Функциональная автономия: прошлое - это прошлое
Основной в теории Олпорта является идея о том, что индивидуум представляет собой динамичную (мотивированную) развивающуюся систему. Фактически он считал, что «любая теория личности основывается на анализе природы мотивации» [Allport, 1961, р. 196]. Олпорт предлагал свой собственный анализ мотивации, перечисляя четыре требования, которым должна отвечать адекватная теория мотивации.
1. Она должна признавать согласованность мотивов во времени. Согласно Олпорту, в то время как знание нашего прошлого помогает понять ход нашей жизни на сегодняшний день, такие исторические факты бесполезны, если нельзя показать их динамически активными в настоящем. По его собственным словам, «мотивы прошлого не объясняют ничего, если они не являются также и мотивами настоящего» [Allport, 1961, р. 220]. Таким образом, Олпорт не соглашался с точкой зрения Фрейда, что ребенок порождает взрослого.
2. Она должна признавать существование различных видов мотивов. Многие теории утверждают, что человеческие мотивы могут быть сведены к одному виду — как, например, редукция потребности, стремление к превосходству или потребность в безопасности. Будучи эклектиком, Олпорт чувствовал, что во всех этих формулировках мотивации есть доля правды, добавляя при этом: «Мотивы настолько разнообразны, что нам трудно найти здесь общий знаменатель» [Allport, 1961, р. 221]. Следовательно, если мы собираемся понять сложную природу человеческой мотивации, необходимо использовать многие концепции мотивации. Однако невозможно свести это разнообразие к одному главному мотиву.
3. Она должна признавать динамическую силу когнитивных процессов. Олпорт настаивал на том, что адекватная теория мотивации должна рассматривать перспективные цели человека, его представления и критерии, его намерения. И это совсем не удивительно. Он был убежден, что ключом к пониманию поведения человека на данный момент является ответ на вопрос: «Что ты хочешь делать (чем ты хочешь заниматься) через пять лет?» или «Какой ты стараешься сделать свою жизнь?» Мало кто из теоретиков, упомянутых в этой книге, придавал такое большое значение когнитивным процессам и, в особенности, планированию будущего и стремлениям, как Олпорт.
4. Она должна признавать реальную уникальность мотивов. В противоположность теоретикам, предполагающим существование схемы мотивов, общей для всех людей, Олпорт считал, что изучение мотивации должно концентрироваться на том, как мотивы уникальным образом функционируют в жизни каждого человека. Кроме того, он считал, что мотивы человека должны быть определены скорее конкретно, чем абстрактно. Различие между конкретным и абстрактным описанием мотива иллюстрируется следующим примером.
Конкретно: Сьюзен собирается стать зубным врачом.
Абстрактно: Сьюзен сублимирует агрессивное влечение.
С точки зрения Олпорта, необходимый фундамент для теории мотивации обеспечивает концепция (функциональной автономии, которая удовлетворяет четырем вышеописанным критериям. Во многих отношениях она составляет ядро его теории черт личности.
Концепция функциональной автономии означает, что мотивы зрелой личности не определяются прошлыми мотивами. Прошлое есть прошлое — ничто с ним не связывает. Иными словами, причины, по которым взрослый человек ведет себя так или иначе, не зависят от того, какие причины изначально побудили его к такому поведению. По Олпорту, личность свободна от прошлого — связи с прошлым исторические, а не функциональные. Понятно, что такой взгляд на мотивацию вызвал несогласие психоаналитиков и бихевиористоп, уделяющих особое внимание периоду раннего детства и процессу обусловливания, как решающим факторам в функционировании зрелой личности.
Олпорт привел много примеров в поддержку своей идеи о том, что многое в поведении взрослого обусловлено функционально автономными мотивами. В качестве одного из примеров он использовал случай с неким молодым студентом,
который сначала выбирает специальность для изучения в колледже, потому что это необходимо и радует его родителей или потому, что для этого был какой-то благоприятный момент. Позже тематика его увлекает, и, возможно, увлеченность остается на всю жизнь. Первоначальные мотивы могут быть полностью утраченными. То, что было средством достижения какой-либо цели, становится целью само по себе [Allport, 1961,р.235].
Другие примеры поведения под контролем функционально автономных мотивов включают: а) квалифицированного мастера, повышающего качество продукции даже несмотря на то, что его доходы больше не зависят от столь чрезмерных усилий; б) скрягу, продолжающего копить деньги и жить в бедности, хотя у него уже есть некий капитал; в) деловую женщину, продолжающую напряженно работать даже после назначения ей солидного оклада. В каждом случае поведение, мотивированное когда-то потребностью в деньгах, сохраняется и при отсутствии этой мотивации. Иными словами, первоначальной причины поведения больше нет, а поведение сохраняется. В этом состоит суть концепции функциональной автономии по Олпорту.
Два вида функциональной автономии
Олпорт различал два уровня или типа функциональной автономии [Allport, 1961]. Первый, устойчивая функциональная автономия, связан с механизмами обратной связи в нервной системе. Эти нейрофизиологические механизмы не меняются с течением времени и помогают поддерживать организм в функционирующем состоянии. Явная склонность людей к удовлетворению своих потребностей известным и привычным образом (например, есть и ложиться спать каждый день в одно и то же время) представляет пример этого типа функциональной автономии.
