11. Психологические особенности лиц с наркозависимостью и их диагностика.
Наркомания — это болезненное состояние, характеризующееся явлениями психической и физической зависимости, настоятельной потребностью в повторном многократном употреблении психоактивных средств, принимающее форму непреодолимого влечения.
Существует достаточно много причин приобщения молодежи к алкоголю и другим психоактивным веществам. Ц. П. Короленко (1995) выделяет некоторые социальные факторы, характерные для современного общества, способствующие распространению аддиктивного поведения:
В обществе присутствуют условия для немедленного удовлетворения желаний, связанных с получением удовольствия, что становится важным ингредиентом стиля жизни. Подростки обучаются возможности получать удовольствия, не вкладывая для этого своего труда, что нарушает развитие профессиональных навыков, обедняет эмоции. Вещества, изменяющие психическое состояние, действуют немедленно, изменение психического состояния возникает сразу, без каких-либо усилий.
Длительный и постоянный просмотр телевизионных развлекательных программ препятствует развитию творческих возможностей, воспитывает пассивный подход к жизни, что, в свою очередь, создает благоприятную основу для развития аддиктивного поведения.
Экономическое расслоение общества, безработица.
Уменьшение мотиваций к обучению, приобретению знаний и навыков, потеря престижности многих профессий.
Легкая доступность алкоголя и веществ, изменяющих психическое состояние.
Реклама табака и алкоголя в средствах массовой информации.
В Санкт-Петербурге, в центре профилактики наркомании среди молодежи в 1998 г. были проведены исследования в школах и колледжах, показавшие, как в разных возрастных группах происходит накопление знаний о наркотиках и формирование отношения к ним.
Возраст 10—12 лет. Ребят интересует все, что связано с наркотиками: их действие, способ употребления. О последствиях злоупотребления если и слышали, то всерьез не задумывались. Сами наркотики не употребляют (возможна токсикомания), с употребляющими знакомы единицы. Знания отрывочны, недостоверны, получены с чужих слов.
Возраст 12—14 лет. Основной интерес вызывает возможность употребления «легких» наркотиков — марихуана наркотиком не признается. О существовании глобальной проблемы задумываются лишь некоторые, пробовали наркотик немногие — из любопытства, с потребителями знакомы многие. О наркотиках знают много — из опыта знакомых или по рассказам, многие сведения недостоверны. Опасность злоупотребления сильно недооценивается. Говорят о проблеме только между собой.
Возраст 14—16 лет. По отношению к наркотикам формируются три группы:
Употребляющие и сочувствующие — интересуют вопросы, связанные со снижением риска при употреблении без наличия зависимости. Употребление наркотиков считается признаком независимости. Среди членов этой группы много лидеров.
Радикальные противники — «сам никогда не буду и не дам гибнуть другу». Многие из членов этой группы считают употребление наркотиков признаком слабости и неполноценности.
Не определившие своего отношения к наркотикам. Значительная часть может начать употребление под влиянием друзей.
Возраст 16—18 лет. Группы сохраняются, но число не определившихся значительно уменьшается. Качественно меняется содержание знаний о наркотиках: они детализируются и становятся более объективными.
Исследователи выделяют пять способов употребления наркотических веществ: экспериментальное употребление, употребление в компании во время отдыха, ситуационно-обстоятельственное употребление, интенсивное употребление, вынужденное употребление.Однако, как отмечает С. Л. Кулаков (2000) в своем исследовании, нельзя сбрасывать со счетов и саму личность наркомана, окончательный выбор варианта жизни остается за ним. С. Л. Кулаков отобрал две группы из благоприятной и неблагоприятной среды. В результате этих исследований было выделено три обобщенных личностно-психологических источника приобщения подростков к наркотикам и алкоголю: стресс, внушаемость, любопытство. По результатам исследования, 32 % подростков прибегают к наркотикам как к способу избежания стрессов, 28 % подростков впервые пробуют наркотики (без особого на то желания) под влиянием авторитетных для них лиц, то есть в результате стороннего внушения, 39,5 % пробуют наркотики из любопытства. Существует медицинская классификация стадий развития наркомании. Она основана на анализе проявления различных форм зависимости - социальной, психической и физической.
