Опыт переживаний детства семья может влиять на развитие антисоциальных диспозиций
Множество исследований свидетельствует о влиянии семьи на развитие антиобщественных наклонностей. Я начну с обзора некоторых статистических данных, представленных У. и Дж. Маккорд. Читателю может быть интересно узнать предысторию этих исследований, так как я не раз буду обращаться в этой главе к их данным.
Как раз перед началом Второй мировой войны в Бостоне, Массачусетсе, а также в предместьях Кембриджа и Сомервиля был проведен эксперимент с целью определить, можно ли при помощи социальной работы с семьями ослабить антиобщественные тенденции у подростков из рабочей среды. В период между 1939 и 1945 годами исследованием было охвачено около 230 детей в возрасте от 5 до 13 лет. Данных, свидетельствующих о том, что подобная социальная работа может редуцировать подростковую преступность, получено не было1.
_____________
1 Кембридж-Сомервильский проект и его результаты описаны в: Powers and Witmer (1951).
Тем не менее, надеясь, что из протоколов социальных работников все же можно извлечь какую-то пользу, авторы исследования проследили дальнейшую историю жизни этих детей и подростков в период от 1975 до 1979 годов. Прежде всего Маккордов интересовал вопрос, позволяют ли семейные условия жизни этих людей в детские годы прогнозировать вероятность того, что они станут выражено агрессивными и антисоциальными личностями.
Не вдаваясь в детали исследования, я хочу лишь отметить, что авторы выявили явное влияние обращения родителей со своими сыновьями на вероятность того, что во взаимодействиях со сверстниками и учителями мальчики станут теми, кого я называю эмоционально-реактивными агрессорами. Семейные условия, таким Образом, в немалой степени определяет, с какой готовностью и как часто подростки ведут себя агрессивно, сталкиваясь с противодействием или угрозой. Джоан Маккорд позже еще раз проанализировала отчеты социальных работников с тем, чтобы определить, связаны ли воспитательные методы, применявшиеся родителями до окончания подросткового возраста детей, с их криминальными действиями в последующие 30 лет. Сложный статистический анализ, данными для которого послужили поведение родителей по отношению к детям и их личностные характеристики, выявил такую связь для почти 75% случаев. Другими словами, по крайней мере для некоторых людей ранний опыт семейного воспитания в значительной степени определяет их дальнейшие жизненные пути и даже может существенно повлиять на шансы стать правонарушителями. На основе своих данных и результатов ряда других исследований, проведенных в нескольких странах, Маккорд пришла к заключению, что воспитание ребенка часто оказывает «длительное воздействие» на развитие антисоциальных наклонностей (J.McCord, 1979,1986;McCord,McCord&Howard, 1961).
- #Image 1111011043240 left s##image 1111011043320 right s#Леонард Берковиц. Агрессия: причины, последствия и контроль Лучший в мире учебник по психологии агрессии
- Об авторе
- Предисловие редактора
- Предисловие
- Глава 1. Проблема агрессии
- Что такое агрессия? слишком много значений
- Следуя значениям обыденной речи
- Определение агрессии без учета мотивационных предпосылок
- Агрессия как неправильное поведение
- Цели агрессии
- Цели агрессии, не связанные с причинением ущерба
- Разнообразие агрессивных целей
- Желание причинить ущерб
- Определение, принятое в данной книге
- Всегда ли причинение ущерба является первичной целью?
- Другие классификации
- Некоторые замечания по поводу гнева, враждебности и агрессивности
- Гнев отличается от агрессии
- Враждебность
- Агрессивность
- Часть1.Эмоциональнаяагрессия
- Что такое эмоциональная агрессия?
- Импульсивная (или экспрессивная) эмоциональная агрессия
- Другие возможные агрессивные цели
- Они могут также хотеть причинить вред
- Глава 2следствия фрустраций
- Гипотеза «фрустрация - агрессия», 1939
- Определение и основные положения
- Применение концепции «фрустрация - агрессия»
- Все ли виды фрустрации порождают агрессию?
- Только произвольные (незаконные) фрустрации
- Фрустрации, приписываемые намеренно плохому поведению другого лица
- Почему атрибуции могут влиять на агрессивные реакции
- Даже непреднамеренная фрустрация может привести к агрессии
- Наблюдения в естественных условиях
- Экспериментальные данные
- Некоторые условия, повышающие вероятность агрессивных реакций на фрустрацию
- Пересмотр концепции «фрустрация - агрессия»
- Влияние атрибуции на интенсивность недовольства
- Сравнимы ли фрустрации и оскорбления
- Глава 3.Мы становимся злыми,когда нам плохо
- Негативный аффект как источник эмоциональной агрессии
- Исследования обусловленной болевым воздействием агрессии у животных
- Тенденции к борьбе и бегству могут действовать одновременно
- Является ли целью агрессии, которая стимулирована болью, только лишь прекращение болевого воздействия?
