Альберт Бандура: социально-когнитивная теория личности Биографический очерк
Альберт Бандура (род. 1925).
Альберт Бандура (Albert Bandura) родился в маленьком городе в провинции Альберта, Канада, в 1925 году. Сын фермера, поляка по происхождению, он посещал объединенную начальную и среднюю школу, в которой было только 20 учеников и два учителя. Вынужденный заниматься самообразованием, как и его одноклассники, Бандура вспоминает, что фактически каждый выпускник сделал успешную профессиональную карьеру. Летом он ремонтировал автомагистрали на необжитом Юконе. Опубликовано очень мало сведений о его детстве.
После средней школы Бандура посещал Университет провинции Британская Колумбия в Ванкувере, где получил степень бакалавра гуманитарных наук в 1949 году. После этого он продолжал обучение в Университете Айовы, где получил в 1951 году степень магистра гуманитарных наук и в 1952 году — степень доктора философии. Затем он прошел годовую клиническую интернатуру в Консультативном центре Уичиты, штат Канзас, и занял пост на факультете психологии в Стэнфордском университете.
На протяжении своей профессиональной деятельности Бандура активно занимался развитием социально-когнитивного подхода к изучению и пониманию личности. Он опубликовал несколько книг и бесчисленное множество научных статей, сделав огромный вклад в развитие гуманитарных наук. Его ранние книги «Подростковая агрессия» (1959) и «Социальное научение и развитие личности» (1963) были написаны в соавторстве с Ричардом Уолтерсом (Richard Walters), его первым студентом после получения степени доктора философии. Затем он опубликовал «Принципы модификации поведения» (1969), обширный обзор психосоциальных принципов, которые регулируют поведение. В 1969 году Бандура был назван действительным членом Центра углубленного изучения поведенческих наук в Стэнфордском университете. В это время он пишет книгу «Агрессия: анализ с позиции социального научения» (1973) и по собственному желанию работает над изучением субкультуры ежедневных волейбольных игр сотрудников Центра. Он также опубликовал работу под названием «Теория социального научения» (1971), краткое толкование ключевых концепций, которые помогают объяснить поведение. В двух своих недавних книгах «Социальная теория научения» (1977b) и «Социальные основы мышления и поведения» (1986) Бандура дает обзор современных теоретических и экспериментальных достижений, касающихся социально-познавательной модели личности.
Заслуги Бандуры в области развития психологии были высоко оценены. Он был избран президентом Американской психологической ассоциации в 1973 году. В 1980 году он получил награду Американской психологической ассоциации за Выдающиеся научные достижения и за «новаторские эксперименты во многих направлениях, включая нравственное развитие, научение через наблюдение, овладение страхом, лечебные стратегии, самоконтроль... процессы самоотношения и когнитивную регуляцию поведения... Его бодрость, сердечность и личный пример Вдохновили многих его студентов на активную деятельность» [American Psychologist, 1981, р. 27].
После почти 40 лет преподавательской и исследовательской деятельности Бандура занял специально для него созданный пост в Стэнфордском университете. Он и его жена Вирджиния получают наслаждение от оперы и симфонической музыки, любимое развлечение в пятницу — посещение одного из прекрасных ресторанов Сан-Франциско. Бандура также любит прогулки в горах Сьерры.
Сегодня Бандура — ведущий социально-когнитивный теоретик, признанный пионер модификации поведения и ведущий авторитет в том, что касается агрессивности и полоролевого развития. Его суждения имеют большое влияние на современную психологию, особенно в клинической и исследовательской областях, поэтому он заслуживает нашего особого внимания.
- Теории личности
- Компоненты теории личности
- 1. Структура личности
- 2. Мотивация
- 3. Развитие личности
- 4. Психопатология
- 5. Психическое здоровье
- 6. Изменение личности с помощью терапевтического воздействия
- Критерии оценки теории личности
- Основные положения, касающиеся природы человека
- Вопросы для обсуждения
- Глоссарий
- Библиография
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Исследование и оценка в психологии личности
- Метод анамнеза
- Корреляционный метод
- Экспериментальный метод
- Оценка личности
- Типы методов оценки
- Вопросы для обсуждения
- Глоссарий
- Библиография
- Рекомендуемая литература
- Альфред адлер и карл густав юнг
- Альфред Адлер: индивидуальная теория личности Биографический очерк
- Основные тезисы индивидуальной психологии
- 1. Индивидуум как единое и самосогласующееся целое
- 2. Человеческая жизнь как активное стремление к совершенству
- 3. Индивидуум как творческое и самоопределяющееся целое
- 4. Социальная принадлежность индивидуума
- 5. Индивидуальная субъективность
- Индивидуальная психология: основные концепции и принципы
- Основные положения Адлера относительно природы человека
- Эмпирическая валидизация концепций индивидуальной психологии
- Приложение: невроз и его лечение
- Карл Густав Юнг: аналитическая теория личности
- Биографический очерк
- Аналитическая психология: основные концепции и принципы
- Вопросы для обсуждения
- Глоссарий
- Библиография
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности: эрик эриксон, эрих фромм и карен хорни
- Эрик Эриксон: эго - теория личности Биографический очерк
- Эпигенетический принцип
- Развитие личности: психосоциальные стадии
- 1. Младенчество: базальное доверие-базальное недоверие
- 2. Раннее детство: автономия-стыд и сомнение
- 3. Возраст игры: инициативность-вина
- 4. Школьный возраст: трудолюбие-неполноценность
- 5. Юность: эго-идентичность-ролевое смешение
- 7. Средняя зрелость: продуктивность-инертность
- 8. Поздняя зрелость: эго-интеграция-отчаяние
- Основные положения Эриксона относительно природы человека
- Эмпирическая валидизация концепций психосоциальной теории
- Применение: американские подростки, или «Кто я такой?»
