logo
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ЗООПСИХОЛОГИИ

Лекция 2. История зоопсихологии: от античности до 20 века.

Психология и поведение животного привлекали к себе внимание человека на протяжении огромного количества лет. Так, кроманьонцы отличались большой наблюдательностью и умением изображать на стенах пещер животных, с которыми им приходилось иметь дело. Животных, которые приносили пользу, человек объявлял священными, окружал их целым ритуалом почестей и жертвоприношений. Так, древние индусы окружали почетом обезьян, ворона, черепаху, рыбу потому, что думали, что душа человека после смерти переселяется в эти животные.

В античности наблюдались две линии; в оценке психики и поведения животных.

Представители материалистического направления древнегреческой философии не видели большого расхождения между человеком и животными.

Так, Гомер в «Одессее» приписывал животным душу.

Гераклит считал, что основой мироздания является огонь, из которого происходит все существующее, в том числе душа человека и душа животных. Античные философы Демокрит и Епикур считали душу животного мало отличающейся от человеческой души: подобно собаке, которая выражает лаем свое настроение, человек пользуется голосом для высказывания приятного или неприятного. Язык человека, по их мнению, состоит из звуков животного.

А в произведениях Плутарха такие взгляды получают наиболее яркое выражение: животные не лишены интеллектуальных и моральных свойств, ума, памяти, рассуждения; чувств дружбы, любви к детям, радости и тому подобное. Плутарх писал, что у животных наблюдается расстройство ума (например, беспамятство собак) и говорил, что если бы у животных не было ума, они не могли бы его терять. По его мнению, много умений и навыков человек позаимствовал у животных: наследование – у обезьян, умения ткать - у паука.

А представители идеалистического направления проводили резкое отличие между человеком и животным.

Так, Платон отрицал наличие у животного души и говорил о существовании в животные побуждения, стремления, инстинкту, как низшей формы психической деятельности. Человеческая душа, по его мнению, ни при каких обстоятельствах не может превратиться в животную.

Стоики (Зенон) - отрицали мышление и ум у животных. Зенон приписывал животным ощущения, а их действия объяснял поездами.

Сенека отрицал у животных целый ряд психических явлений: память, желание, мышление, ум и приписывал животным прирожденное инстинктивное поведение, которое отмечено целесообразностью.

Во взглядах Аристотеля отмечены расхождения между человеком и животным. Так, известно, что он различал 3 души: растительную, животную и умную. По его мнению животное не только питается и передвигается с места на место, но и воспринимает. У высших животных наблюдается память, которая замещает им ум, имеющийся только у человека. Аристотель считал, что между зданием тела животного, его образом жизни и психическими способностями существует тесная связь. Очень розвита животное, по его мнению, это - слон, но и он не имеет ума и потому не может идти в сравнение с человеком.

В средние века между человеком и животным создается непреодолимая стена: животное ниже человека, у животного - душа, которая чувствует, инстинкт; у человека - ум, созданный потусторонней силой, то есть между животным и человеком нет и не может быть никакой связи. Только у отдельных мыслителей этого времени мы обнаруживаем большой фактический материал, который, однако, не мешал ученым разделять общие отношения, которые существовали тогда до животных и их поведения.

Так, Альберт Великий написал работу в который речь идет о борьбе животных за «жизненные блага», об их уме и тому подобное. Он описывает жизнь муравьев, привычки пчел в улье и подчеркивает, что ни одно животное не в состоянии подняться на ту высоту, на который находится человек: она выше всех живых существ. И это, Альберт Великий объясняет тем, что человек пользуется рукой, этим «органом органов». Дальше Альберт Великий отмечает, что степень ума у животного невысокая, а основную роль в жизни животного играют несознательные желания и инстинкты.

Роджер Бекон различал душу, которая чувствует и умную. У животного существует душа, которая чувствует. Животное ориентируется в окружающей среде, отличает вредное от полезного, но здесь основную роль играет чувственное восприятие, которое связано с инстинктивной деятельностью потому, что животное осуществляет тот или другой акт поведения никогда раньше не имея дела с тем явлением, с которым сталкивается.

Новое время в истории зоопсихологии начинается с фигуры Дж.Бруно. Он приписывал единство всем представителям животного мира. Но не отрицал разницы между человеком и животным и это расхождение он связывает с существованием неодинаковых органов, которые возникают в условиях разной сложности.

В 16-17 веках уже не столько интересуются общими вопросами, сколько изучением отдельных процессов поведения и психики того или другого животного в конкретных условиях.

Так, Декарт сравнивал человека и животного: человек наделен языком и умом, а животное автомат (хотя несравненно в совершенстве всякой машины, которая сделана человеком), с навсегда сформированным механизмом; животные обнаруживают гнев, страх, голод, но в них нет речи, связанной с мышлением, у животных наблюдается ряд инстинктов, а у человека, кроме инстинктов есть ум. По мнению Декарта, поведение животных осуществляется по типа рефлекса.

