Применение: американские подростки, или «Кто я такой?»
Эриксон применял свои теоретические взгляды в таких несхожих областях, как игровое поведение у детей [Erikson, 1937], детство в племенах американских индейцев [Erikson, 1945], социальное поведение подростков [Erikson, 1968a], проблемы идентичности у чернокожей молодежи [Erikson, 1964b] и нонконформизм в юности [Erikson, 1970]. Он придавал особое значение тому, как разнообразный социально-эмоциональный опыт влияет на формирование идентичности у подростков и в годы ранней зрелости. Больше чем какой-либо другой персонолог, Эриксон придавал значение эго-идентичности, как центральной психосоциальной проблеме, с которой сталкиваются подростки в современном американском обществе.
С точки зрения Эриксона, двумя основными вопросами, встающими перед современной молодежью, являются: «Кто я такой?» и «Как я впишусь в мир взрослых?» В культуре с жесткими социальными нормами (например, в странах ислама) , где действует большое количество предписанных социальных и половых ролей, эти проблемы идентичности минимизированы, поскольку невелик выбор возможностей. Здесь идентичность «даруется» молодежи, и соблюдение status quo просто подразумевается. Американское же общество предоставляет своей молодежи гораздо более широкое разнообразие потенциальных профессиональных, идеологических и социальных возможностей. В результате, американские подростки более уязвимы в отношении проблем идентичности именно потому, что у них действительно есть выбор. По предположению Эриксона, демократическая система в Америке порождает особенно серьезные проблемы, поскольку демократия требует идентичности в ключе «сделай себя сам». По этой причине на американской молодежи лежит значительная ответственность, связанная с осознанием того, кто они есть и как им найти свою собственную нишу в мире взрослых.
Когда демократия сочетается с технологически обусловленными искажениями социального мира, кризис идентичности усиливается. Наша технология требует продолжительного формального образования. Такое длительное обучение, часто связанное с финансовой зависимостью от родителей на время обучения в колледже, ощутимо удлиняет у подростков период осознавания того, как они живут и какой должна быть их взрослая жизнь. Проблема идентичности юных неизмеримо усложняется также и в связи с чрезвычайно быстрыми социальными изменениями, требующими пересмотра основных ценностей и норм. У американских подростков не только больше времени для поиска своей идентичности, но и больше альтернатив, из которых можно выбирать.
Кризис идентичности проявляется, по крайней мере в последнее время, в трех основных сферах поведения подростков. Это: 1) проблема выбора карьеры; 2) членство в группе сверстников; 3) употребление алкоголя и наркотиков.
Проблема выбора карьеры. По убеждению Эриксона, неспособность к профессиональному самоопределению является причиной серьезной озабоченности у многих молодых людей. Проще говоря, для того, чтобы принять решение о выборе профессии, подросток должен определить, что он собой представляет. Так как в нашем обществе различным видам профессиональной занятости соответствуют различные стили жизни, то выбор карьеры, по существу, превращается в выбор образа жизни в целом. Чтобы сделать правильный выбор, у молодых людей должно быть верное понимание себя, а также обоснованная оценка того, в какой области они могли бы наилучшим образом приспособиться к трудовой жизни. В конечном счете, выбор той или иной карьеры может сам по себе дать представление о том, личностью какого типа молодой человек или девушка хочет стать.
Колебания в выборе профессии у подростков часто являются проявлением более фундаментальной неопределенности в сфере их личной идентичности. Это особенно верно в отношении молодых женщин, которые, ввиду своего биологического предназначения, стоят перед необходимостью выбора: роль жены и матери или карьера, либо какая-то комбинация того и другого. Некоторые женщины, выбирающие первое, могут со временем поверить в то, что у них нет никакой эго-идентичности за пределами материнской роли. Так как традиционное общество часто диктует пассивное принятие «женских» ценностей и стремлений, современная женщина на пути к достижению идентичности переживает серьезный конфликт, связанный с профессиональной занятостью [Goldberg, 1983]. Молодые мужчины также испытывают интенсивное давление в связи с необходимостью делать карьеру. По сравнению с женщинами, на них потенциально более разрушительное действие оказывает конкурентная борьба за выгодные должности: чувство эго-идентичности и личной ценности у них часто висит на волоске.
