logo search
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ЗООПСИХОЛОГИИ

Лекция 8. Агрессия.

Агрессивное поведение животных привлекает в последнее время внимание не только етологів, но и психологов и психиатров. Это связано с тем, что в современном обществе жизненно важное значение имеют вопросы, связанные с природой агрессивности у человека: в какой степени агрессивность человека имеет наследственную основу?, неминуемое проявление ли агрессивности, можно ли ее ослабить, исключить при особенном воспитании? и др.

Лоренц в книге «Агрессия» отмечал, что агрессивность животных и человека является наследуемым спонтанным стремлением, причем свойства этого стремления в большой степени подобны со свойствами биологических побуждений голода и жажды.

Сторонники противоположной точки зрения, Барнетт и Скотт, утверждают, что, хотя в агрессивности может быть определена врожденная основа, ее проявление никоим образом не обязательно; она в такой же степени зависит от опыта и внешних факторов, как и от внутреннего состояния животного. С самого начала встает вопрос определения агрессии. У животных обычно наблюдаются легко распознаваемые стереотипные акты поведения, связанные с нападением, причем они используются при всевозможных обстоятельствах. В ряде случаев, когда животные борются за территорию, защищают потомство, добывают еду, биологическая функция агрессии ясна. У некоторых видов есть организованные содружества, которые основаны на стабильной иерархии доминирования, и животное с помощью агрессии должно поддерживать свой статус в такой группе. Иногда агрессию объяснить труднее. Например, она может возникать у крыс при боли, когда под воздействием электрического тока животного начинают нападать на соседей по клетке, на которых раньше не обращали внимание и др.

Агрессия - это комплекс поведенческих реакций, которые включают угрожающие позы, ритуальные атаки, а иногда и физическое нападение на другие животные, которые, однако, не имеют отношений к хищничеству. Слово «агрессия» вызывает определенные эмоции и наводит на мысль об ожесточенных столкновениях внутри групп животных.

По-видимому, более правильным было бы слово «агонизм». Скотт и Фредериксон ввели термин агонистическое поведение, который включает такие формы поведения как угроза, атака, защита, побег и умиротворение (иногда утешение). Когда речь идет о шимпанзе, необходимо прибавить также утешение.

По мнению Брауна, формы агонистического поведения "функционально связаны ситуациями внутривидовой конкуренции, сложным образом переплетены между собой эмоционально и физиологически и, как правило, оказываются вместе в пространстве и во времени". Агонистическое поведение играет адаптивную роль, потому что способствует ослаблению внутривидовых конфликтов и предотвращает действительные драки, которые совсем не в интересах вида (животного тратило бы много времени и энергии на драки и получали бы увечья). В большинстве видов «агрессивность» находит выход в ритуальных поединках, демонстрациях силы (которые, видимо, служат и для запугивания соперника, и для сведения к минимуму настоящей драки) и в угрожающих позах, хорошо знакомых всем животным данного вида. Например, два враждующих самца крысы при встрече располагаются боком один к одному и вертятся один вокруг другого с согнутыми дугой спинами и частично взъерошенной шерстью; олени, американские лоси устраивают «турниры», которые разыгрываются по определенным «правилам»: партнеры лишь сталкиваются рогами и никогда не используют их для удара в незащищенную и легко ранимую сторону соперника; сиамская бойцовская рыбка принимает угрожающие позы, при которых ее размеры увеличиваются. Поведение такого типа называют «угрозой».

Угроза - это поведение, которое не сопровождается физическим контактом. Например, шимпанзе часто разрешают свои споры угрозами. При этом они используют угрожающие действия и позы, голосовые сигналы, демонстрацию нападения (вздыбливание шерсти, таскания ветвей, бросания в жертву камней, бежал прямо на противника на двух ногах, топание ногами, перескакивание из ветви на ветвь и др.). Такие демонстрации снижают уровень возбуждения животного или служат выходом для социального напряжения, которое накопилось.

Байготт выделил два типа демонстрации нападения — голосовые и неголосовые.

Голосовая демонстрация редко адресована какому-то конкретному животному и если она перерастет в атаку, то удары достаются тем, кто будет подвертываться под руку.

Напротив, неголосовые демонстрации адресованы определенному животному. Демонстрации этого типа перерастают в атаку чаще, чем какие-либо другие (например, самец, который с маленькими шимпанзе обычно ведет себя очень осторожно во время такой демонстрации может схватить детеныша, поволочь его по земли или бросить в сторону). Угрозы, которые выражаются двумя животными в агонистической конфликтной ситуации, всегда заканчивается тем, что одна из особей (как правило, более слабая) спасается побегом; прекращает действия, которые вызывали агрессию; вступает и выходит из поединка, принимая позу подчинения и умиротворения.

У собак и волков успокоительная поза выражается в том, что животное ложится на спину или подставляет победителю свое горло, отворачивает председателя, как бы пряча клыки. Нужно отметить, что невзирая на то, что успокоительное животное явное уязвимое, однако доминантное животное редко когда продолжает нападать на нее.

Ученые связывают это явление с влиянием естественного отбора, который способствовал случаям подавления агрессии при демонстрации умиротворения. Угроза может перейти в атаку, если животное вступает в физический контакт с другим животным, которое исключает дружеские взаимодействия. Элементами атаки могут быть нанесения ударов, пинки, топтания, волочения по земли, швыряния, укусы, царапают и увлечения; во время атаки самец может прыгнуть на спину жертве и топтать ее ногами, самки вскакивают руками, катаются по земли, цепляются друг другу в шерсть и царапаются.