В противоположность повторяющимся действиям, характеризующим устойчивую автономию, собственная функциональная автономия относится к приобретенным интересам человека, его ценностям, установкам и намерениям. Это главная система мотивации, которая обеспечивает постоянство в стремлении человека к соответствию с внутренним образом себя и достижению более высокого уровня зрелости и личностного роста. Собственная автономия предполагает также, что люди не нуждаются в постоянном вознаграждении за то, что они не оставляют своих усилий.
Как несерьезно думать об отношении Пастера к награде или к здоровью, пище, сну или семье как о первоисточнике его преданности своему делу. Длительное время он забывал обо всем этом, растворясь в белой горячке исследовательской работы. И та же страсть прослеживается в историях гениев, которые при жизни так мало или вовсе ничего не получали в награду за свой труд [Allport, 1961, р. 236).
Собственная функциональная автономия является, таким образом, шагом вперед по сравнению с простым «поддержанием существования человека». Она представляет собой стремление к целям и ценностям, восприятие мира через эти цели и ценности, а также чувство ответственности за свою жизнь.
Концепция функциональной автономии была объектом серьезных нападок и возражений. Она весьма обеспокоила психоаналитиков и бихевиористов, а представители других теоретических направлений интересовались, насколько адекватно данная концепция трактует естественно вытекающие из нее вопросы. Например, как эволюционирует собственная автономия? И как конкретно мотив отрывается от своего источника в детстве и все же сохраняется как актуальный мотив? А как развивается мотив? Олпорт ответил на эти вопросы, отметив, что феномен функциональной автономии не может быть понят до тех пор, пока не будет пролит свет на участвующие в нем нейрофизиологические процессы. Тем не менее, он предположил, что процессы собственной автономии подчиняются трем психологическим принципам.
1. Принцип организации энергетического уровня. Этот принцип утверждает, что собственная автономия возможна, потому что уровень энергии, которым обладает человек, превышает необходимый для удовлетворения потребности выживания и приспособления. В качестве примера можно привести пенсионера, направляющего свою энергию на новые интересы и виды деятельности.
2. Принцип преодоления и компетенции. Согласно Олпорту, зрелым людям внутренне присуща мотивация преодоления и извлечения из окружающего мира уроков для себя, так же как и реализации поставленных перед собой целей. Отсюда следует, что любое поведение, ведущее к повышению уровня компетенции индивидуума, включается в контур его собственной мотивации.
3. Принцип построения проприотической системы. Этот принцип указывает на то, что все собственные мотивы уходят своими корнями в структуру «Я» индивидуума (проприум). В результате человек организует свою жизнь вокруг проприума во имя цели усиления «Я», отвергая все остальные. Построение проприотической системы является объединяющей тенденцией внутри личности, и эта идея раскрывает взгляд Олпорта на личность как на сущность, находящуюся в процессе непрерывного изменения и становления.
- Теории личности
- Компоненты теории личности
- 1. Структура личности
- 2. Мотивация
- 3. Развитие личности
- 4. Психопатология
- 5. Психическое здоровье
- 6. Изменение личности с помощью терапевтического воздействия
- Критерии оценки теории личности
- Основные положения, касающиеся природы человека
- Вопросы для обсуждения
- Глоссарий
- Библиография
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Исследование и оценка в психологии личности
- Метод анамнеза
- Корреляционный метод
- Экспериментальный метод
- Оценка личности
- Типы методов оценки
- Вопросы для обсуждения
- Глоссарий
- Библиография
- Рекомендуемая литература
- Альфред адлер и карл густав юнг
- Альфред Адлер: индивидуальная теория личности Биографический очерк
- Основные тезисы индивидуальной психологии
- 1. Индивидуум как единое и самосогласующееся целое
- 2. Человеческая жизнь как активное стремление к совершенству
- 3. Индивидуум как творческое и самоопределяющееся целое
- 4. Социальная принадлежность индивидуума
- 5. Индивидуальная субъективность
- Индивидуальная психология: основные концепции и принципы
- Основные положения Адлера относительно природы человека
- Эмпирическая валидизация концепций индивидуальной психологии
- Приложение: невроз и его лечение
- Карл Густав Юнг: аналитическая теория личности
- Биографический очерк
- Аналитическая психология: основные концепции и принципы
- Вопросы для обсуждения
- Глоссарий
- Библиография
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности: эрик эриксон, эрих фромм и карен хорни
- Эрик Эриксон: эго - теория личности Биографический очерк
- Эпигенетический принцип
- Развитие личности: психосоциальные стадии
- 1. Младенчество: базальное доверие-базальное недоверие
- 2. Раннее детство: автономия-стыд и сомнение
- 3. Возраст игры: инициативность-вина
- 4. Школьный возраст: трудолюбие-неполноценность
- 5. Юность: эго-идентичность-ролевое смешение
- 7. Средняя зрелость: продуктивность-инертность
- 8. Поздняя зрелость: эго-интеграция-отчаяние
- Основные положения Эриксона относительно природы человека
- Эмпирическая валидизация концепций психосоциальной теории
- Применение: американские подростки, или «Кто я такой?»