Мельбранш не видел разницы между животным и любыми механическими орудиями: «животные едят без удовольствия и кричат без боли».

Лейбниц отмечал, что в восприятии животных существует некоторое сходство с умом, но она основывается на памяти фактов и действий, а совсем не на познании причин. У человека, по его мнению, кроме этих связей существуют «истины ума» (настоящие рассуждения, которые поднимаются на высоту абстрактного мышления).

Бюффон показывает влияние окружающей среды на поведение животных, в частности влияние человека на домашних животных - кошки, собаки. И первым подчеркивает роль естественного отбора в развитии животного мира.

Кювье различал 4 типа нервной системи:1) нервная система радиально расположена в теле животного; 2) нервная система в виде цепочки, которая идет по брюшной стороне тела; 3) нервная система, которая состоит из нервных узлов в разных частях тела и нервов, которые отходят от них ; 4) нервная система, которая состоит из головного и спинного мозга с периферическими нервами.

Трамбле первым изучал тропизмы, с помощью реакции гидры на свет и тепло и др.

Возникновение зоопсихологии как науки, связано с именем Ч. Дарвина который создал эволюционную теорию. В большинстве его работ («Происхождение видов под воздействием естественного отбора», «Инстинкт», «О выражении ощущений у человека и животных») показано, что особенности поведения и психики животного складываются и достигают определенной степени развития как продукт естественного отбора, который является закономерностью филогенеза. Дарвин находит у животных в элементарной форме психические черты, характерные для человека: радость, рассудительность, внимание, память, страх и др. Но временами Дарвин отождествляет человека и животных, приписывая животному человеческие особенности: высшие психические процессы и ум.

После Дарвина зоопсихология развивается в двух направлениях: субъективному и объективному.

Ученые, которые являются сторонниками первого направления пользуются аналогией с явлениями, которые наблюдаются у человека, широко применяют субъективные психологические понятия для объяснения поведения животных.

А сторонники второго направления (Леббок, Морган) рассматривают поведение и психику животных с помощью физиологичных закономерностей и физиологичной терминологии.

Так, Морган раскрыл форму поведения животных «методом проб и ошибок» и выдвинул законченное учение об инстинкте, которое включало несколько положений:

1) инстинкт не зависит от предыдущего опыта;

2) инстинкт направлен к благосостоянию лицу и сохранению вида;

3) инстинкт осуществляется одинаковым образом представителями одной ограниченной группы животных;

4) инстинкт может изменяться впоследствии под воздействием опыта.

В научной прессе в 1913 году выступил американский психолог Дж.Уотсон, какой заявил, что нужно пересмотреть вопрос о предмете психологии, то есть психология должна заниматься не явлениями сознания, а изучением поведения.

Следовательно, с точки зрения Уотсона, поведение - это система реакций. Единицей поведения является отношение: Стимул - Реакция. Он считал, что нет ни одного действия, за которым не стояла бы причина в виде внешнего агента или стимула. Это направление получило название бихевиоризм. Нужно сказать, что бихевиористы экспериментировали на животных, потому что они «чистые» объекты, то есть к их поведению не примешивается сознание. Получаемые результаты они смело переносили на человека. Бихевиоризм имел свои позитивные и негативные моменты. Так, это направление внесло материалистический дух, благодаря нему психология была продвинута на естественно-научный путь развития, был введен объективный метод - метод, основанный на регистрации и анализе внешних наблюдений, процессов, событий; были выдвинуты проблемы учебы и образования навыков и др. А к негативным моментам относят: сближение психики человека и животных, игнорирования процессов сознания, самоопределения личности и др.

Развитие зоопсихологии в России и в Украине.

Одним из выдающихся ученых, который много сделал для развития физиологии, электрофизиологии, психофизиологии и зоопсихологии был И.М. Сеченов. В своей работе «Рефлексы головного мозга» он показал, что в основе всех функций мозга человека и животных лежат рефлексы: «все без исключения психические акты развиваются путем рефлекса». Сеченов установил основные закономерности рефлекторной деятельности организмов, а также в 1862 году нашел явление торможения в центральной нервной системе, явление суммации возбуждения в нервных центрах и др. Продолжателем идей И.М.Сеченова был И.П.Павлов.

Исследования Павлова позволили судить о незримой жизни мозга, он доказал физиологичные законы деятельности мозга, открыл условные рефлексы, раскрыл постоянное изменение процессов возбуждения и торможения в коре, создал учение о высшей нервной деятельности, развил теорию усталости, заложил научные основы понимания и лечения некоторых болезней мозга, его учения позволяет правильно понять психические функции (память, язык, мышление, воображение и др.), положил начало изучения нервных механизмов поведения животных, ее основных закономерностей.