Задачи работы с родителями:
• осуществление информационно-просветительской работы с целью профилактики дисгармонии семейных отношений и нарушений в семейном воспитании;
• осуществление диагностической работы с целью выявления типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и гармоничности семейных отношений в целом;
• осуществление комплексной коррекционной работы с семьей в целях восстановления здоровых взаимоотношений между ее членами и коррекции имеющихся отклонений в семейном воспитании.
Информационно-просветительская работа с родителями имеет целью профилактику, предупреждение возможных нарушений в семейных отношениях и семейном воспитании. С этой целью родителей необходимо знакомить с теми формами семейных отношений и семейного воспитания, которые могут приводить к негативным отклонениям в поведении детей и подростков. По данным как отечественных, так и зарубежных ученых, нарушения системы семейного воспитания, дисгармония супружеских отношений являются основным патогенетическим фактором, обусловливающим возникновение девиаций в поведении детей и подростков. Дисгармония, дестабилизация семьи - это негативный характер супружеских отношений, выражающийся в конфликтном взаимодействии супругов. Семейный конфликт представляет собой сложное явление. Причинами его, с одной стороны, являются нарушения в системе взаимоотношений - их холодность (отчужденность), конкурирующий характер, формальность, неравенство, с другой - искажения в личных установках, ролевых ожиданиях. Объективно складывающиеся взаимоотношения в семье характеризуют структуру семьи, семейную целостность.
В здоровой семье устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формировании семейного «Мы», способности членов семьи самостоятельно решать противоречия и конфликты.
В дисгармоничной семье равновесие во взаимоотношениях используется для того, чтобы избежать изменения, развития и связанных с этим тревог и потерь. Равновесие перестает быть формой адаптации семьи к задачам оптимального выполнения своих внешних и внутренних функций. Семейные узы оказываются лишь способом сохранения некоторого равновесия, на деле препятствующего развитию личности членов семьи и их взаимоотношений. Установление близких, дружеских, взаимозависимых контактов становится самодовлеющим и доминирующим требованием каждого члена семьи, реализуемым даже ценой сдерживания развития семьи в целом и каждой личности в отдельности, ухода от действительности и ее искажения.
Семьи с нарушенными взаимоотношениями не могут самостоятельно решать возникающие в семейной жизни противоречия и конфликты. В результате длительно существующего конфликта у членов семьи наблюдается снижение социальной и психологической адаптации, отсутствие способности к совместной деятельности (в частности, неспособность к согласованности в вопросах воспитания детей). Уровень психологического напряжения в семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к эмоциональным нарушениям, возникновению невротических реакций, чувства постоянного беспокойства у ее членов и вызывая негативные отклонения в поведении детей.
Таким образом, дисгармония в супружеских отношениях создает неблагоприятный фон для эмоционального и личностного развития ребенка и может стать источником для возникновения отклоняющегося от нормы поведения детей и подростков.
Детско-родительские отношения, тип семейного воспитания также оказывают огромное влияние на формирование девиантного поведения у детей и подростков. Между поведением родителей и поведением детей прослеживается определенная зависимость: «принятие и любовь» порождает в ребенке чувство безопасности и способствует нормальному развитию личности, «явное отвержение» ведет к агрессивности и эмоциональной незрелости.
Информационно-просветительская работа с родителями должна быть направлена на разъяснение влияния супружеских отношений и типа семейного воспитания на развитие негативных отклонений в поведении детей и подростков. Эта работа может осуществляться как на федеральном, региональном уровнях, так и на уровне отдельных общеобразовательных учреждений. Формами такой работы могут быть лекции, семинары, беседы, тематические родительские собрания с привлечением специалистов (психологов, медиков, юристов и др.).
Диагностическая работа с родителями. Целью здесь является диагностика типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и к собственной семье.Результаты диагностической работы не только дают специалисту информацию о возможных неблагополучиях в системе семейного воспитания, детско-родительских отношений, но и позволяют выявить область возможных проблем в тех семьях, где дисбаланс семейных отношений еще не наступил, но уже имеются некоторые негативные тенденции.
Диагностическая работа с родителями должна осуществляться с учетом следующих принципов:
• полученная в результате диагностики информация должна интерпретироваться квалифицированными специалистами;
• полученная информация должна сохраняться в тайне от лиц, не участвующих в диагностическом процессе;
• сообщение результатов диагностики супругам должно проводиться индивидуально с учетом этических норм психодиагностического обследования.
Диагностическая работа может проводиться как групповым, так и индивидуальным методом, сообщение же результатов диагностики всегда осуществляется индивидуально.
В отечественной литературе существует достаточное количество методик диагностики типа детско-родительских отношений и семейного воспитания, а также родительских установок. Среди них для профилактической работы психолога в этом направлении можно порекомендовать тест-опросник родительского отношения, опросник «Измерение родительских установок и реакций», опросник «Удовлетворенность браком», схему анализа особенностей и недостатков семейного воспитания.
