В результате была выделена следующая типология:
1) сильный неуравновешенный (безудержный) тип нервной системы характеризуется сильным процессом возбуждения и менее сильным торможением;
2) сильный уравновешенный (процесс возбуждения балансируется с процессом торможения), подвижный;
3) ильный уравновешенный, инертный (внешне более спокойный, «солидный»); 4) слабый характеризуется слабостью процессов возбуждения и торможения, малой подвижностью (инертностью) нервных процессов. В последние годы, кроме гуморальных, выдвигались химические, физические, анатомические, неврологические и чисто психологические теории. Однако ни одна из них не дает правильного и полного описания темперамента.
И. П. Павлов отождествлял тип нервной системы и темперамент. Последующие исследования показали, что тип нервной деятельности не всегда совпадает с типом темперамента. На темпераменте сказываются не только свойства нервной деятельности, но и соматическая организация личности в целом. Тип нервной системы рассматривается в качестве задатка темперамента. Темперамент проявляется не только в эмоциональных, но и в мыслительных волевых процессах. Когда говорят о темпераменте человека, то имеют в виду не динамику изолированных психологических процессов, а весь синдром (систему динамических особенностей целостного поведения личности).
Темперамент, таким образом, есть не что иное, как наиболее общая характеристика импульсивно-динамической стороны поведения человека, выражающая преимущественно свойства нервной системы.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Тамара Ивановна Гусева Психология личности
- 1. Личность и индивидуальность
- 2. Проблема описания структуры личности
- 3. Личностный подход
- 4. Представление о структуре личности в различных психологических теориях
- 6. Ролевые теории личности
- 7. Социальная роль как единица общественной структуры
- 9. Типологии личности, основывающиеся на свойствах индивида
- 10. Классическое учение о темпераменте
- В результате была выделена следующая типология:
- 12. Психологическая характеристика темперамента
- 13. Проблема развития мотивационной сферы личности
- 14. Мотив как объект, отвечающий за потребности человека
- 15. Развитие структуры мотивационной сферы
- 16. Направленность личности
- 17. Самооценка личности
- 18. Исследования в области самооценки
- 19. Понятие первичной группы
- 20. Классификация групп
- 21. Личность и коллектив
- 23. Психологические установки и их виды
- 24. Общение и межличностные отношения
- 27. Общение как социальный акт
- 28. Межличностные отношения в группах и коллективах. Понятие психологической несовместимости
- Позитивный эффект конфликта заключается в следующем:
- 33. Конфликт между личностью и группой
- 34. Характеристика межгрупповых конфликтов
- 37. Влияние природных особенностей на психическое развитие человека
- 38. Движущие силы психического развития человека
- 39. Закономерности психического развития личности
- 40. Этапы психического развития человека
- 41. Кризис «трех лет» у ребенка-дошкольника
- 42. Теории развития социального инстинкта у ребенка
- 43. Развитие отношений между взрослым и ребенком
- 44. Психологические особенности ребенка в младшем школьном возрасте
- 45. Проблемы самооценки у детей младшего школьного возраста
- 46. Движущие силы развития личности подростка
- 47. Этапы психологического развития личности подростка
- 48. Формирование личности
- 49. Значение соотношения притязаний и самооценки при формировании личности ребенка
- 50. Возрастная стратификация
- 52. Проблемы юношеского самоопределения
- 53. Мотивационные предпосылки социализации личности
- 55. Социализация личности