logo search
сокращенная программа

II раздел. Роль психолога в изучении эффективности организации учебно–воспитательного процесса в средней школе

В средней школе психолог продолжает психологическое сопровождение учащихся на основе накопленной за период обучения в начальных классах и получаемой вновь информации. Направления деятельности психолога определяются как целями и задачами, стоящими перед педагогическим коллективом конкретной школы, так и сложившимися алгоритмами сопровождения учащихся на разных этапах обучения. Основные циклы работ психолога в средней школе направлены на психологическое сопровождение следующих проблемных этапов:

— переход учащихся в среднее звено школы;

— адаптация в среднем звене;

— подростковый кризис;

— межличностные взаимоотношения подростка со взрослыми (педагогами и родителями).

Внутри этих циклов могут применяться разнообразные алгоритмы и программы. При этом необходимо учитывать, что так же, как и в начальной школе, деятельность психолога представлена цепью взаимосвязанных конкретных действий и шагов. В целом работа включает следующие моменты:

1. Организационная и методическая подготовка. В данном разделе практики определяются цели и задачи диагностико–коррекционных мероприятий, планирование деятельности, подготовка необходимых диагностических материалов и т. д.

2. Проведение первого этапа диагностического обследования в соответствии с целями и задачами. Здесь уместно наблюдение за учащимися на уроках и переменах; проведение методик диагностического минимума со всеми учащимися параллели, педагогами и родителями; обработка результатов; отбор группы школьников для проведения углубленной диагностики; подготовка заключений по всем видам обследований.

3. Подготовка психолого-педагогического консилиума как мероприятия, объединяющего усилия педагогов, психологов и других субъектов учебно-воспитательного процесса в реализации программы индивидуального сопровождения учащихся. Сюда могут быть включены такие виды работ, как консультации с медиками, педагогами; подготовка аналитической информации по классам и параллели в целом; составление плана обсуждения и т. д.

4. Проведение психолого-педагогического консилиума. Подразумевается, что в процессе работы консилиума разрабатываются и планируются стратегии сопровождения каждого школьника, распределяется ответственность за реализацию каждого этапа.

5. Реализация решений консилиума предполагает проведение консультативных мероприятий: родительских собраний; коррекционных мероприятий; планирование совместных действий классных руководителей и психолога; осуществление социально-диспет­черской деятельности и т. д.

6. Планирование и осуществление контроля эффективности проводимой работы.

Цель практики II раздела: приобрести практические умения и осуществить исследование по одной из предложенных тем во всех видах работ психолога в средней школе.

Задачи психологической практики:

Практика II раздела предполагает выполнение исследования по одной из предложенных тем:

1. Содержание деятельности психолога, педагогов школы на этапе адаптации учащихся при переходе в пятый класс.

2. Изучение сформированности когнитивной познавательной сферы школьников.

3. Изучение мотивационно-потребностной сферы школьников.

4. Изучение уровня воспитанности школьников.

5. Коллектив класса и личность школьника.

Календарное распределение II раздела практики:

1-й день.

Педагог-психолог школы знакомит студентов с планированием работы в средней школе, основными видами работ психолога.

Обсуждается содержание деятельности психолога по организации успешной адаптации пятиклассников в средней школе как один из важнейших видов работ.

Каждый из студентов определяется с выбором темы раздела. После этого, студенты под руководством психолога школы или преподавателя-методиста составляют исследовательский проект (цель, объект, предмет, гипотеза, методы и методики). Каждый практикант самостоятельно разрабатывает план обследования по своему разделу. Практиканты имеют возможность получить консультации у руководителя практики и психолога, а также поработать с литературой.

2-й день.

По заранее разработанной программе студенты, в зависимости от полученного задания, имеют возможность провести диагностику основных компонентов учебной деятельности школьников, изучение типа мотивации, изучение потребностей школьников, изучение уровня воспитанности школьников, изучение особенностей взаимоотношений в ученическом классе.

3-й день.

В этот день практиканты с помощью психолога учреждения образования и методиста практики от факультета проводят обработку, анализ результатов, составляют аналитический документ, программу деятельности психолога, педагогов по результатам исследований.

4-й день.

Эта часть практики является продолжением работ третьего дня и может быть посвящена углубленной диагностике учащегося или класса при необходимости получения дополнительных данных для заключения. Практиканты составляют схемы индивидуального обследования школьника с различными формами школьной дезадаптации, получают возможность индивидуальной работы со школьниками.

Дополнительно, студенты посещают по выбору любое школьное мероприятие, имеющее воспитательную нагрузку (тематический вечер, классные часы и т. п.). Проводится анализ мероприятия.

5-й день.

В этот день психолог школы знакомит студентов-практикантов с особенностями работы с педагогами, с возможностями оказания психологической помощи педагогам. Школьный психолог знакомит практикантов с результатами психологических мероприятий в педагогическом коллективе. Обсуждается сотрудничество с социальным педагогом, его возможности и ограничения.

Отчетные документы II раздела практики:

  1. Исследовательский проект (цель, объект, предмет, гипотеза, методы и методики, результаты и их интерпретация, выводы).

  2. Протоколы (копии) обследования учащихся.

  3. Психологическое заключение (копии) с рекомендациями педагогу и родителям.

  4. Аналитическая записка с рекомендациями участникам процесса сопровождения по результатам исследования, предпринятого в 5–9-х классах по изучению учебной мотивации учащихся, эффективности организации учебного процесса и др. (в зависимости от индивидуального задания).

  5. Анализ внеклассного мероприятия.