Биографический очерк
Рэймонд Б. Кеттел (род. 1905).
Рэймонд Бернард Кеттел (Raymond Bernard Cattell) родился в 1905 году в Стаффордшире, Англия. В своей автобиографии он вспоминает, что его детские годы были счастливыми и наполненными такими занятиями, как хождение под парусами, исследование пещер и плавание [Cattell, 1974]. Однако относительное спокойствие его детства было прервано, когда Англия вступила в первую мировую войну. Военный госпиталь находился по соседству с их домом, и девятилетний Кеттел видел сотни раненых солдат, возвращающихся из Франции. Позднее он осознал, какой отпечаток оставили на его собственной жизни эти переживания детских лет: «Постоянно и беззвучно в мою жизнь входило неизменное чувство серьезности, основанное на ощущении, что вряд ли позволительно быть менее самоотверженным, чем эти раненые солдаты, и нового чувства для мальчишки — быстротечности человеческой жизни и необходимости совершенствования ее по мере возможности» [Cattell, 1974, р. 63].
В 16 лет Кеттел поступил в Королевский колледж Лондонского университета, где обучался главным образом физике и химии. За несколько месяцев до окончания и получения диплома с отличием он обнаружил, что профессиональная подготовка по физическим наукам не отвечает его возросшему интересу к социальным проблемам. Игнорируя советы друзей и одноклассников, Кеттел решает посвятить свой диплом, да и карьеру, психологии. В 1929 году он получает звание доктора философии в Лондонском университете. Будучи студентом-дипломником, он работал в качестве научного ассистента у Чарльза Спирмена, знаменитого британского психолога, разработавшего метод факторного анализа.
После получения докторского звания в области психологии в течение пяти лет (1932-1937) Кеттел работал директором психологической клиники в Англии, после чего уехал в Нью-Йорк, где провел год, работая адъюнкт-профессором вместе с человеком большой эрудиции, теоретиком Колумбийского университета Е. Л. Торндайком. С этого времени он остается в Соединенных Штатах. В 1938 году он поступает работать на факультет Университета Кларка, где в то время профессором психологии работал Г. Стэнли Холл, а затем в 1941 году занимает должность лектора психологии в Гарварде. В 1945 году Кеттел перешел в Университет Иллинойса, где и оставался в течение почти 30 лет в должности директора лаборатории личности и группового анализа. В 1973 году Кеттел оставил свою должность в Университете Иллинойса и переехал в Боулдер, штат Колорадо, где основал Институт по исследованию основ морали и самореализации. С 1977 года он становится консультирующим профессором при Гавайском университете, а также почетным профессором в Иллинойсе. Он все еще активно участвует в исследовательской работе и пишет научные труды.
Один из наиболее плодовитых теоретиков в области изучения личности, Кеттел опубликовал за свою карьеру около 35 книг и 400 исследовательских статей. Наиболее достойны внимания следующие его книги: «Описание и измерение личности» (1946); «Личность: системное теоретическое и фактическое исследование» (1950); «Научный анализ личности» (1965); «Наследование личности и способностей» (1982) и «Бейондизм: религия от науки» (1987).
- Теории личности
- Компоненты теории личности
- 1. Структура личности
- 2. Мотивация
- 3. Развитие личности
- 4. Психопатология
- 5. Психическое здоровье
- 6. Изменение личности с помощью терапевтического воздействия
- Критерии оценки теории личности
- Основные положения, касающиеся природы человека
- Вопросы для обсуждения
- Глоссарий
- Библиография
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Исследование и оценка в психологии личности
- Метод анамнеза
- Корреляционный метод
- Экспериментальный метод
- Оценка личности
- Типы методов оценки
- Вопросы для обсуждения
- Глоссарий
- Библиография
- Рекомендуемая литература
- Альфред адлер и карл густав юнг
- Альфред Адлер: индивидуальная теория личности Биографический очерк
- Основные тезисы индивидуальной психологии
- 1. Индивидуум как единое и самосогласующееся целое
- 2. Человеческая жизнь как активное стремление к совершенству
- 3. Индивидуум как творческое и самоопределяющееся целое
- 4. Социальная принадлежность индивидуума
- 5. Индивидуальная субъективность
- Индивидуальная психология: основные концепции и принципы
- Основные положения Адлера относительно природы человека
- Эмпирическая валидизация концепций индивидуальной психологии
- Приложение: невроз и его лечение
- Карл Густав Юнг: аналитическая теория личности
- Биографический очерк
- Аналитическая психология: основные концепции и принципы
- Вопросы для обсуждения
- Глоссарий
- Библиография
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности: эрик эриксон, эрих фромм и карен хорни
- Эрик Эриксон: эго - теория личности Биографический очерк
- Эпигенетический принцип
- Развитие личности: психосоциальные стадии
- 1. Младенчество: базальное доверие-базальное недоверие
- 2. Раннее детство: автономия-стыд и сомнение
- 3. Возраст игры: инициативность-вина
- 4. Школьный возраст: трудолюбие-неполноценность
- 5. Юность: эго-идентичность-ролевое смешение
- 7. Средняя зрелость: продуктивность-инертность
- 8. Поздняя зрелость: эго-интеграция-отчаяние
- Основные положения Эриксона относительно природы человека
- Эмпирическая валидизация концепций психосоциальной теории
- Применение: американские подростки, или «Кто я такой?»
