39. Психологическое консультирование в младшей школе.
Общепринятыми целями психологического консультироания являются развитие способности клиента совершать осознанный выбор при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера, углубление понимания всего происходящего в жизненном пространстве. При работе с детьми младшего школьного возраста можно поставить под сомнение достижение подобных целей. Однако психологическое консультирование в своем исходном определении ориентировано на уже достаточно развитую личность как субъекта, способного активно и, самое главное, самостоятельно строить свои отношения с окружающим миром. Более того, для детей начального звена школы даже «…создание условий, при которых клиент окажется способным посмотреть на свои жизненные трудности со стороны, осознать неконструктивные способы поведения и построения взаимоотношений и найти адекватные действия…» вряд ли возможно. Таким образом, основная идея и цель психологического консультирования в ее классическом исполнении в младшем школьном возрасте (тем более в условиях обучения детей с явной несформированностью как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы) не может быть достигнута. Возникает вполне закономерный вопрос — каково может быть содержание психологического консультирования с детьми младшего школьного возраста и может ли оно вообще существовать как одно из направлений деятельности психолога в начальной школе ? Ответ на этот вопрос можно считать положительным, если рассмотреть вопрос психологического консультирования детей младшего возраста в рамках кратковременного и пре имущественно одноразового воздействия в следующих ситуациях: • при внезапном появлении дизадаптивного состояния, связанного с невыраженным аффектом, которое нарушает требуемые в условиях образовательного учреждения поведенческие правила как во время урока, так и на перемене (причем чисто педагогическими методами не удается достичь необходимого положи тельного и продолжительного эффекта); • после какой-либо физической травмы, когда можно говорить опять же о выраженном и продолжительном нарушении поведения; • непосредственно после психической травмы (например, после «выволочки», которую могут устроить родители на глазах сверстников, после их (родителей) разговора с педагогом и т.п.); критерием необходимости даже единичной релаксирующей консультации должно явиться наличие дизадаптивного состояния; • при внезапном (а не запланированном заранее) запросе педагога на консультацию ребенка в связи с тем, например, что учитель не может продолжать урок из-за каких-то поведенческих особенностей ребенка вне зависимости, возникли ли те на уроке как-то внезапно, или ребенок уже пришел на урок в таком состоянии. Возможен и ряд других ситуаций, когда может потребоваться «одноразовая» консультационная деятельность психолога. Консультационная работа психолога в начальных классах необходима при состояниях, которые определяются такими критериями, как: • внезапность возникновения, особенно когда других, ориентированных на подобную работу специалистов (например, психиатра или психотерапевта, воспитателя ГПД, который имеет хорошие эмоциональные отношения с ребенком) нет рядом; • кратковременность или единичность эпизода; в дальнейшем либо консультация перерастает в психологическую коррекцию (если к тому будут соответствующие показания), либо ребенок будет направлен к другим специалистам соответствующего профиля, которые есть в образовательном учреждении, либо родителям будет настоятельно рекомендовано обращение к специалистам соответствующего профиля другого учреждения. Последнее может быть осуществлено только после углубленного психологического обследования (в том случае, если оно не было до этого проведено) и соответствующих выводов (рекомендаций) по его результатам. В то же время в описываемых выше ситуациях очень сложно разграничить собственно консультационную деятельность психолога (по критерию информационного обеспечения клиентов) и пусть кратковременный, даже единичный, но случай коррек-ционной работы, когда подключаются не просто отдельные пси-хотерапевтические тактики для лучшего осознания передаваемой информации, но процесс работы психолога приобретает ярко выраженную психотерапевтическую ориентацию. Например, когда необходимы релаксирующие тактики, какие-либо другие приемы, выходящие за рамки исключительно психологического содержания. Эта проблема не нашла пока решения. В то же время она особенно значима для системы специального образования, где «всплески» аффективных состояний, немотивированные поведенческие выходки более чем вероятны, а психиатров для оказания помощи в таких случаях в штате учреждения нет. Точно так же заставить родителей обратиться в соответствующие медицинские учреждения за специализированной помощью, как правило, не представляется возможным. Аналогичное поведение специалиста в случае возникновения подобных ситуаций можно рекомендовать и в консультационной работе с подростками.
- 26. Психологическое консультирование при птср.
- 27. Психологическое консультирование «немотивированных» клиентов.
- 28. Психологическое консультирование враждебно настроенных и агрессивных клиентов.
- 29. Психологическое консультирование асоциальных личностей.
- 30. Психологическое консультирование истерических личностей.
- 31. Психологическое консультирование при зависимостях.
- 32 Психологическое консультирование психически больных и членов их семей.
- 33 Психологическое консультирование жертв насилия. Семейное насилие.
- 34 Психологическое консультирование семейных пар
- 35 Системная семейная психотерапия
- 36 Психологическое консультирование родителей подростков
- 37 Отношения между родителями и взрослыми детьми
- 38. Психологическое консультирование пожилых людей.
- 39. Психологическое консультирование в младшей школе.
- 40. Психологическое консультирование подростков. Профориентация.
- 41. Нейропсихологический подход в коррекции.
- 42. Коррекция пространственных представлений.
- 43. Коррекция страхов у детей и взрослых.
- 44. Коррекция агрессивного поведения у детей и подростков.