Членство в группе сверстников. Даже в самых благополучных обстоятельствах время выработки четкой и позитивной эго-идентичности является трудным для подростков. Отвергая родителей как модели для собственной идентичности, подростки часто ищут альтернативный источник поддержки у сверстников, по мере того, как они пересматривают представление о самих себе. В нашей культуре в течение данного периода связи с группами сверстников особенно сильны; их влияние на ценности и установки подростков часто оказывается более значимым, чем влияние родителей, школы, религиозных организаций или любых других социальных структур [Maccoby, 1990]. Эти группы помогают молодым людям сохранить уверенность в себе в то время, когда они переживают поистине драматические физиологические и идеологические изменения. Осознавая свои чувства, а также переживая за своих сверстников, подростки развивают способность совладания с другими озадачивающими, а иногда и пугающими ситуациями.
Эриксон отмечал, что образование подростковых групп, единообразие одежды, телодвижений и мимики, так часто наблюдаемое в подростковых группах, является на самом деле защитой против запутанной, неопределенной идентичности [Erikson, 1968а]. Когда молодые юноши и девушки не осознают четко, что они собой представляют, подражание сверстникам в одежде и поведении дает им некоторое ощущение внутренней стабильности и безопасности. Кроме того, их украшения, стиль причесок и музыка символизируют дистанцированность от родителей и всего того, что связано с миром взрослых. Принадлежность к группам сверстников также обеспечивает возможность испытывать на себе влияние разных новых идеологических систем — политических, социальных, экономических и религиозных. По убеждению Эриксона, привлекательность для подростковых групп различных идеологий и альтернативных жизненных стилей во многом основывается на поиске идентичности. В частности, они находятся в поиске новых личных ценностей, поскольку необходимо найти замену детским правилам. Более того, приобретение умения разделять новые убеждения и действовать в соответствии с новой системой социальных ценностей во время подросткового экспериментирования, а также возможность отвергания старой идеологии может упрочивать возникающее у подростка чувство идентичности.
Алкоголь и наркотики. Чрезвычайно широкое распространение всевозможных наркотических средств, используемых для развлечения, из которых наиболее распространен алкоголь, показывает, что не существует простого объяснения тому, какие факторы приводят подростков к употреблению или зависимости от алкоголя и наркотиков. Непосредственное и долговременное влияние любого наркотика зависит в определенной степени от личности человека, его употребляющего, от его настроения, мотивации, предыдущего опыта приема наркотиков, массы тела и физиологических особенностей, дозы и силы действия наркотика, способа его употребления и обстоятельств, в которых наркотик принимается [Leavitt, 1982]. Эффект наркотика различен не только у разных людей, но и у одного и того же человека в различных ситуациях.
После того, как употребление подростками наркотиков достигло драматически высокого уровня в 60-х и начале 70-х годов, в 80-е годы оно уменьшилось. Результаты национального исследования распространения наркотиков среди старшеклассников в США [Johnston et al., 1988] показывают: уровень употребления наркотиков оставался в основном стабильным в 1980-х, а прием марихуаны и седативных препаратов — даже снизился. Эти данные обнадеживают, хотя нет сомнений в том, что широкое распространение алкоголя и наркотиков мы будем наблюдать и в обозримом будущем.
В зависимости от конкретного человека и конкретного наркотика мотивы начала употребления наркотиков, а также продолжения их приема могут быть разными: от любопытства, поиска острых ощущений, давления сверстников и желания заслужить их одобрение, бегства от стресса и бунта против авторитетов до более философских обоснований, таких как стремление к самопознанию, самосовершенствованию, творчество, духовное просветление и расширение границ познания. Если эти мотивы рассматривать в контексте теории Эриксона, то станет понятна их связь с чувством недостаточной идентичности. Молодые люди, не знающие, что они собой представляют, могут найти опыт приема алкоголя и наркотиков весьма привлекательным в «нащупывании» внешних границ своего «Я». Они предполагают, что сумеют обнаружить такое измерение себя, которое ускользает от них именно тогда, когда они находятся в трезвом, «правильном» мире.