Жертва во время атаки верещит, пищит, хнычет, а может и контратаковать агрессора или поспешно убежать, искать утешения у третьего животного (такое поведение может привести к коалиции), или демонстрирует агрессору разные успокоительные действия, которые выражают подчинение или игнорирует агрессора.

Считается, что соответствующие реакции жертвы зависят от: силы и формы агрессивного действия; от индивидуальности обоих животных; от их иерархического ранга; от уровня возбуждения.

К факторам, которые влияют на уровень возбуждения в шимпанзе относят:

1) физиологичное состояние шимпанзе. Установлено, что ключевую роль у агрессивной поведению играет гипоталамус, а также количество половых гормонов: чем выше уровень тестостерону в плазме крови, тем животное агрессивнее;

2) пол шимпанзе. Так, самцы чаще чем самки применяют агрессивные действия, которые завершаются атаками и сами атаки носят жестокий характер. Они чаще атакуют в таких условиях, как поедание мясной еды, половое и социальное возбуждение. В подростковом возрасте агрессивность самцов усиливается, и как только самец занимает определенное иерархическое положение частота его участия в агрессивных взаимодействиях не сильно колеблется ежегодно. Что касается самок, то они обнаруживали агрессивность во время кормления растительной едой, при защите. В позднем подростковом возрасте самка бывает агрессивной относительно других самок и сама становится жертвой агрессии. После рождения детеныша участие в агрессивных взаимодействиях снижается, а в меру того, как детеныш подрастает самка чаще вмешивается в детские ссоры, вступает в конфликты с другими матерями и опять вступает в агрессивное взаимодействие с самцами. Агрессивное поведение детеныша зависит от индивидуальных свойств его матери и от ее иерархического состояния. Установлено также, что маленькие шимпанзе, при которых происходили разнообразные агрессивные действия, впоследствии подражают увиденному ими поведению. Так, понемногу, молодое шимпанзе приобретает агрессивные навыки взрослого животного - частично в результате дозревания видоспецифических форм поведения, частично в результате собственного опыта агрессивных конфликтов, а также научения путем наблюдения.

3)характер и достаток еды;

4)погода и температура воздуха;

5)поведенческий контекст;

6)мотивы;

7) два социальных фактора: численность группы (чем больше животных в группе, тем более у нее происходит агрессивных актов) и состояние иерархии доминирования самцов (когда иерархия в сообществе стабильна, драк происходит меньше).

Различают несколько вариантов взаимодействия между шимпанзе, которые принимают участие в конфликтной ситуации:

1 - жертва убегает от агрессора и нападает на ни в чем не виноватую третью особь (переадресовываемая агрессия). Нужно определить, что в большинстве случаях самка становится жертвой переадресовываемой агресси - "козлом отпущения" потому, что с ней легко справиться и потому, что самок в сообществе больше чем самцов;

2 - агрессор после атаки на первую жертву может сразу атаковать вторую;

3 - животное, которое наблюдало агрессивный конфликт может продемонстрировать угрозу и присоединиться к агрессору и атаковать жертву вместе с агрессором;

4 - третье животное может вмешиваться на стороне жертвы;

5 - к агрессору могут присоединиться немного животных (групповая атака);

6 - за одним агрессивным инцидентом может пойти другой, в котором будут принимать участие два совсем других шимпанзе.

Исследователи пришли к выводам, что у каждого шимпанзе есть свой уникальный набор генетических и приобретенных особенностей, от которого и зависят такие индивидуальные черты, как невозмутимость, робость, или напротив агрессивность.

Какое-либо событие (например, победа или поражение в серьезной драке) может оказать быстро проходящее или долгосрочное влияние на агрессивность животного. Кроме того, на поведение всех животных влияет ряд социальных факторов (число присутствующих родственников) и факторов внешней среды, повышающих или понижающих вероятность того, что в данной ситуации животного будут вести себя агрессивно.

Агрессия может возникнуть во время любого взаимодействия между двумя животными, если в наличии столкновения их интересов:

между самцами, которые конкурируют за право спаривания или за мясо;

между самками, которые ссорятся через еду;

между детенышами шимпанзе, которые требуют материнского молока или конкурируют за право поиграть с ребенком.

Если агрессор - доминирующее животное, а объект агрессии - подчиненное, агрессию можно назвать «наказаниям» или "принуждением";

если как агрессором выступает подчиненное животное, агрессия принимает характер «отплаты» или «вызова». Подчиненное животное иногда переадресовывает агрессивную отплату, перенося его из доминантного обидчика на подчиненного «козла отпущения».

Нужно отметить, что в некоторых ситуациях агрессия имеет притягивающую силу. Крысы и низшие обезьяны с вживленными электродами в тех участках мозга, стимуляция которых вызывает агрессивное угрожающее поведение, склонные снова и снова сами стимулировать свой мозг, а крысы, кроме того, могут научиться нажимать на рычаге, если как вознаграждение получают возможность подраться с другими крысами. Молодые самцы некоторых приматов иногда фактически ищут агрессивного столкновения. Что же касается человека, то результаты исследований с телевизионным показом сцен насилия приводят к выводу, что «люди ценят насилие, жаждут его и получают от него удовольствие», а «созерцание инсценированного насилия фактически может спровоцировать агрессивные действия» .

Подчинение и утешение. Подчиненное поведение включает ряд разных неагрессивных поз, жестов и звуков, которые направлены от животных более низшего ранга к вышестоящему. Подчиненная особь прибегает к этим формам поведения не только в случае атаки или угрозы, но даже когда вышестоящее животное не вызывает никаких явных признаков враждебности.