35 Системная семейная психотерапия
Семейной психотерапией называется особый вид психотерапии, направленный на коррекцию межличностных отношений и имеющий целью устранение эмоциональных расстройств в семье, наиболее выраженных у больного члена семьи. В ходе семейной терапии, продолжительность которой может колебаться от нескольких недель до даже нескольких лет, выделяют ряд этапов. Её длительность обусловливается тяжестью психических расстройств у “носителя симптома”, выраженностью межличностных конфликтов в семье, мотивацией членов семьи к достижению терапевтических изменений. Вначале семейная терапия проводится с частотой 1-2 сеанса в неделю, а затем встречи происходят 1 раз в 2 недели, а далее – 1 раз в 3 недели.
Часто в семейной терапии выделяют 4 этапа (Эйдемиллер, Юстицкис):
1) семеный диагноз, диагностический этап;
2) ликвидация семейного конфликта;
3) реконструктивный;
4) поддерживающий.
Крупнейшие представители этого направления – Мара Сельвини-Палаццоли, Клу Маданес, Сальвадор Минухин и др. В настоящее время системное направление считается одним из наиболее широко представленных, перспективных,экономически целесообразных и терапевтически эффективных направлений семейной терапии. Значительное влияние на развитие этого направления оказали положенияобщей теории систем Ильи Пригожина.
В системной семейной психотерапии семья рассматривается как целостная система, которая стремится к сохранению и эволюции сложившихся связей. На всём протяжении своего существования семьи проходят через закономерные кризисы развития (вступление в брак, отделение от родительских семей, беременность, рождение ребёнка, поступление ребёнка в дошкольные/школьные учреждения, окончание им школы и выбор своего жизненного пути, разрыв с родителями, уход родителей на пенсию и т.д.) Именно на этих отрезках своего существования семьи оказываются неспособными разрешать новые проблемы прежними способами и поэтому встают перед необходимостью усложнять свои приспособительные реакции.
Основные шаги семейной системной психотерапии выглядят следующим образом:
1. Объединение психотерапевта с семьёй, присоединение его к предъявляемой семьей структуре ролей.
2. Формулирование психотерапевтического запроса.
3. Реконструкция семейных отношений.
4. Завершение психотерапии и отсоединение.
Мара Сельвини-Палаццоли ввела такой принцип работы, когда бригада терапевтов разного пола работают с семьёй, а другие наблюдают за их работой, находясь за односторонне-прозрачным зеркалом. Единицей психотерапии является участие на всех сессиях всех ленов семьи, живущих под одной крышей. Частота встреч была 1 в месяц, всего до 10 сессий. Её метод был краток и внезапен, она использовала метод парадоксальных предписаний, стремилась вызывать изменения в семье внезапным решающим движением. Парадоксальное задание (иначе “инвариантное предписание”) разрабатывалось очень тщательно и вовлекало всех членов семьи в серию действий, противоречащих сложившимся в семье ригидным правилам и мифам.
- 26. Психологическое консультирование при птср.
- 27. Психологическое консультирование «немотивированных» клиентов.
- 28. Психологическое консультирование враждебно настроенных и агрессивных клиентов.
- 29. Психологическое консультирование асоциальных личностей.
- 30. Психологическое консультирование истерических личностей.
- 31. Психологическое консультирование при зависимостях.
- 32 Психологическое консультирование психически больных и членов их семей.
- 33 Психологическое консультирование жертв насилия. Семейное насилие.
- 34 Психологическое консультирование семейных пар
- 35 Системная семейная психотерапия
- 36 Психологическое консультирование родителей подростков
- 37 Отношения между родителями и взрослыми детьми
- 38. Психологическое консультирование пожилых людей.
- 39. Психологическое консультирование в младшей школе.
- 40. Психологическое консультирование подростков. Профориентация.
- 41. Нейропсихологический подход в коррекции.
- 42. Коррекция пространственных представлений.
- 43. Коррекция страхов у детей и взрослых.
- 44. Коррекция агрессивного поведения у детей и подростков.