41. Кризис «трех лет» у ребенка-дошкольника
Предметное действие ребенка есть совместное действие ребенка и взрослого, в котором элемент содействия является ведущим.
Еще до начала активной речи ребенка именно это содействие взрослого выполняет функцию коммуникации и руководства. Оно выражается не только в показе предмета, но и в постоянстве оценочных воздействий на ребенка.
Уже на втором году жизни ребенок научается самостоятельно ходить; на третьем году движения ребенка (бег, ходьба, лазанье) становятся более совершенными и координированными. При правильном воспитании к трем годам ребенок может самостоятельно есть, умываться и т. д.
Речь становится основным средством общения ребенка со взрослыми. Руководство со стороны взрослых приобретает все более речевой характер. Появляется умение отделять себя от своих действий.
Взрослый, его манеры и действия становятся предметом для подражания. Эти успехи в развитии ребенка на третьем году жизни делают его более самостоятельным. Проявление самостоятельности – не только в том, в чем ребенок действительно может обойтись без помощи взрослых, но и в сферах, еще не доступных ребенку. Это находит выражение в словах «я сам».
Возникновение стремления к самостоятельности означает появление новой формы желаний, непосредственно не совпадающих с желаниями взрослых, что, в частности, подтверждается настойчивым «я хочу».
Психологи отмечают возникающие в этот период проявления у ребенка себялюбия, ревности, упрямства, негативизма и «обесценивания». Психологи считают, что упрямство возникает при ущемлении свободы ребенка, т. е. при ограничении его самостоятельности и инициативы.
Выделяют несколько видов упрямства. Если требовательность значительно превышает уровень уважения, то возникает упрямство типа «обиженных»; когда требовательность очень мала, то констатируется упрямство типа «баловня». Возможно и такое положение, при котором к ребенку не предъявляют никаких требований и не проявляют никакого уважения – тогда это случай упрямства «безнадзорности». Упрямства не возникает, и развитие протекает нормально, без всяких конфликтов тогда, когда между требовательностью и уважением существует равновесие.
А. Н. Леонтьев отмечал, что в действительности кризисы не являются неизбежными спутниками психического развития ребенка. Кризис – это свидетельство не совершившегося вовремя и в нужном направлении перелома, сдвига. Кризиса может и не быть, потому что психическое развитие ребенка – процесс не стихийный, а является разумно управляемым процессом – управляемым воспитанием.
- Тамара Ивановна Гусева Психология личности
- 1. Личность и индивидуальность
- 2. Проблема описания структуры личности
- 3. Личностный подход
- 4. Представление о структуре личности в различных психологических теориях
- 6. Ролевые теории личности
- 7. Социальная роль как единица общественной структуры
- 9. Типологии личности, основывающиеся на свойствах индивида
- 10. Классическое учение о темпераменте
- В результате была выделена следующая типология:
- 12. Психологическая характеристика темперамента
- 13. Проблема развития мотивационной сферы личности
- 14. Мотив как объект, отвечающий за потребности человека
- 15. Развитие структуры мотивационной сферы
- 16. Направленность личности
- 17. Самооценка личности
- 18. Исследования в области самооценки
- 19. Понятие первичной группы
- 20. Классификация групп
- 21. Личность и коллектив
- 23. Психологические установки и их виды
- 24. Общение и межличностные отношения
- 27. Общение как социальный акт
- 28. Межличностные отношения в группах и коллективах. Понятие психологической несовместимости
- Позитивный эффект конфликта заключается в следующем:
- 33. Конфликт между личностью и группой
- 34. Характеристика межгрупповых конфликтов
- 37. Влияние природных особенностей на психическое развитие человека
- 38. Движущие силы психического развития человека
- 39. Закономерности психического развития личности
- 40. Этапы психического развития человека
- 41. Кризис «трех лет» у ребенка-дошкольника
- 42. Теории развития социального инстинкта у ребенка
- 43. Развитие отношений между взрослым и ребенком
- 44. Психологические особенности ребенка в младшем школьном возрасте
- 45. Проблемы самооценки у детей младшего школьного возраста
- 46. Движущие силы развития личности подростка
- 47. Этапы психологического развития личности подростка
- 48. Формирование личности
- 49. Значение соотношения притязаний и самооценки при формировании личности ребенка
- 50. Возрастная стратификация
- 52. Проблемы юношеского самоопределения
- 53. Мотивационные предпосылки социализации личности
- 55. Социализация личности