Коррекционная работа с семьей, имеющей ребенка с отклоняющимся от нормы поведением. Понимание семьи как целостной системы позволяет распространить на нее широко известные положения, относящиеся к функционированию системных объектов:
• семья обладает сложным внутренним строением, своей психологической структурой;
• семья как целое определяет некоторые свойства и особенности входящих в нее индивидов;
• семейная система не является суммой входящих в нее индивидов;
• каждый индивид семейной системы влияет на других индивидов и сам находится под их влиянием;
• семейная система обладает способностью к саморегуляции. Понимание семьи как системы приводит, в свою очередь, к пониманию необходимости применения комплексного, системного подхода к организации психолого-педагогической коррекции негативных отклонений в поведении детей и подростков. Только совместная работа со всеми членами семьи ребенка может привести к положительному результату.
Формы проведения коррекционной работы весьма разнообразны: это и групповая семейная психотерапия (работа с группой из нескольких семейных пар), и индивидуальная психотерапевтическая работа с отдельной семьей или ее членом, и совместная групповая психотерапия детей и родителей. Семейная, индивидуальная и групповая психокоррекционные работы представляют собой стадии единого психотерапевтического процесса, направленного на восстановление и укрепление психического единства личности посредством нормализации отношений в семье.
Научные методы изучения межличностных отношений в семье: наблюдение, беседа, анкетирование. В настоящее время для исследования положения ребенка в семье успешно применяются графические методики. Одной из наиболее эффективных и признанных является методика «Рисунок семьи»2. Суть этой методики сводится к предложению ребенку нарисовать свою семью и в последующей интерпретации рисунка исследователем. Во время рисования экспериментатор отмечает:
1) последовательность изображения деталей;
2) паузы более 15 с;
3) спонтанные высказывания ребенка;
4) его эмоциональные реакции.
После выполнения рисунка задаются уточняющие вопросы: кто здесь нарисован? Где они находятся? Что делают? Им весело или скучно? Почему? Кто из нарисованных людей самый счастливый и почему? Кто самый несчастный и почему? После беседы ребенку предлагается решить 6 ситуаций, из которых 3 должны выявить негативные чувства к членам семьи, а другие 3 — положительные. При интерпретации рисунка семьи следует иметь в виду, что подчас изображение имеет не прямой, а скрытый смысл. Так, студенткой МПУ был получен рисунок девочки-четвероклассницы, где она и ее родители были изображены в виде деревьев. Почему? Не только девочка, но и ее родители молодые, они еще растут. Но на маленьком дереве больше зеленых листьев, так как дочка все же моложе родителей. Дерево, изображающее папу, стоит прямо, а дерево-мама резко наклонилось и прикрывает своими ветвями маленькое деревце. Надо сказать, что в рисунках детей нередко отражается неблагополучие в семье3. Так, изображение зеленых драконов и чудовищ свидетельствует о наличии насильника в семье. В рисунках маленьких детей бывает и прямое изображение сексуального оскорбления по отношению к нему.
«Совместный тест Роршаха» используется для диагностики нарушений семейного общения. Недавно предложены для практического использования 2 методики: тест-опросник, применяемый для анализа семейного воспитания и профилактики нарушений воспитания (АСВ), и методика обобщения отношений в семье.
- 2. Биологическая трактовка природы и причин девиантного поведения. Социологическое объяснение девиации. Психологический подход к пониманию девиантного поведения.
- 3. Поведенческий, экологический, гуманистический подходы. Эмпирический подход к пониманию и диагностике отклоняющегося поведения.
- 4. Особенности девиантного поведения в раннем и дошкольном возрасте. Формы профилактики девиантного поведения в дошкольном возрасте.
- 5. Особенности девиантного поведения в младшем школьном возрасте. Формы профилактики девиантного поведения в младшем школьном возрасте.
- 6. Психологические механизмы формирования и характеристика девиантного поведения в подростковом возрасте. Формы профилактики в подростковом возрасте.
- 7. Психологические особенности лиц с социальной запущенностью и методы их диагностики.
- 8. Психологические особенности лиц с нарушениями поведения и их диагностика.
- 9. Психологические особенности лиц с аддиктивным поведением и их диагностика.
- 10. Психологические особенности лиц с алкоголизмом и их диагностика.
- 11. Психологические особенности лиц с наркозависимостью и их диагностика.
- 12. Психологические особенности лиц с токсической зависимостью и их диагностика.
- 13. Психологические особенности лиц с патохарактерологической девиацией и их диагностика.
- 14. Уровни превентивно-реабилитационной деятельности.
- 15. Принципы организации профилактической работы. Этапы разработки программы профилактики.
- Причины отклоняющегося поведения
- Цели и принципы поведенческой коррекции
- Методы коррекции эмоциональных состояний
- Методы саморегуляции
- Когнитивное переструктурирование
- Методы угашения нежелательного поведения.
- Методы формирования позитивного поведения
- Основные направления профилактической работы
- 1. Профилактическая работа с семьей
- 2. Воспитательно-педагогическая работа с детьми.
- 3. Организационно-методическая работа по профилактике зависимостей
- Содержание профилактической работы с подростками
- 20. Структура внутришкольной организации для предупреждения делинквентности. Основные психолого-педагогические подходы, формы и методы в организации превентивной практики в школах.
- 22. Ресоциализационная и реабилитационная деятельность специализированных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей.
- Задачи работы с родителями:
- Типичные ошибки семейного воспитания.
- Типология суицидов
- Особенности суицидального поведения детей и подростков
- Концепции формирования суицидов
- Суицидальная мотивация
- Интервенция как помощь при суициде