О социальной зависимости говорят тогда, когда человек еще не начал употребление наркотиков, но вращается в среде употребляющих, принимает их стиль поведения, отношение к наркотикам и внешние атрибуты группы. Он внутренне готов сам начать употребление. Часто к такой группе можно принадлежать, только исповедуя ее принципы и подчиняясь ее правилам. Желание не быть отторгнутым может быть столь сильным, что заслоняет привычные представления, изменяет поведение. Неотъемлемое условие этой стадии заболевания — наличие группы (которая может формироваться даже вокруг одного употребляющего наркотики). Единственным способом предотвращения дальнейшего развития заболевания является своевременное выявление и разрушение группы. Необходимо, работать с лидерами группы, препятствовать вовлечению в нее новых членов, пусть даже путем изоляции лидеров. На этом этапе остановить развитие заболевания проще всего. Упустить этот момент — значит, затруднить контакт с членами группы, для которых развитие заболевания может перейти в следующую стадию. После начала употребления наркотиков у подростка быстро формируется психическая зависимость. Она проявляется в том, что человек стремится вновь вернуть состояние, которое может быть очень сильным, или, находясь под воздействием наркотиков, отвлечься от неприятных переживаний и отрицательных эмоций. В первом случае человек, будучи лишен возможности принимать наркотики, воспринимает действительность серой, недостаточно динамичной и живой, во втором — подавлен проблемами, от которых он и пытается уйти, прибегая к употреблению наркотиков. В зависимости от вида наркотика его воздействие на человека может проявляться по-разному. Стремление избежать психологического и эмоционального дискомфорта столь сильно, что человек не в силах отказаться от дальнейшего употребления. На этой стадии заболевания ему уже необходима помощь специалистов — психологов и врачей и поддержка близких людей, особенно родителей.
При более продолжительном употреблении наркотиков формируется физическая зависимость, вследствие чего наркотик включается в процесс обмена веществ. В этом случае при прекращении приема наблюдается состояние физического дискомфорта различной степени тяжести — от легкого недомогания до тяжелых проявлений абстинентного синдрома. Конкретные его симптомы зависят от вида наркотика и от особенностей организма человека. Такому больному необходима серьезная медицинская помощь для того, чтобы выдержать состояние абстиненции. В зависимости от стадии заболевания изменяется и частота употребления наркотиков — от периода проб, эпизодического употребления к систематическому.
Употребление наркотиков, как и алкоголя, в подростковом возрасте носит групповой характер. Вначале употребление психоактивных веществ связано с желанием просто, из любопытства попробовать самому. Обычно употребление наркотиков начинается с единичных (эпизодических) случаев, затем становится все более частым и, наконец, систематическим. Период эпизодического употребления — это предболезнь, а переход к регулярным приемам препарата чаще всего указывает на появление наркотической зависимости. Главными ее признаками являются влечение и абстинентный синдром. Вначале влечение дает о себе знать на уровне психической зависимости. Под влечением мы понимаем потребность в наркотике, обозначается как тяга, желание, хотение, голод, жажда и т. п. Наркоманам наркотик нужен, чтобы восстановить психический комфорт, иначе будет плохое настроение, раздражительность, напряженность, пониженная работоспособность, доминирующие воспоминания, навязчивые желания. По мере дальнейшего развития наркомании влечение проявляется на уровне физической зависимости: без дозы препарата расстраиваются функции нервной вегетативной системы и внутренних органов вплоть до тяжелых состояний (и субъективно, и объективно), даже до смертельных исходов. Эти состояния называются абсинтентными — от слова абсанс, что означает отсутствие.
