1.2.Особенности отношений юношей со взрослыми.
Юность - период завершения физического созревания человека, бурного роста
его самосознания, формирования мировоззрения, выбора профессии и начала
вступления во взрослую жизнь. Поскольку процессы физического, психического
и социального созревания протекают неравномерно и разновременно,
хронологические границы, отделяющие юность от подросткового возраста и
взрослости, весьма подвижны и определяются учеными по-разному. [3;2]
Взаимоотношения со взрослыми - одна из важнейших проблем юношеского
возраста, имеющая как социальный, так и психологический аспект. [8;2]
Несмотря на внешние противодействия, проявляемые по отношению к взрослому,
подросток испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной является
ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. В этом случае
взрослый может значительно облегчить юноше и подростку поиск его места в
системе новых, складывающихся взаимодействий, помочь оценить свои
способности и возможности, лучше познать себя. Совместная деятельность,
общее времяпрепровождение помогают подростку по-новому узнать
сотрудничающих с ним взрослых. В результате создаются более глубокие
эмоциональные и духовные контакты, поддерживающие подростка в жизни.
В связи с легкой ранимостью подростка для взрослого очень важно найти
формы налаживания и поддержания этих контактов. Подросток испытывает
потребность поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей
жизни, но самому ему трудно начать столь близкое общение.
В случаях, когда взрослые относятся к подросткам как к маленьким детям,
они выражают протесты в различных формах, проявляют неподчинение с целью
изменить сложившиеся ранее отношения. И взрослые постепенно под
воздействием притязаний подростков вынуждены переходить к новым формам
взаимодействия с ними. Этот процесс далеко не всегда проходит
безболезненно, так как на восприятие взрослыми подростков как подчиненных
и зависимых от них влияет множество факторов. Среди них необходимо
выделить экономический фактор (подросток материально зависим от родителей)
и социальный (подросток сохраняет социальное положение ученика). В
результате между подростками и взрослыми могут возникать конфликты.[362;8]
Подростку необходима совместная деятельность со взрослым, значит, у них
должны быть общие интересы, увлечения. Содержание такого сотрудничества
может быть самым различным. Надо подчеркнуть, что именно совместная
деятельность подростка и взрослого рождает общность переживаний, чувств,
настроений, облегчает контакты с подростком, эмоциональную и духовную
близость.[60;5] Труд рядом и наравне со взрослым рождает у ребенка чувство
удовлетворения и гордости, поддерживает и укрепляет чувство собственного
достоинства, пробуждает уважение к себе. Эти положительные эмоции
чрезвычайно важны для налаживания и закрепления контактов между взрослым и
подростком.[65;6]
Вообще же следует отметить, что стремление взрослых руководить ребенком -
явление гораздо более частое, чем стремление понять его проникнуть в его
внутренний мир. В контактах, основанных на «руководстве», инициатива,
разумеется, принадлежит взрослым. Но у некоторых старших школьников даже
этот контакт нарушен, ибо они не принимают или критически оценивают
действия родителей и тем более не допускают их в сферу своих интересов.
Выразить эти интересы ребята стремятся среди сверстников.[166;6]
В ряде случаев позиции взрослых по отношению к подростку не благоприятны
для его развития. Так, авторитарная позиция по отношению к подростку может
стать условием, искажающим его психическое и социальное развитие.[363;10]
Одной из самых важных потребностей переходного возраста становится
потребность в эмансипации от контроля и опеки родителей, учителей, старших
вообще, а так же от установленных ими правил и порядков. [80;8]
Вообще прелесть детства, отрочества, юности ценится зрелыми людьми мало;
взрослые желают, чтобы их дети поскорее пережили эти возрасты и перешли в
следующий.[101; 12]
Юношеский возраст характеризуется различными изменениями в сознании
личности, что отражается на их взаимоотношениях со взрослыми. Для того,
чтобы не потерять контакт с юношами, взрослые должны внимательнее
отнестись к особенностям данного периода и принять во внимание характерные
для этого возраста все изменения, как физические, так и психологические.
- Глава 1. Образ отца в сознании юношей………………….........................…5
- Глава 2. Организация и методики исследования..…...……………..…..…..23
- Глава 1. Образ отца в сознании юношей.
- 1. Роль отца в формировании личности ребенка.
- 1.2.Особенности отношений юношей со взрослыми.
- 1.2.1.Особенности отношений юношей с родителями.
- 1.3.2. Авторитет родителей.
- Глава 2. Организация и методики исследования.
- 2.1. Описание методик исследования.