47. Этапы психологического развития личности подростка
В подростковом возрасте наблюдается неравномерность развития отдельных органов и систем, сопровождающаяся функциональными нарушениями, плохим самочувствием и быстрой утомляемостью. Умственное и физическое напряжение, особенно сильные эмоциональные переживания могут быть причиной функциональных нарушений в деятельности сердечно-сосудистой системы, эндокринной системы, а это в свою очередь приводит к общей неуравновешенности подростка, его раздражительности. Непропорциональность развития костей и мышц приводит к неуклюжести и угловатости.
Все происходящие изменения осознаются подростками и глубоко переживаются. Такие переживания могут обостряться возникновением интереса к противоположному полу.
В V–VI классах девочки заметно обгоняют в развитии мальчиков, которые могут проявлять себя только по-детски.
В VII–VIII классах исчезает непосредственность, взаимная привязанность проявляется очень эмоционально. Интерес к сверстникам противоположного пола оказывает определенное внимание на развитие личности: создаются условия для мобилизации возможностей личности в связи с желанием стать лучше, внимательнее, заботливее. Общение выделяется в отдельную, очень важную для подростка сферу жизни. При этом проявляются тенденции к общению и желанию быть принятым, уважаемым. Подростки, не принятые в своем учебном или другом коллективе, нередко ищут признания в других, в том числе и асоциальных группировках.
По складу личности младший подросток – общественник. Ребят привлекает коллективный способ жизни и деятельности. В любом мероприятии они предпочитают быть деятелями, а не созерцателями, проявить активность, самостоятельность, инициативу.
Серьезные изменения претерпевают отношения подростка со взрослыми (родителями, учителями). Свои новые права подросток распространяет прежде всего на сферу отношений с ними. Он начинает сопротивляться категорическим требованиям взрослых, протестует против ограничения его самостоятельности, всяческой опеки, мелочного контроля, отношения к нему, как к маленькому. Он требует учитывать его интересы, отношения, мнения, хотя они не всегда достаточно разумны и зрелы. Расширяя свои права на самостоятельность, уважение к личности, подросток в большинстве случаев не имеет возможности взять на себя новые обязанности. Возникшее противоречие между потребностью проявить самостоятельность и реальными возможностями ее осуществления выступает в качестве конфликтообразующего фактора.
- Тамара Ивановна Гусева Психология личности
- 1. Личность и индивидуальность
- 2. Проблема описания структуры личности
- 3. Личностный подход
- 4. Представление о структуре личности в различных психологических теориях
- 6. Ролевые теории личности
- 7. Социальная роль как единица общественной структуры
- 9. Типологии личности, основывающиеся на свойствах индивида
- 10. Классическое учение о темпераменте
- В результате была выделена следующая типология:
- 12. Психологическая характеристика темперамента
- 13. Проблема развития мотивационной сферы личности
- 14. Мотив как объект, отвечающий за потребности человека
- 15. Развитие структуры мотивационной сферы
- 16. Направленность личности
- 17. Самооценка личности
- 18. Исследования в области самооценки
- 19. Понятие первичной группы
- 20. Классификация групп
- 21. Личность и коллектив
- 23. Психологические установки и их виды
- 24. Общение и межличностные отношения
- 27. Общение как социальный акт
- 28. Межличностные отношения в группах и коллективах. Понятие психологической несовместимости
- Позитивный эффект конфликта заключается в следующем:
- 33. Конфликт между личностью и группой
- 34. Характеристика межгрупповых конфликтов
- 37. Влияние природных особенностей на психическое развитие человека
- 38. Движущие силы психического развития человека
- 39. Закономерности психического развития личности
- 40. Этапы психического развития человека
- 41. Кризис «трех лет» у ребенка-дошкольника
- 42. Теории развития социального инстинкта у ребенка
- 43. Развитие отношений между взрослым и ребенком
- 44. Психологические особенности ребенка в младшем школьном возрасте
- 45. Проблемы самооценки у детей младшего школьного возраста
- 46. Движущие силы развития личности подростка
- 47. Этапы психологического развития личности подростка
- 48. Формирование личности
- 49. Значение соотношения притязаний и самооценки при формировании личности ребенка
- 50. Возрастная стратификация
- 52. Проблемы юношеского самоопределения
- 53. Мотивационные предпосылки социализации личности
- 55. Социализация личности