С появлением патологического влечения к психоактивному веществу резко меняется личность употребляющего наркотики. Прежние ценности (интересы, занятия, связи) отступают и могут полностью исчезнуть. Главная установка таких лиц - утолить влечение, что определяет соответствующий образ жизни. И сам этот образ является клиническим признаком, так же, как и особый речевой жаргон. Параллельно с этим изменениями развивается психопатизация личности. Эмоциональные реакции у них становятся несдержанными, неадекватными, несоразмерными, с преобладанием отрицательных эмоций (озлобленность, гневливость, подозрительность, ревность, обидчивость, отчаяние, безысходность, тоска и т. п.). Нарастает душевная тупость, безучастность к судьбе близких и равнодушие к собственной судьбе в сочетании с холодной жестокостью, крайним безволием и пассивной подчиняемостью наркотическому окружению. Постепенно организм наркомана слабеет, дряхлеет. Развивается преждевременное старение организма, сухость, желтушность и дряблость кожи, разрушаются зубы, выпадают волосы, отмечается резкое похудание, выявляется поражение печени, сердца, почек, печени, поджелудочной железы и других органов и систем. Падают все защитные силы организма, вследствие чего добавляются самые различные инфекции, развиваются злокачественные опухоли, появляется предрасположенность к СПИДу. Резко сокращается (в среднем до 20—30 лет) продолжительность жизни.
Для приобретения, употребления, реализации и хранения наркотиков подростки объединяются в группы. Связи хронического наркомана с обществом обычно ограничиваются контактами с членами наркоманской группы, где они употребляют психоактивные вещества и получают посильную поддержку в критических ситуациях (в период «ломки»). С точки зрения психической структуры, наркоман принадлежит к типу личности слабой переносимостью боли и эмоционального стресса. Если у него отсутствуют близкие контакты с себе подобными, то он утрачивает чувство уверенности и оптимизма. По причине ущербности социального развития личности наркоман старается избегать любой формы ответственности, становится недружелюбным и недоверчивым по отношению к тем, кого он считает частью угрожающего ему мира. Поэтому объединение наркоманов в группы является одной из их социально-защитных потребностей. По этой причине в большинстве случаев современные наркоманы не потребляют наркотики в одиночку. Большинство из них живет в неформальных группах. Наркоманская группа является одной из отличительных черт современной наркомании. Наркоманская группа далеко не всегда настроена миролюбиво по отношению к окружающим людям, чаще демонстрирует раздражительность, гнев, ненависть даже к самым близким людям, агрессию. Члены группы достаточно небрежны в одежде, в прическе, в общении. Если они находятся в состоянии наркотического опьянения их поведение, эмоции, общение явно неадекватны и настораживают окружающих. Все это способствует непониманию и углубляет разрыв между группой наркоманов и окружающими людьми. Мотивы, по которым наркоманы объединяются в группы, различны:
страх передозировки наркотика и надежда, что группа спасет (в реальной действительности такие факты встречаются крайне редко);
легкость получения наркотических средств или их заменителей (наркопритоны специально снабжаются наркодельцами);
совместный поиск средств и добыча наркотиков (в основном носит криминальный характер);
наркоманы сплачиваются в группы перед лицом опасности извне (семья, правоохранительные органы, представители здравоохранения, граждане);
в группе отсутствует иерархия (члены группы имеют одинаковые права и никаких обязанностей);
позицию лидера занимает либо сильная личность, либо лицо, способное удовлетворить их потребности в наркотиках (в отношениях с лидером наблюдается полное, безоговорочное подчинение его требованиям, вплоть до совершения аморальных или уголовно наказуемых деяний);
в группе наркоманы ищут ярких, эмоционально-насыщенных переживаний, увлекательных действий, которые являются результатом действия наркотиков;
декларация группой наркоманов полной свободы и независимости, что характерно для подростков данного возраста и притягивает их к ним.
В большинстве случаев наркоманам еще в период, предшествующий возникновению зависимости, не хватало чувства уверенности в себе. Группа наркоманов в данном случае выполняет функции психотерапевтов, неудачно осуществляющих лечение социально-неуверенных, эмоционально-незрелых личностей.
Первый прием наркотиков не осознается молодыми людьми в полной мере, они не понимают, что новые ощущения, впечатления не являются нормой, а вызваны введением наркотиков. В дальнейшем критерием оценки нормального состояния станут эти новые, вызванные наркотиками, впечатления. Состояние измененного сознания ими воспринимается как норма, и оно не беспокоит их.
