logo
Ответы по психологии девиантного поведения

Задачи работы с родителями:

• осуществление информационно-просветительской рабо­ты с целью профилактики дисгармонии семейных отно­шений и нарушений в семейном воспитании;

• осуществление диагностической работы с целью выявле­ния типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и гармоничности семейных отноше­ний в целом;

• осуществление комплексной коррекционной работы с семьей в целях восстановления здоровых взаимоотношений между ее членами и коррекции имеющихся отклонений в семейном воспитании.

Информационно-просветительская работа с родителями имеет целью профилактику, предупреждение возможных нарушений в семейных отношениях и семейном воспитании. С этой целью родителей необходимо знакомить с теми фор­мами семейных отношений и семейного воспитания, которые могут приводить к негативным отклонениям в поведении де­тей и подростков. По данным как отечественных, так и зарубежных ученых, нарушения системы семейного воспитания, дисгармония су­пружеских отношений являются основным патогенетическим фактором, обусловливающим возникновение девиаций в пове­дении детей и подростков. Дисгармония, дестабилизация семьи - это негативный характер супружеских отношений, выражающийся в конф­ликтном взаимодействии супругов. Семейный конфликт представляет собой сложное явление. Причинами его, с одной стороны, являются нарушения в сис­теме взаимоотношений - их холодность (отчужденность), конкурирующий характер, формальность, неравенство, с дру­гой - искажения в личных установках, ролевых ожиданиях. Объективно складывающиеся взаимоотношения в семье ха­рактеризуют структуру семьи, семейную целостность.

В здоровой семье устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формировании семейного «Мы», способности чле­нов семьи самостоятельно решать противоречия и конфликты.

В дисгармоничной семье равновесие во взаимоотношениях используется для того, чтобы избежать изменения, развития и связанных с этим тревог и потерь. Равновесие перестает быть формой адаптации семьи к задачам оптимального выпол­нения своих внешних и внутренних функций. Семейные узы оказываются лишь способом сохранения некоторого равновесия, на деле препятствующего развитию личности членов семьи и их взаимоотношений. Установление близких, дружеских, взаимозависимых контактов становится самодовлеющим и доминирующим требованием каждого чле­на семьи, реализуемым даже ценой сдерживания развития семьи в целом и каждой личности в отдельности, ухода от действительности и ее искажения.

Семьи с нарушенными взаимоотношениями не могут само­стоятельно решать возникающие в семейной жизни противо­речия и конфликты. В результате длительно существующего конфликта у членов семьи наблюдается снижение социальной и психологической адаптации, отсутствие способности к сов­местной деятельности (в частности, неспособность к согласо­ванности в вопросах воспитания детей). Уровень психологи­ческого напряжения в семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к эмоциональным нарушениям, возникновению не­вротических реакций, чувства постоянного беспокойства у ее членов и вызывая негативные отклонения в поведении детей.

Таким образом, дисгармония в супружеских отношениях создает неблагоприятный фон для эмоционального и личност­ного развития ребенка и может стать источником для возникно­вения отклоняющегося от нормы поведения детей и подростков.

Детско-родительские отношения, тип семейного воспитания так­же оказывают огромное влияние на формирование девиантного поведения у детей и подростков. Между поведением родителей и поведением детей прослеживается определенная зависимость: «принятие и любовь» порождает в ребенке чувство безопасности и способствует нормальному развитию личности, «явное отвержение» ведет к агрессивности и эмоци­ональной незрелости.

Информационно-просветительская работа с родителями дол­жна быть направлена на разъяснение влияния супружеских отношений и типа семейного воспитания на развитие негатив­ных отклонений в поведении детей и подростков. Эта работа может осуществляться как на федеральном, региональном уровнях, так и на уровне отдельных общеобразовательных учреждений. Формами такой работы могут быть лекции, семинары, беседы, тематические родительские собрания с при­влечением специалистов (психологов, медиков, юристов и др.).

Диагностическая работа с родителями. Целью здесь явля­ется диагностика типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и к собственной семье.Результаты диагностической работы не только дают специ­алисту информацию о возможных неблагополучиях в системе семейного воспитания, детско-родительских отношений, но и позволяют выявить область возможных проблем в тех семьях, где дисбаланс семейных отношений еще не наступил, но уже имеются некоторые негативные тенденции.