- Другие примеры пересмотра психоаналитической теории: акцент на культурных и межличностных факторах
- Эрих Фромм: гуманистическая теория личности
- Биографический очерк
- Гуманистическая теория: основные концепции и принципы
- Карен Хорни: социокультурная теория личности
- Биографический очерк
- Социокультурная теория: основные концепции и принципы
- Вопросы для обсуждения
- Глоссарий
- Библиография
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Диспозициональное направление в теории личности: гордон олпорт, рэймонд неттел и ганс айзенк
- Гордон Олпорт: диспозициональная теория личности Биографический очерк
- Что такое личность
- Концепция черты личности
- Проприум: развитие самости
- Функциональная автономия: прошлое - это прошлое
- Зрелая личность
- Основные положения Олпорта относительно природы человека
- Эмпирическая валидизация концепций теории черт личности
- Применение: изучение ценностей
- Подход к личности с позиции факторного анализа
- Рэймонд Кеттел: структурная теория черт личности
- Биографический очерк
- Теория черт личности: основные концепции и принципы
- Ганс Айзенк: теория типов личности
- Биографический очерк
- Основные концепции и принципы теории типов личности
- Вопросы для обсуждения
- Глоссарий
- Библиография
- Рекомендуемая литература
- Глава 7. Научающе-бихевиоральное направление в теории личности: б. Ф. Скиннер
- Б. Ф. Скиннер: теория оперантного научения Биографический очерк
- Подход Скиннера к психологии
- Респондентное и оперантное поведение
- Основные положения Скиннера относительно природы человека
- Эмпирическая валидизация концепций оперантного научения
- Применение: лечение, основанное на оперантном научении
- Вопросы для обсуждения
- Глоссарий
- Библиография
- Рекомендуемая литература
- Глава 8. Социально-когнитивное направление в теории личности: альберт бандура и джулиан роттер
- Альберт Бандура: социально-когнитивная теория личности Биографический очерк
- Основные принципы социально-когнитивной теории
- Научение через моделирование
- Подкрепление в научении через наблюдение
- Основные положения Бандуры относительно природы человека
- Эмпирическая валидизация социально-когнитивной теории
- Применение: «Власть человеку» - саморегулируемое изменение
- Джулиан Роттер: теория социального научения
- Биографический очерк
- Теория социального научения: основные концепции и принципы
- Вопросы для обсуждения
- Глоссарий
- Библиография
- Рекомендуемая литература
- Глава 9. Когнитивное направление в теории личности: джордж к келли
- Джордж Келли: когнитивная теория личности Биографический очерк
- Основы когнитивной теории
- Теория личностных конструктов: основные концепции и принципы
- Основной постулат и некоторые выводы из него
- Основные положения Келли относительно природы человека
- Эмпирическая валидизация концепций когнитивной теории
- Применение: Эмоциональные состояния, психические расстройства и терапия фиксированной роли
- Вопросы для обсуждения
- Глоссарий
- Библиография
- Рекомендуемая литература
- Глава 10. Гуманистическое направление в теории личности: абрахам маслоу
- Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности Биографический очерк
- Основные принципы гуманистической психологии
- Мотивация: иерархия потребностей
- Дефицитарная мотивация и мотивация роста
- Основные положения Маслоу относительно природы человека
- Эмпирическая валидизация концепций гуманистической теории
- Применение: Характеристики самоактуализирующихся людей
- Вопросы для обсуждения
- Глоссарий
- Библиография
- Рекомендуемая литература
- Глава 11. Феноменологическое направление в теории личности: карл роджерс
- Карл Роджерс: феноменологическая теория личности Биографический очерк
- Точка зрения Роджерса на природу человека
- Руководящий мотив в жизни: тенденция актуализации
- Феноменологическая позиция Роджерса
- Полноценно функционирующий человек
- Основные положения Роджерса относительно природы человека
- Эмпирическая валидизация концепций феноменологической теории
- Применение: Терапия, центрированная на человеке
- Вопросы для обсуждения
- Глоссарий
- Библиография
- Рекомендуемая литература
- Глава 12. Психология личности: новые направления
- Основные положения в ретроспективе
- Оценка теорий личности
- Наступление эры персонологии
- Новые перспективы в теоретическом и эмпирическом исследовании личности
- 1. Исследование когнитивных процессов и их взаимосвязь с другими аспектами психологического функционирования
- 2. Изучение взаимодействия ситуационных факторов и личностных переменных и их относительный вклад в поведение
- 3. Изучение нейрофизиологических, биохимических и генетических основ личности
- 4. Изучение развития личности в среднем и старшей возрасте
- 5. Изучение проблем, относящихся к практической деятельности человека
- Вопросы для обсуждения
- Глоссарий
- Библиография
- Рекомендуемая литература