1.3.2. Авторитет родителей.
Отец и мать в глазах ребенка должны иметь авторитет. Смысл авторитета
заключается в том, что он не требует никаких доказательств, а принимается,
как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимые
простым детским глазом. Авторитет не дается от природы, он может быть
организован в каждой семье. К сожалению, встречаются родители, которые
организуют такой авторитет на ложных основаниях. Они стремятся к тому,
чтобы их слушались, это составляет их цель. На самом деле это ложная
цель.[66;4]
Есть много видов ложного авторитета:
Авторитет подавления.
Больше всего таким авторитетом страдают отцы. Такой отцовский террор
держит в страхе всю семью, не только детей, но и мать. Он приносит вред не
только потому, что запугивает детей, но и потому, что делает мать нулевым
существом, которое способно быть только прислугой. Такой авторитет ничего
не воспитывает, он только приучает детей подальше держаться от страшного
папаши, он вызывает детскую ложь и человеческую трусость, и в то же время
он воспитывает в ребенке жестокость.
Авторитет расстояния.
Есть такие отцы, да и матери, которые серьёзно убеждены: чтобы дети
слушались, нужно поменьше с ними разговаривать, подальше держаться,
изредка только выступать в виде начальства. Здесь у отца какой-нибудь
отдельный кабинет, из которого он показывается изредка. Бывают и такие
матери: у них своя жизнь, свои интересы, свои мысли. Дети находятся в
ведении бабушки или даже домработницы. Нечего и говорить, что такой
авторитет не приносит никакой пользы, и такая семья не может быть названа
разумно организованной семьей.
Авторитет чванства.
Это особый вид авторитета расстояния, но, пожалуй, более вредный. У
каждого человека есть свои заслуги. Но некоторые люди считают, что они -
самые заслуженные, самые важные деятели, и показывают эту важность на
каждом шагу, показывают и своим детям. Бывает очень часто, что, пораженные
таким видом отца, начинают чваниться и дети. В этой атмосфере высокомерия
важный папа уже не может разобрать, куда идут его дети и кого он
воспитывает.
Авторитет педантизма
В этом случае родители больше обращают внимания на детей, больше работают,
но работают, как бюрократы. Свои распоряжения они отдают холодным тоном, и
раз оно отдано, то немедленно становится законом. Такие родители больше
всего боятся, как бы дети не подумали, что папа ошибся что папа человек
нетвёрдый. Если такой папа сказал: «Завтра будет дождь, гулять нельзя», то
хотя бы завтра была и хорошая погода, всё же считается, что гулять нельзя.
Жизнь ребёнка, его интересы, его рост проходят мимо такого папы незаметно;
он ничего не видит, кроме своего бюрократического начальствования в семье.
Авторитет резонерства.
В этом случае родители буквально заедают детскую жизнь бесконечными
поучениями и назидательными разговорами. Такие родители уверены, что в
поучениях заключается главная педагогическая мудрость. В резонерстве
родителей дети не могут увидеть никакого авторитета.
Авторитет любви.
Это у нас самый распространённый вид ложного авторитета. Многие родители
убеждены: чтобы дети слушались, нужно, чтобы они любили, родителей, а
чтобы заслужить эту любовь, необходимо на каждом шагу показывать детям
свою родительскую любовь. Мимо внимания родителей проходят многие важные
мелочи семейного воспитания. Ребёнок всё должен делать из любви к
родителям.
В этой линии много опасных мест. Здесь вырастает семейный эгоизм. У детей,
конечно, не хватает сил на такую любовь. Очень скоро они замечают, что
папу и маму можно как угодно обмануть, только нужно это делать с нежным
выражением. С малых лет ребёнок начинает понимать, что к людям можно
подыгрываться. Это очень опасный вид авторитета. Он выращивает неискренних
и лживых эгоистов. И очень часто первыми жертвами такого эгоизма
становятся сами родители.
Авторитет доброты.
Это самый неумный вид авторитета. В этом случае детское послушание также
организуется через детскую любовь, но она вызывается не поцелуями и
излияниями, а уступчивостью, мягкостью, добротой родителей. Папа или мама
выступают перед ребёнком в образе доброго ангела. Очень скоро в такой
семье дети начинают просто командовать родителями, родительское
непротивление открывает самый широкий простор для детских желаний,
капризов, требований. Иногда родители позволяют себе небольшое
сопротивление, но уже поздно, в семье уже образовался вредный опыт.
Авторитет дружбы.
Довольно часто ещё и дети не родились, а между родителями есть уже
договор: наши дети будут нашими друзьями. Если дружба достигнет крайних
пределов, воспитание прекращается, или начинается противоположный процесс:
дети начинают воспитывать родителей. Такие семьи приходится иногда
наблюдать среди интеллигенции. В этих семьях дети называют родителей
Петькой или Маруськой, потешаются над ними, грубо обрывают, поучают на
каждом шагу, ни о каком послушании не может быть и речи. Но здесь нет и
дружбы, так как никакая дружба невозможна без взаимного уважения.
[189-214;15]
Авторитет подкупа
Самый безнравственный вид авторитета, когда послушание просто подкупается
подарками и обещаниями.
Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и
работа родителей, их гражданское лицо, их поведение. [69;4] Авторитет
помощи, осторожного и внимательного руководства счастливо дополняется
авторитетом знания.[71;4]
Бывает часто, что родители вообще не думают ни о каком авторитете. Сегодня
так относятся к детям, завтра иначе, ибо у родителей изменилось
настроение. Бывает, что отец придерживается одного вида авторитета, а мать
- другого. Детям в этом случае приходится прежде всего быть дипломантами и
научиться лавировать между мамой и папой. Наконец, бывает и так, что
родители часто не обращают внимания на детей и думают только о своем
спокойствии. [184; 16]
Подросток нуждается в нравственном авторитете, который ответил бы на его
сомнения, за которым он мог бы уверенно следовать. Найдись нежелательный
авторитет, поразивший подростка своим «знанием» жизни, своей уверенностью,
а порой и мнимой Щедростью, криминальной псевдоромантикой, и он пойдет по
дороге, ведущей к преступлению. [119;12]
Правильно подобранный родительский авторитет положительно сказывается на
взаимоотношениях юношей с родителями, а так же положительно влияет на
образ отца в сознании юношей, поскольку именно отец часто является
источником авторитета в семье.
Выводы по теоретической части:
Положительный образ отца в сознании юношей достигается если:
1. Отец наряду с матерью является положительным, но не навязчивым
примером для подражания и образцом поведения.
2. Взрослые и родители внимательно относятся к возрастным особенностям
юношеского периода, принимая во внимание все характерные для этого
возраста изменения, как физиологические, так и психологические.
3. Родители способствуют развитию доверительных отношений с детьми.
4. Отец внимательно относится к семье, жене и детям и обладает
психологическими тонкостями в общении с ними.
5. Отец занимает значимое место в семье, не являясь лишь источником
материальных средств, и уделяет достаточное количество времени семье и
детям.
6. Правильно подобран вид родительского авторитета.
- Глава 1. Образ отца в сознании юношей………………….........................…5
- Глава 2. Организация и методики исследования..…...……………..…..…..23
- Глава 1. Образ отца в сознании юношей.
- 1. Роль отца в формировании личности ребенка.
- 1.2.Особенности отношений юношей со взрослыми.
- 1.2.1.Особенности отношений юношей с родителями.
- 1.3.2. Авторитет родителей.
- Глава 2. Организация и методики исследования.
- 2.1. Описание методик исследования.