Диагностическая работа с родителями должна осуществ­ляться с учетом следующих принципов:

• полученная в результате диагностики информация долж­на интерпретироваться квалифицированными специалис­тами;

• полученная информация должна сохраняться в тайне от лиц, не участвующих в диагностическом процессе;

• сообщение результатов диагностики супругам должно про­водиться индивидуально с учетом этических норм психо­диагностического обследования.

Диагностическая работа может проводиться как группо­вым, так и индивидуальным методом, сообщение же результа­тов диагностики всегда осуществляется индивидуально.

В отечественной литературе существует достаточное коли­чество методик диагностики типа детско-родительских отно­шений и семейного воспитания, а также родительских установок. Среди них для профилактической работы пси­холога в этом направлении можно порекомендовать тест-опросник родительского отношения, опросник «Измерение родительских установок и реакций», опросник «Удовлетво­ренность браком», схему анализа особенностей и недос­татков семейного воспитания.

Коррекционная работа с семьей, имеющей ребенка с от­клоняющимся от нормы поведением. Понимание семьи как целостной системы позволяет распространить на нее широко известные положения, относящиеся к функционированию системных объектов:

• семья обладает сложным внутренним строением, своей психологической структурой;

• семья как целое определяет некоторые свойства и особен­ности входящих в нее индивидов;

• семейная система не является суммой входящих в нее индивидов;

• каждый индивид семейной системы влияет на других индивидов и сам находится под их влиянием;

• семейная система обладает способностью к саморегуляции. Понимание семьи как системы приводит, в свою очередь, к пониманию необходимости применения комплексного, сис­темного подхода к организации психолого-педагогической коррекции негативных отклонений в поведении детей и подростков. Только совместная работа со всеми членами семьи ребенка может привести к положительному результату.

Формы проведения коррекционной работы весьма разнооб­разны: это и групповая семейная психотерапия (работа с груп­пой из нескольких семейных пар), и индивидуальная психоте­рапевтическая работа с отдельной семьей или ее членом, и совместная групповая психотерапия детей и родителей. Семейная, индивидуальная и групповая психокоррекционные работы представляют собой стадии единого психотерапевти­ческого процесса, направленного на восстановление и укреп­ление психического единства личности посредством нормали­зации отношений в семье.

Научные методы изучения межличностных отношений в семье: наблюдение, беседа, анкетирование. В настоящее время для исследования положения ребенка в семье успешно применяются графические методики. Одной из наиболее эффективных и признанных является методика «Рисунок семьи»2. Суть этой методики сводится к предложению ребенку нарисовать свою семью и в последующей интерпретации рисунка исследователем. Во время рисования экспериментатор отмечает:

1) после­довательность изображения деталей;

2) паузы более 15 с;

3) спон­танные высказывания ребенка;

4) его эмоциональные реакции.

После выполнения рисунка задаются уточняющие вопросы: кто здесь нарисован? Где они находятся? Что делают? Им весело или скучно? Почему? Кто из нарисованных людей самый счастливый и почему? Кто самый несчастный и почему? После беседы ребен­ку предлагается решить 6 ситуаций, из которых 3 должны выявить негативные чувства к членам семьи, а другие 3 — положительные. При интерпретации рисунка семьи следует иметь в виду, что подчас изображение имеет не прямой, а скрытый смысл. Так, сту­денткой МПУ был получен рисунок девочки-четвероклассницы, где она и ее родители были изображены в виде деревьев. Почему? Не только девочка, но и ее родители молодые, они еще растут. Но на маленьком дереве больше зеленых листьев, так как дочка все же моложе родителей. Дерево, изображающее папу, стоит прямо, а дерево-мама резко наклонилось и прикрывает своими ветвями маленькое деревце. Надо сказать, что в рисунках детей нередко отражается неблагополучие в семье3. Так, изображение зеленых драконов и чудовищ свидетельствует о наличии насильника в се­мье. В рисунках маленьких детей бывает и прямое изображение сексуального оскорбления по отношению к нему.

«Совместный тест Роршаха» используется для диагностики на­рушений семейного общения. Недавно предложены для практичес­кого использования 2 методики: тест-опросник, применяемый для анализа семейного воспитания и профилактики нарушений воспи­тания (АСВ), и методика обобщения отношений в семье.