- Другие примеры пересмотра психоаналитической теории: акцент на культурных и межличностных факторах
- Эрих Фромм: гуманистическая теория личности
- Биографический очерк
- Гуманистическая теория: основные концепции и принципы
- Карен Хорни: социокультурная теория личности
- Биографический очерк
- Социокультурная теория: основные концепции и принципы
- Вопросы для обсуждения
- Глоссарий
- Библиография
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Диспозициональное направление в теории личности: гордон олпорт, рэймонд неттел и ганс айзенк
- Гордон Олпорт: диспозициональная теория личности Биографический очерк
- Что такое личность
- Концепция черты личности
- Проприум: развитие самости
- Функциональная автономия: прошлое - это прошлое
- Зрелая личность
- Основные положения Олпорта относительно природы человека
- Эмпирическая валидизация концепций теории черт личности
- Применение: изучение ценностей
- Подход к личности с позиции факторного анализа
- Рэймонд Кеттел: структурная теория черт личности
- Биографический очерк
- Теория черт личности: основные концепции и принципы
- Ганс Айзенк: теория типов личности
- Биографический очерк
- Основные концепции и принципы теории типов личности
- Вопросы для обсуждения
- Глоссарий
- Библиография
- Рекомендуемая литература
- Глава 7. Научающе-бихевиоральное направление в теории личности: б. Ф. Скиннер
- Б. Ф. Скиннер: теория оперантного научения Биографический очерк
- Подход Скиннера к психологии
- Респондентное и оперантное поведение
- Основные положения Скиннера относительно природы человека
- Эмпирическая валидизация концепций оперантного научения
- Применение: лечение, основанное на оперантном научении
- Вопросы для обсуждения
- Глоссарий
- Библиография
- Рекомендуемая литература
- Глава 8. Социально-когнитивное направление в теории личности: альберт бандура и джулиан роттер
- Альберт Бандура: социально-когнитивная теория личности Биографический очерк
- Основные принципы социально-когнитивной теории
- Научение через моделирование
- Подкрепление в научении через наблюдение
- Основные положения Бандуры относительно природы человека
- Эмпирическая валидизация социально-когнитивной теории
- Применение: «Власть человеку» - саморегулируемое изменение
- Джулиан Роттер: теория социального научения
- Биографический очерк
- Теория социального научения: основные концепции и принципы
- Вопросы для обсуждения
- Глоссарий
- Библиография
- Рекомендуемая литература
- Глава 9. Когнитивное направление в теории личности: джордж к келли
- Джордж Келли: когнитивная теория личности Биографический очерк
- Основы когнитивной теории
- Теория личностных конструктов: основные концепции и принципы
- Основной постулат и некоторые выводы из него
- Основные положения Келли относительно природы человека
- Эмпирическая валидизация концепций когнитивной теории
- Применение: Эмоциональные состояния, психические расстройства и терапия фиксированной роли
- Вопросы для обсуждения
- Глоссарий
- Библиография
- Рекомендуемая литература
- Глава 10. Гуманистическое направление в теории личности: абрахам маслоу
- Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности Биографический очерк
- Основные принципы гуманистической психологии
- Мотивация: иерархия потребностей
- Дефицитарная мотивация и мотивация роста
- Основные положения Маслоу относительно природы человека
- Эмпирическая валидизация концепций гуманистической теории
- Применение: Характеристики самоактуализирующихся людей
- Вопросы для обсуждения
- Глоссарий
- Библиография
- Рекомендуемая литература
- Глава 11. Феноменологическое направление в теории личности: карл роджерс
- Карл Роджерс: феноменологическая теория личности Биографический очерк
- Точка зрения Роджерса на природу человека
- Руководящий мотив в жизни: тенденция актуализации
- Феноменологическая позиция Роджерса
- Полноценно функционирующий человек
- Основные положения Роджерса относительно природы человека
- Эмпирическая валидизация концепций феноменологической теории
- Применение: Терапия, центрированная на человеке
- Вопросы для обсуждения
- Глоссарий
- Библиография
- Рекомендуемая литература
- Глава 12. Психология личности: новые направления
- Основные положения в ретроспективе
- Оценка теорий личности
- Наступление эры персонологии
- Новые перспективы в теоретическом и эмпирическом исследовании личности
- 1. Исследование когнитивных процессов и их взаимосвязь с другими аспектами психологического функционирования
- 2. Изучение взаимодействия ситуационных факторов и личностных переменных и их относительный вклад в поведение
- 3. Изучение нейрофизиологических, биохимических и генетических основ личности
- 4. Изучение развития личности в среднем и старшей возрасте
- 5. Изучение проблем, относящихся к практической деятельности человека
- Вопросы для обсуждения
- Глоссарий
- Библиография
- Рекомендуемая литература