- Аверсивные события как источник человеческой агрессии
- Огромное разнообразие негативных условий, способных провоцировать агрессию
- Агрессия направлена не только на устранение аверсивного события
- Негативные аффекты, агрессивные тенденции и гнев
- Негативный аффект, но не стресс
- Краткое резюме представленной теоретической модели
- Гнев часто сопровождает другие негативные эмоции
- Гнев часто сосуществует с другими негативными эмоциями
- Некоторые ограничения
- Всели негативные чувства подобны друг другу?
- Импульсивная агрессия: роль агрессивных ключевых сигналов
- Реакции на внешние ключевые сигналы
- «Эффект оружия» как пример реакций на агрессивные ключевые стимулы
- Ключевые стимулы (сигналы), ассоциированные с аверсивными событиями
- Связь доступной мишени с неудовольствием
- Глава 4. Мышление, и не только когниции и эмоции
- Теории эмоций чем определяется эмоциональное состояние?
- Когнитивные концепции эмоций Какие интерпретации продуцируют гнев?
- Экспериментальное подтверждение роли атрибуций в детерминировании эмоций
- Двухфакторная теория эмоций Шехтера—Зингера
- Эксперименты сложной атрибуцией
- Атрибуции при переносе возбуждения
- Атрибуции и влияние информации о смягчающих обстоятельствах
- Атрибутивные эффекты с точки зрения концепции ассоциативной сети
- Свидетельства о некогнитивных влияниях на эмоции
- Следствия экспрессивных реакций
- Теория эмоций Джеймса—Ланге
- Следствия выражений лица и других мышечных реакций
- Телесные реакции и когниции: модель ассоциативной сети
- Проявление признаков гнева
- Настроения могут влиять на мысли
- Враждебные мысли могут порождаться неприятными чувствами
- Значение мыслей
- Сохранение враждебности: негативные влияния «пережевывания» в мыслях того, что произошло
- Заострение и усиление негативной концепции
- Мысли могут стимулировать чувство гнева и агрессивные побуждения
- Понятие «прайминга» (priming)
- Мысли влияют на сдерживание агрессии
- Анонимность, риск быть пойманным и самоконтроль
- Почему люди могут придерживаться неагрессивных стандартов поведения и все же быть агрессивными
- Вне зоны осознания
- Игнорирование несовместимостей
- Часть 2. Агрессивная личность
- Глава 5. Идентификация склонности к насилию
- Действительно ли некоторые люди имеютустойчивую склонность к агрессивному поведению? Противоречия в вопросе о существовании черт агрессивности
- Два вида последовательности
- Примеры различных форм одновременной последовательности
- Последовательность в лабораторных опытах и в «реальной жизни»
- Последовательность в формах агрессии (генерализация реакции) в повседневной жизни
- Последовательность в различных ситуациях: сочетание генерализации стимула и реакции
- Стабильность агрессивного поведения в течение нескольких лет: длительная последовательность
- Обзор исследований длительной стабильности агрессии Ольвеуса
- Два заслуживающих внимания исследования
- Как действуют агрессивные личности
- Разные типы агрессивных людей
- Эмоционально-реактивный и инструментальный тип постоянного агрессора
- Некоторые примеры агрессоров с инструментальной направленностью
- Эмоционально-реактивные агрессоры
- Личность а-типа — реактивно-агрессивная
- Глава 6. Развитие склонности к насилию Влияние семьи и сверстников на развитие агрессивности
- Опыт переживаний детства семья может влиять на развитие антисоциальных диспозиций
- Какие способы воспитания детей способствуют развитию антисоциальных наклонностей?
- Прямые влияния на развитие агрессивности вознаграждение за агрессию
- Вознаграждения, получаемые не от жертвы, а от других людей
- Вознаграждения, исходящие от жертвы
- Неблагоприятные условия, создаваемые родителями
- Насколько эффективно применение наказаний в дисциплинировании детей?
- Три родительских стиля воспитания, выделенных д. Баумринд и три предположительно обусловленных ими соответствующих паттерна поведения ребенка
- Модифицированная таблица из: Baumrind(1973).
- Интеграция: анализ социального научения Паттерсона
- Непрямые влияния
- Конфликт в семье Распавшиеся семьи порождают делинквентность?
- Влияние моделирования «Делай, как я»: предоставление детям примеров для подражания
- Часть 3. Насилие в обществе число убийств стремительно растет во всех крупных городах сша
- Глава 7. Насилие в масс-медиа занимательно, информативно, поучительно и... Опасно?
- Насилие на экранах и печатных страницах: немедленный эффект преступления-имитации: заразность насилия «Эпидемия преступлений распространяется по линиям телеграфа»
- Статистические данные о заразности насилия
- Исследования д. Филипса о заразности насилия
- Экспериментальные исследования кратковременного воздействия сцен насилия в масс-медиа Увеличивает ли насилие в средствах массовой информации вероятность проявления агрессине?
