44. Психологические особенности ребенка в младшем школьном возрасте
Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, поскольку меняется ведущая деятельность. Ребенок включается в целую систему коллективов. Включение в учение заставляет ученика подчинить свою жизнь строгой организации и режиму.
Нравственное сознание младших школьников претерпевает существенные изменения от I к IV классу. Если моральные суждения учащихся классов основаны на опыте собственного поведения, на конкретных указаниях и разъяснениях учителя и родителей, которые дети часто повторяют, не всегда задумываясь, то учащиеся III–V классов, помимо этого, пытаются анализировать опыт других людей. В отличие от детей 7–8 лет, ученики III–IV классов в гораздо большей степени могут совершать моральные поступки по собственной инициативе.
Характерологические проявления младших школьников отличаются противоречивостью и неустойчивостью. Иногда за черты характера можно ошибочно принять временные психические состояния. В поведении младших школьников более отчетливо и прозрачно проявляются типологические особенности высшей нервной деятельности, которые позднее перекрываются привычными формами сложившегося в жизни поведения. Но нервная система, как указывал И. П. Павлов, весьма пластична и способна к некоторым изменениям под влиянием внешних воздействий.
Младшие школьники отличаются импульсивностью. Причина этого – в потребности к активной внешней разрядке.
Еще одна возрастная особенность – общая недостаточность воли.
Распространенные в младшем возрасте недостатки характера – капризность и упрямство – объясняются недостатками семейного воспитания. Это протест против необходимости жертвовать тем, что «хочется» во имя того, что «надо».
Важной возрастной особенностью является подражательность. Это, с одной стороны, позволяет воспитывать общественно ценные черты личности, а с другой – таит некоторую опасность.
Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию – все это необходимо для опоры в воспитании.
К началу обучения в III классе постепенно развивается способность к волевой регуляции своего поведения.
Ученики III и особенно IV классов способны в результате борьбы мотивов отдавать предпочтение мотиву долженствования. Устойчивые потребности в соединении с привычным и устойчивым способом их реализации составляют качества личности. Поступление в школу означает изменение позиции, освоение новой социальной роли. Для детей учение в школе – это обретение новой социальной позиции.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Тамара Ивановна Гусева Психология личности
- 1. Личность и индивидуальность
- 2. Проблема описания структуры личности
- 3. Личностный подход
- 4. Представление о структуре личности в различных психологических теориях
- 6. Ролевые теории личности
- 7. Социальная роль как единица общественной структуры
- 9. Типологии личности, основывающиеся на свойствах индивида
- 10. Классическое учение о темпераменте
- В результате была выделена следующая типология:
- 12. Психологическая характеристика темперамента
- 13. Проблема развития мотивационной сферы личности
- 14. Мотив как объект, отвечающий за потребности человека
- 15. Развитие структуры мотивационной сферы
- 16. Направленность личности
- 17. Самооценка личности
- 18. Исследования в области самооценки
- 19. Понятие первичной группы
- 20. Классификация групп
- 21. Личность и коллектив
- 23. Психологические установки и их виды
- 24. Общение и межличностные отношения
- 27. Общение как социальный акт
- 28. Межличностные отношения в группах и коллективах. Понятие психологической несовместимости
- Позитивный эффект конфликта заключается в следующем:
- 33. Конфликт между личностью и группой
- 34. Характеристика межгрупповых конфликтов
- 37. Влияние природных особенностей на психическое развитие человека
- 38. Движущие силы психического развития человека
- 39. Закономерности психического развития личности
- 40. Этапы психического развития человека
- 41. Кризис «трех лет» у ребенка-дошкольника
- 42. Теории развития социального инстинкта у ребенка
- 43. Развитие отношений между взрослым и ребенком
- 44. Психологические особенности ребенка в младшем школьном возрасте
- 45. Проблемы самооценки у детей младшего школьного возраста
- 46. Движущие силы развития личности подростка
- 47. Этапы психологического развития личности подростка
- 48. Формирование личности
- 49. Значение соотношения притязаний и самооценки при формировании личности ребенка
- 50. Возрастная стратификация
- 52. Проблемы юношеского самоопределения
- 53. Мотивационные предпосылки социализации личности
- 55. Социализация личности