Употребление алкоголя и наркотиков может также временно ослаблять эмоциональные стрессы, сопровождающие кризис идентичности. Колеблясь в выборе профессии, конфликтуя с родителями, вступая в хрупкие и ненадежные отношения со сверстниками, юноши и девушки могут относиться к наркотикам как к средству, помогающему немедленно выйти за пределы себя. Более того, когда они находятся в одной компании со сверстниками, употребляющими наркотики, нетрудно понять, как на них можно «надавить», особенно если еще и статус в группе зависит от употребления наркотика. Человек с установившейся эго-идентичностыо может сопротивляться подобному давлению, а подросткам с диффузной идентичностью, вероятно, трудно не подчиниться.
Было бы ошибочным полагать, что все грани поведения подростков можно объяснить с позиции теории Эриксона. Тем не менее, концепция кризиса идентичности представляет собой выдающийся теоретический подход, позволяющий понять множество психологических проблем подросткового периода. Пытаясь объяснить основные линии психосоциального развития, Эриксон внес большой и прочный вклад в теорию личности.
- Теории личности
- Компоненты теории личности
- 1. Структура личности
- 2. Мотивация
- 3. Развитие личности
- 4. Психопатология
- 5. Психическое здоровье
- 6. Изменение личности с помощью терапевтического воздействия
- Критерии оценки теории личности
- Основные положения, касающиеся природы человека
- Вопросы для обсуждения
- Глоссарий
- Библиография
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Исследование и оценка в психологии личности
- Метод анамнеза
- Корреляционный метод
- Экспериментальный метод
- Оценка личности
- Типы методов оценки
- Вопросы для обсуждения
- Глоссарий
- Библиография
- Рекомендуемая литература
- Альфред адлер и карл густав юнг
- Альфред Адлер: индивидуальная теория личности Биографический очерк
- Основные тезисы индивидуальной психологии
- 1. Индивидуум как единое и самосогласующееся целое
- 2. Человеческая жизнь как активное стремление к совершенству
- 3. Индивидуум как творческое и самоопределяющееся целое
- 4. Социальная принадлежность индивидуума
- 5. Индивидуальная субъективность
- Индивидуальная психология: основные концепции и принципы
- Основные положения Адлера относительно природы человека
- Эмпирическая валидизация концепций индивидуальной психологии
- Приложение: невроз и его лечение
- Карл Густав Юнг: аналитическая теория личности
- Биографический очерк
- Аналитическая психология: основные концепции и принципы
- Вопросы для обсуждения
- Глоссарий
- Библиография
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности: эрик эриксон, эрих фромм и карен хорни
- Эрик Эриксон: эго - теория личности Биографический очерк
- Эпигенетический принцип
- Развитие личности: психосоциальные стадии
- 1. Младенчество: базальное доверие-базальное недоверие
- 2. Раннее детство: автономия-стыд и сомнение
- 3. Возраст игры: инициативность-вина
- 4. Школьный возраст: трудолюбие-неполноценность
- 5. Юность: эго-идентичность-ролевое смешение
- 7. Средняя зрелость: продуктивность-инертность
- 8. Поздняя зрелость: эго-интеграция-отчаяние
- Основные положения Эриксона относительно природы человека
- Эмпирическая валидизация концепций психосоциальной теории
- Применение: американские подростки, или «Кто я такой?»