- Насилие в средствах массовой информации под микроскопом: когда и почему «агрессивные» фильмы влияют на агрессивность
- Растормаживание и десенсибилизация эффектов от наблюдаемой агрессии
- Насилие в сми: длительные эффекты при повторяющемся воздействии
- Формирование представлений об обществе у детей Тезис о культивировании
- Приобретение агрессивных наклонностей
- Понять «почему?»: формирование социальных сценариев
- «Сценарная» концепция эффектов от просмотра телепередач со сценами насилия
- Ослабление вредного влияния насилия, показанного по телевидению
- Глава 8. Насилие в семье
- Ежегодные данные об абсолютном и относительном числе случаев применения насилия в семье
- Объяснение причин применения насилия в семье взгляды на проблему насилия в семье
- Факторы, толкающие к применению насилия в семье
- Ссылки на результаты исследований Социальные нормы и общественные ценности
- Нормы не являются достаточными предпосылками насилия
- Предыстория семьи и личная предрасположенность
- Влияние стресса и негативной эмоциональной реакции на применение насилия в семье
- Особенности конфликта, способные стать катализаторами насилия
- Глава 9. Убийства
- В 8 из 20 крупнейших городов сша произошло рекордное количество убийств
- Введение
- Закон, убийство, предумышленное убийство
- Какие типы убийств чаще всего совершаются в Соединенных Штатах Америки
- Различные случаи провоцирования убийств
- Условия, при которых совершаются убийства
- Личная предрасположенность Склонны ли убийцы к насилию?
- Можно ли разделить убийц на категории?
- Некоторые размышления по поводу предсказания опасности
- Социальное влияние
- Социально-экономические факторы, вызывающие стресс
- Социальная дезорганизация
- Влияние субкультуры, общих норм и ценностей
- Взаимодействие при совершении насилия
- Различные типы взаимодействия при совершении насилия
- Послевоенные изменения уровня убийств как функция относительного количества погибших в сражениях и исхода войны
- Убийство незнакомого человека: инструментальная агрессия
- Убийство при конфликте: эмоциональная агрессия
- Часть 4. Контроль над агрессией
- Различные рекомендации
- Использование наказания для сдерживания насилия наказание: «за» и «против»
- Аргументы против наказания как сдерживающего средства
- Наказание может быть сдерживающим средством — иногда
- Удерживает ли наказание от применения насилия?
- Пример: аресты, удерживающие от применения физического насилия в семье
- Строгость и неизбежность наказания
- Удерживает ли смертная казнь от убийства?
- Снижает ли контроль над применением оружия количество преступлений, связанных с насилием?
- Некоторые возражения против контроля над приобретением оружия
- Некоторые ответы на возражения
- Глава 11. Психологические процедуры контролирования агрессии
- Катарсис: ослабление побуждений к насилию путем агрессивных выплесков
- Вентилирующие чувства
- Что следует понимать под проявлением чувств?
- Гипотеза катарсиса
- Катарсис через воображаемую агрессию
- Снижает ли воображаемая агрессия склонность к проявлению реальной агрессии?
- Эффект последействия реальной агрессии
- Некоторые факторы, способствующие повышению агрессивности
- Доказательство снижения агрессивности после совершения нападения
- Долгосрочные опасности удовлетворения агрессивных чувств
- Может оказаться полезным поговорить с кем-нибудь о своих проблемах
- Самосознание и самоконтроль
- Разработка новых способов поведения
- Выгоды сотрудничества: совершенствование родительского контроля над проблемными детьми
- Снижение эмоциональной реактивности
- Исследование методов контроля раздражительности, выполненное под руководством Новако
- Некоторые рекомендации по применению
- Что может повлиять на правонарушителей, оказавшихся в заключении?
- Сомнения
- Есть ли надежда?
- Часть 5. Некоторые дополнительные вопросы
- Глава 12. Биология и агрессия
- Жажда ненависти и разрушения?
- Одержимы ли люди инстинктом насилия? что такое инстинкт?
- Дарвиновская концепция
- Понятие Фрейда: «инстинктсмерти»
- Концепция агрессивного инстинкта Лоренца
- Критика традиционной концепции инстинкта
- Неадекватная эмпирическая база
- Сомнительное понятие спонтанно генерируемых инстинктивных драйвов
- Различные виды агрессии
- Наследственность и гормоны «рожденный пробудить ад»? влияние наследственности на агрессивность
- Первые генетические концепции: теория Ломброзо
- Современное обоснование влияния наследственности
- Датские исследования генетических факторов
- Половые различия в агрессии
- Некоторые результаты исследований
- Влияние гормонов
- Воздействие мужских гормонов
- Заключение
- Алкоголь и агрессия
- Проблемы воздействия алкоголя
- Глава 13. Изучение агрессии в лаборатории
- Стандартная процедура эксперимента Машина агрессии Басса
- Модификации и варианты
- Некоторые доводы в поддержку лабораторных экспериментов Проблема валидности
- О «нерепрезентативности» субъектов экспериментов и лабораторных условий
- О возможных экспериментальных артефактах1
- Глава 14. Заключение некоторые полученные уроки
- Различные виды агрессии: инструментальная и эмоциональная
- Неизбежно ли насилие?
- Факторы риска
- Контроль насилия
- Список литературы