- Другие примеры пересмотра психоаналитической теории: акцент на культурных и межличностных факторах
- Эрих Фромм: гуманистическая теория личности
- Биографический очерк
- Гуманистическая теория: основные концепции и принципы
- Карен Хорни: социокультурная теория личности
- Биографический очерк
- Социокультурная теория: основные концепции и принципы
- Вопросы для обсуждения
- Глоссарий
- Библиография
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Диспозициональное направление в теории личности: гордон олпорт, рэймонд неттел и ганс айзенк
- Гордон Олпорт: диспозициональная теория личности Биографический очерк
- Что такое личность
- Концепция черты личности
- Проприум: развитие самости
- Функциональная автономия: прошлое - это прошлое
- Зрелая личность
- Основные положения Олпорта относительно природы человека
- Эмпирическая валидизация концепций теории черт личности
- Применение: изучение ценностей
- Подход к личности с позиции факторного анализа
- Рэймонд Кеттел: структурная теория черт личности
- Биографический очерк
- Теория черт личности: основные концепции и принципы
- Ганс Айзенк: теория типов личности
- Биографический очерк
- Основные концепции и принципы теории типов личности
- Вопросы для обсуждения
- Глоссарий
- Библиография
- Рекомендуемая литература
- Глава 7. Научающе-бихевиоральное направление в теории личности: б. Ф. Скиннер
- Б. Ф. Скиннер: теория оперантного научения Биографический очерк
- Подход Скиннера к психологии
- Респондентное и оперантное поведение
- Основные положения Скиннера относительно природы человека
- Эмпирическая валидизация концепций оперантного научения
- Применение: лечение, основанное на оперантном научении
- Вопросы для обсуждения
- Глоссарий
- Библиография
- Рекомендуемая литература
- Глава 8. Социально-когнитивное направление в теории личности: альберт бандура и джулиан роттер
- Альберт Бандура: социально-когнитивная теория личности Биографический очерк
- Основные принципы социально-когнитивной теории
- Научение через моделирование
- Подкрепление в научении через наблюдение
- Основные положения Бандуры относительно природы человека
- Эмпирическая валидизация социально-когнитивной теории
- Применение: «Власть человеку» - саморегулируемое изменение
- Джулиан Роттер: теория социального научения
- Биографический очерк
- Теория социального научения: основные концепции и принципы
- Вопросы для обсуждения
- Глоссарий
- Библиография
- Рекомендуемая литература
- Глава 9. Когнитивное направление в теории личности: джордж к келли
- Джордж Келли: когнитивная теория личности Биографический очерк
- Основы когнитивной теории
- Теория личностных конструктов: основные концепции и принципы
- Основной постулат и некоторые выводы из него
- Основные положения Келли относительно природы человека
- Эмпирическая валидизация концепций когнитивной теории
- Применение: Эмоциональные состояния, психические расстройства и терапия фиксированной роли
- Вопросы для обсуждения
- Глоссарий
- Библиография
- Рекомендуемая литература
- Глава 10. Гуманистическое направление в теории личности: абрахам маслоу
- Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности Биографический очерк
- Основные принципы гуманистической психологии
- Мотивация: иерархия потребностей
- Дефицитарная мотивация и мотивация роста
- Основные положения Маслоу относительно природы человека
- Эмпирическая валидизация концепций гуманистической теории
- Применение: Характеристики самоактуализирующихся людей
- Вопросы для обсуждения
- Глоссарий
- Библиография
- Рекомендуемая литература
- Глава 11. Феноменологическое направление в теории личности: карл роджерс
- Карл Роджерс: феноменологическая теория личности Биографический очерк
- Точка зрения Роджерса на природу человека
- Руководящий мотив в жизни: тенденция актуализации
- Феноменологическая позиция Роджерса
- Полноценно функционирующий человек
- Основные положения Роджерса относительно природы человека
- Эмпирическая валидизация концепций феноменологической теории
- Применение: Терапия, центрированная на человеке
- Вопросы для обсуждения
- Глоссарий
- Библиография
- Рекомендуемая литература
- Глава 12. Психология личности: новые направления
- Основные положения в ретроспективе
- Оценка теорий личности
- Наступление эры персонологии
- Новые перспективы в теоретическом и эмпирическом исследовании личности
- 1. Исследование когнитивных процессов и их взаимосвязь с другими аспектами психологического функционирования
- 2. Изучение взаимодействия ситуационных факторов и личностных переменных и их относительный вклад в поведение
- 3. Изучение нейрофизиологических, биохимических и генетических основ личности
- 4. Изучение развития личности в среднем и старшей возрасте
- 5. Изучение проблем, относящихся к практической деятельности человека
- Вопросы для обсуждения
- Глоссарий
- Библиография
- Рекомендуемая литература