- Другие примеры пересмотра психоаналитической теории: акцент на культурных и межличностных факторах
- Эрих Фромм: гуманистическая теория личности
- Биографический очерк
- Гуманистическая теория: основные концепции и принципы
- Карен Хорни: социокультурная теория личности
- Биографический очерк
- Социокультурная теория: основные концепции и принципы
- Вопросы для обсуждения
- Глоссарий
- Библиография
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Диспозициональное направление в теории личности: гордон олпорт, рэймонд неттел и ганс айзенк
- Гордон Олпорт: диспозициональная теория личности Биографический очерк
- Что такое личность
- Концепция черты личности
- Проприум: развитие самости
- Функциональная автономия: прошлое - это прошлое
- Зрелая личность
- Основные положения Олпорта относительно природы человека
- Эмпирическая валидизация концепций теории черт личности
- Применение: изучение ценностей
- Подход к личности с позиции факторного анализа
- Рэймонд Кеттел: структурная теория черт личности
- Биографический очерк
- Теория черт личности: основные концепции и принципы
- Ганс Айзенк: теория типов личности
- Биографический очерк
- Основные концепции и принципы теории типов личности
- Вопросы для обсуждения
- Глоссарий
- Библиография
- Рекомендуемая литература
- Глава 7. Научающе-бихевиоральное направление в теории личности: б. Ф. Скиннер
- Б. Ф. Скиннер: теория оперантного научения Биографический очерк
- Подход Скиннера к психологии
- Респондентное и оперантное поведение
- Основные положения Скиннера относительно природы человека
- Эмпирическая валидизация концепций оперантного научения
- Применение: лечение, основанное на оперантном научении
- Вопросы для обсуждения
- Глоссарий
- Библиография
- Рекомендуемая литература
- Глава 8. Социально-когнитивное направление в теории личности: альберт бандура и джулиан роттер
- Альберт Бандура: социально-когнитивная теория личности Биографический очерк
- Основные принципы социально-когнитивной теории
- Научение через моделирование
- Подкрепление в научении через наблюдение
- Основные положения Бандуры относительно природы человека
- Эмпирическая валидизация социально-когнитивной теории
- Применение: «Власть человеку» - саморегулируемое изменение
- Джулиан Роттер: теория социального научения
- Биографический очерк
- Теория социального научения: основные концепции и принципы
- Вопросы для обсуждения
- Глоссарий
- Библиография
- Рекомендуемая литература
- Глава 9. Когнитивное направление в теории личности: джордж к келли
- Джордж Келли: когнитивная теория личности Биографический очерк
- Основы когнитивной теории
- Теория личностных конструктов: основные концепции и принципы
- Основной постулат и некоторые выводы из него
- Основные положения Келли относительно природы человека
- Эмпирическая валидизация концепций когнитивной теории
- Применение: Эмоциональные состояния, психические расстройства и терапия фиксированной роли
- Вопросы для обсуждения
- Глоссарий
- Библиография
- Рекомендуемая литература
- Глава 10. Гуманистическое направление в теории личности: абрахам маслоу
- Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности Биографический очерк
- Основные принципы гуманистической психологии
- Мотивация: иерархия потребностей
- Дефицитарная мотивация и мотивация роста
- Основные положения Маслоу относительно природы человека
- Эмпирическая валидизация концепций гуманистической теории
- Применение: Характеристики самоактуализирующихся людей
- Вопросы для обсуждения
- Глоссарий
- Библиография
- Рекомендуемая литература
- Глава 11. Феноменологическое направление в теории личности: карл роджерс
- Карл Роджерс: феноменологическая теория личности Биографический очерк
- Точка зрения Роджерса на природу человека
- Руководящий мотив в жизни: тенденция актуализации
- Феноменологическая позиция Роджерса
- Полноценно функционирующий человек
- Основные положения Роджерса относительно природы человека
- Эмпирическая валидизация концепций феноменологической теории
- Применение: Терапия, центрированная на человеке
- Вопросы для обсуждения
- Глоссарий
- Библиография
- Рекомендуемая литература
- Глава 12. Психология личности: новые направления
- Основные положения в ретроспективе
- Оценка теорий личности
- Наступление эры персонологии
- Новые перспективы в теоретическом и эмпирическом исследовании личности
- 1. Исследование когнитивных процессов и их взаимосвязь с другими аспектами психологического функционирования
- 2. Изучение взаимодействия ситуационных факторов и личностных переменных и их относительный вклад в поведение
- 3. Изучение нейрофизиологических, биохимических и генетических основ личности
- 4. Изучение развития личности в среднем и старшей возрасте
- 5. Изучение проблем, относящихся к практической деятельности человека
- Вопросы для обсуждения
- Глоссарий
- Библиография
- Рекомендуемая литература