logo
курсовая для Вершинина А

1.2.Особенности отношений юношей со взрослыми.

Юность - период завершения физического созревания человека, бурного роста

его самосознания, формирования мировоззрения, выбора профессии и начала

вступления во взрослую жизнь. Поскольку процессы физического, психического

и социального созревания протекают неравномерно и разновременно,

хронологические границы, отделяющие юность от подросткового возраста и

взрослости, весьма подвижны и определяются учеными по-разному. [3;2]

Взаимоотношения со взрослыми - одна из важнейших проблем юношеского

возраста, имеющая как социальный, так и психологический аспект. [8;2]

Несмотря на внешние противодействия, проявляемые по отношению к взрослому,

подросток испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной является

ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. В этом случае

взрослый может значительно облегчить юноше и подростку поиск его места в

системе новых, складывающихся взаимодействий, помочь оценить свои

способности и возможности, лучше познать себя. Совместная деятельность,

общее времяпрепровождение помогают подростку по-новому узнать

сотрудничающих с ним взрослых. В результате создаются более глубокие

эмоциональные и духовные контакты, поддерживающие подростка в жизни.

В связи с легкой ранимостью подростка для взрослого очень важно найти

формы налаживания и поддержания этих контактов. Подросток испытывает

потребность поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей

жизни, но самому ему трудно начать столь близкое общение.

В случаях, когда взрослые относятся к подросткам как к маленьким детям,

они выражают протесты в различных формах, проявляют неподчинение с целью

изменить сложившиеся ранее отношения. И взрослые постепенно под

воздействием притязаний подростков вынуждены переходить к новым формам

взаимодействия с ними. Этот процесс далеко не всегда проходит

безболезненно, так как на восприятие взрослыми подростков как подчиненных

и зависимых от них влияет множество факторов. Среди них необходимо

выделить экономический фактор (подросток материально зависим от родителей)

и социальный (подросток сохраняет социальное положение ученика). В

результате между подростками и взрослыми могут возникать конфликты.[362;8]

Подростку необходима совместная деятельность со взрослым, значит, у них

должны быть общие интересы, увлечения. Содержание такого сотрудничества

может быть самым различным. Надо подчеркнуть, что именно совместная

деятельность подростка и взрослого рождает общность переживаний, чувств,

настроений, облегчает контакты с подростком, эмоциональную и духовную

близость.[60;5] Труд рядом и наравне со взрослым рождает у ребенка чувство

удовлетворения и гордости, поддерживает и укрепляет чувство собственного

достоинства, пробуждает уважение к себе. Эти положительные эмоции

чрезвычайно важны для налаживания и закрепления контактов между взрослым и

подростком.[65;6]

Вообще же следует отметить, что стремление взрослых руководить ребенком -

явление гораздо более частое, чем стремление понять его проникнуть в его

внутренний мир. В контактах, основанных на «руководстве», инициатива,

разумеется, принадлежит взрослым. Но у некоторых старших школьников даже

этот контакт нарушен, ибо они не принимают или критически оценивают

действия родителей и тем более не допускают их в сферу своих интересов.

Выразить эти интересы ребята стремятся среди сверстников.[166;6]

В ряде случаев позиции взрослых по отношению к подростку не благоприятны

для его развития. Так, авторитарная позиция по отношению к подростку может

стать условием, искажающим его психическое и социальное развитие.[363;10]

Одной из самых важных потребностей переходного возраста становится

потребность в эмансипации от контроля и опеки родителей, учителей, старших

вообще, а так же от установленных ими правил и порядков. [80;8]

Вообще прелесть детства, отрочества, юности ценится зрелыми людьми мало;

взрослые желают, чтобы их дети поскорее пережили эти возрасты и перешли в

следующий.[101; 12]

Юношеский возраст характеризуется различными изменениями в сознании

личности, что отражается на их взаимоотношениях со взрослыми. Для того,

чтобы не потерять контакт с юношами, взрослые должны внимательнее

отнестись к особенностям данного периода и принять во внимание характерные

для этого возраста все изменения, как физические, так и психологические.