том числе, нейрокоррекция помогает и детям, испытывающих сложности в обучении в силу психологических причин (невротических расстройствпсихосоматических расстройств, особенностей личности), при общем физическом недоразвитии, при школьной дезатаптации и стрессовых расстройствах.

Этапы коррекционной работы

Как правило, выделяются четыре этапа:

Диагностический этап. На данном этапе при помощи нейропсихологического обследования выявляют актуальный уровень развития и знаний ребёнка, выделяют особенности функционирования мозговых структур, а также разрабатывают индивидуальную коррекционную программу.

Установочный этап. Данный этап направлен на создание у ребёнка и его родителей необходимой мотивации и активной установки на прохождение нейропсихологической коррекции. Устанавливается эмоциональный контакт как с ребёнком, так и с его родителями, что необходимо для дальнейшей работы.

Коррекционный этап. Осуществляется программа нейрокоррекции в соответствии с разработанным ранее планом.

Оценка эффективности коррекционной работы. Проводится контрольное нейропсихологическое обследование, которое позволяет зафиксировать результат коррекции. Следует заметить, что максимальный эффект может быть достигнут не менее, чем спустя 6-7 месяцев коррекционной работы с ребёнком.

Принципы

Принцип учёта двухстороннего взаимодействия между морфогенезом мозга и формированием психики Этот принцип означает, что для появления психической функции необходим определённый уровень зрелости структур мозга и нервной системы. В то же время активное функционирование и коррекция влияет на созревание структур мозга и нервной системы. (Сформулирован П. Я. Гальпериным).

Принцип системности Нейрокоррекция направлена не на преодоление одного дефекта, а на гармонизацию психического функционирования и личности ребёнка в целом.

Принцип опоры на сохранные формы деятельности Нейропсихологический подход в коррекции означает развитие слабых звеньев при опоре на сильные стороны психики.

Принцип опоры на индивидуально-личностные особенности ребёнка В программе нейрокоррекции учитываются личностные и эмоциональные особенности ребёнка, его семейная ситуации и другие факторы, влияющие на формирование высших психических функций.

Принцип вовлечения Нейропсихолог должен создать ситуацию эмоционального включения ребёнка в процесс коррекции, а также создать необходимую мотивацию.

Принцип «замещающего онтогенеза» Данный принцип заключается в последовательном воспроизведении нарушенных этапов развития, начиная от самого раннего.

Принцип комплексности Воздействие оказывается комплексно — на эмоциональную, когнитивную и сенсомоторную сферы.

Принцип «от простого к сложному» Это дидактический принцип, который обязательно учитывается при построении коррекционной программы для ребёнка.

Формы

Коррекционная работа может проводиться как индивидуально, так и в групповой форме.

Нейрокоррекция может проводиться в форме игровых занятий, в форме комплекса двигательных упражнений (сенсомоторная коррекция), дыхательных упражнений, упражнений на развитие речи и артикуляции.