Существует целый ряд патологических явлений, увиденных и описанных наркоманами в состоянии измененного сознания. Наиболее часто встречающиеся явления — это повышенная потребность поделиться своим духовным состоянием, беспричинный смех, внезапные выкрики, нелогичные и бессвязные высказывания, галлюцинации, неузнавание знакомых лиц и объектов, состояние, похожее на лунатизм, ощущение себя вне собственного тела, акты насилия. Воспоминания о пережитой эйфории и связанных с ней впечатлениях через несколько дней или недель затруднены и туманны. Однако остается желание пережить и почувствовать это еще раз.
Кулаков С. А. (2000) со ссылкой на других исследователей различает два основных типа наркоманов — сикерс (англ. Seekers— искатели) и хэдс ( англ. Heads — головы). Эти термины, заимствованные из англо-американского жаргона, в других языках не имеют синонимов и их не следует переводить дословно, иначе они утрачивают свой основной смысл. Поэтому мы будем использовать транслитерацию.
Сикерс — это люди, которые в поисках истины проводят эксперименты с наркотиками и их эффектами, сравнивая их. Находят новый смысл человеческого бытия. Они не употребляют наркотики постоянно, а только эпизодически, а в перерывах анализируют пережитые впечатления. По натуре они преимущественно люди импульсивные, склонные к самоанализу, пытливые. Их интерес к наркотикам, как правило, не усиливается и после окончания школы может исчезнуть полностью.
Хэдс проявляют до и во время приема наркотиков серьезные отклонения личности. По причине неразрешенных внутренних конфликтов, постоянно присутствующей неуверенности и депрессии они начинают употреблять наркотики чаще, что приводит к ярко выраженной психической зависимости. Так же, как и предыдущая категория, эти наркоманы принимают самые разнообразные наркотики, но в больших количествах и гораздо чаще. Их отличия от нормальных ровесников:
постоянно присутствующая легкая депрессия;
беспокойство;
подозрение, что никто их не воспринимает всерьез;
нарциссизм или эгоцентризм;
частые размышления над собственной индивидуальностью, независимостью и свободой мыслей и слов;
постоянное возвращение к наркотикам;
трудности в обычном общении с окружающими.
Этот тип наркоманов характеризуется серьезными нарушениями поведенческих реакций, как это бывает при эндогенных психозах и мозговых травмах. Но эти нарушения ни в коем случае нельзя идентифицировать с шизофреническим психозом или с последствиями травматического повреждения мозга. Скорее их можно расценить как форму характерологических изменений, возникших в результате неэффективного процесса социализации личности, ошибок в воспитании и бесцельного существования в семье.
Профилактика (от греческого prophulaktikos — предохранительный) — это совокупность мероприятий, направленных на охрану здоровья, предупреждение возникновения и распространения болезней человека, на улучшение физического развития населения, сохранение трудоспособности и обеспечение долголетия. В вопросах злоупотребления психоактивными веществами профилактика рассматривается как комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих распространению и употреблению психоактивных веществ, предупреждение развития и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления психоактивными веществами (безнадзорность, беспризорность, преступность, рост ВИЧ-инфекций, гепатита, заболеваний, распространяемых половым путем и т. д.). Но без решения экономических и финансовых вопросов решение названных направлений профилактики окажется безуспешным.
Различают первичную, вторичную и третичную профилактику злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ). Первичная профилактика злоупотребления ПАВ включает комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих приобщение к употреблению ПАВ, вызывающих болезненную зависимость. Вторичная профилактика злоупотребления ПАВ включает в комплексе социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих формирование болезни и осложнений наркотизации у лиц, эпизодически употребляющих ПАВ, но не обнаруживающих признаков болезни. Под третичной профилактикой злоупотребления ПАВ, или реабилитацией, понимают комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение срывов и рецидивов заболеваний, то есть способствующих восстановлению личностного и социального статуса больного, и возвращение в семью, в образовательное учреждение, в трудовой коллектив, к общественно-полезной деятельности.
Образовательная модель профилактики основана на воспитательно-педагогических методах деятельности специалистов образовательных учреждений, направленных на формирование у детей и молодежи знаний о социальных и психологических последствиях наркомании с целью формирования устойчивого альтернативного выбора в пользу отказа от приема ПАВ.
Медицинская модель профилактики основана на информационно-лекционном методе. Это совместная деятельность специалистов образовательных и лечебно-профилактических (наркологических) учреждений, направленная на формирование у детей и молодежи знаний о негативном воздействии наркотических и других психоактивных веществ на физическое и психическое здоровье человека, а также гигиенических навыков, предупреждающих развитие наиболее тяжелых медицинских последствий наркомании — заражение ВИЧ-инфекцией, гепатитом, венерическими болезнями.
Психосоциальная модель профилактики основана на биопсихосоциальном подходе к предупреждению злоупотребления психоактивными веществами. Это совместная деятельность специалистов образовательных учреждений, направленная на формирование у детей и молодежи личностных ресурсов, обеспечивающих доминирование ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ, а также развитие психологических навыков, необходимых в решении конфликтных ситуаций и в противодействии групповому давлению, в том числе связанному со злоупотреблением ПАВ.
Реабилитационный потенциал — это прогностическая оценка потенциальных возможностей наркологического больного к выздоровлению, возвращению в семью и к общественно-полезной деятельности, основанная на объективных данных о наследственности, социальном статусе, особенностях биопсиходуховного развития, а также тяжести наркологического заболевания. В практическом отношении — это терапевтическая и социально-реабилитационная перспектива.
Необходимо в бюджете предусмотреть специальную строку по выделению средств на профилактику мероприятий и борьбу с наркоманией, беспризорностью и безнадзорностью.
- 2. Биологическая трактовка природы и причин девиантного поведения. Социологическое объяснение девиации. Психологический подход к пониманию девиантного поведения.
- 3. Поведенческий, экологический, гуманистический подходы. Эмпирический подход к пониманию и диагностике отклоняющегося поведения.
- 4. Особенности девиантного поведения в раннем и дошкольном возрасте. Формы профилактики девиантного поведения в дошкольном возрасте.
- 5. Особенности девиантного поведения в младшем школьном возрасте. Формы профилактики девиантного поведения в младшем школьном возрасте.
- 6. Психологические механизмы формирования и характеристика девиантного поведения в подростковом возрасте. Формы профилактики в подростковом возрасте.
- 7. Психологические особенности лиц с социальной запущенностью и методы их диагностики.
- 8. Психологические особенности лиц с нарушениями поведения и их диагностика.
- 9. Психологические особенности лиц с аддиктивным поведением и их диагностика.
- 10. Психологические особенности лиц с алкоголизмом и их диагностика.
- 11. Психологические особенности лиц с наркозависимостью и их диагностика.
- 12. Психологические особенности лиц с токсической зависимостью и их диагностика.
- 13. Психологические особенности лиц с патохарактерологической девиацией и их диагностика.
- 14. Уровни превентивно-реабилитационной деятельности.
- 15. Принципы организации профилактической работы. Этапы разработки программы профилактики.
- Причины отклоняющегося поведения
- Цели и принципы поведенческой коррекции
- Методы коррекции эмоциональных состояний
- Методы саморегуляции
- Когнитивное переструктурирование
- Методы угашения нежелательного поведения.
- Методы формирования позитивного поведения
- Основные направления профилактической работы
- 1. Профилактическая работа с семьей
- 2. Воспитательно-педагогическая работа с детьми.
- 3. Организационно-методическая работа по профилактике зависимостей
- Содержание профилактической работы с подростками
- 20. Структура внутришкольной организации для предупреждения делинквентности. Основные психолого-педагогические подходы, формы и методы в организации превентивной практики в школах.
- 22. Ресоциализационная и реабилитационная деятельность специализированных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей.
- Задачи работы с родителями:
- Типичные ошибки семейного воспитания.
- Типология суицидов
- Особенности суицидального поведения детей и подростков
- Концепции формирования суицидов
- Суицидальная мотивация
- Интервенция как помощь при суициде