logo search

Программа: Первый раз в пятый класс! о программе

Переход из младшей школы в среднюю — важный момент в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, форма обучения, которая в средней школе становится предметной, а иногда и одноклассники. Кроме того, нередко дети переходят из одного здания школы в другое, тогда им приходится привыкать еще и к новому помещению.

Пятиклассникам в школе и интересно, и тревожно: хочется быть активными, умными и независимыми, нужными и успешными, хочется, чтобы новый учитель оценил и увидел все самое лучшее в них. А нам, психологам, хотелось бы, чтобы педагоги, уставшие от своего нелегкого труда и поэтому иногда не замечающие ожиданий, проблем детей, принимая на обучение пятиклассников, умели оказывать поддержку своим подопечным. Поэтому мы рассчитываем, что предлагаемая программа будет интересна не только психологам, но и педагогам. Мы особенно надеемся заинтересовать учителей-предметников, классных руководителей, школьную администрацию самой постановкой проблемы адаптации пятиклассников к условиям средней школы. Мы думаем, что предлагаемые в этой книге конкретные технологии и упражнения могут быть с успехом использованы в работе педагогов, а также побудить их к творческому осмыслению и поиску собственных путей решения проблемы адаптации детей в школе.

Давайте начнем разговор с описания некоторых ситуаций из школьной жизни пятиклассников.

Маленькая Дина спускается с третьего этажа по лестнице, осторожно прижимаясь к стене, с тревогой косясь на пробегающих мимо «огромных» старшеклассников. Проходящий мимо психолог здоровается с девочкой, спрашивает, где у нее должен быть следующий урок, уверенно берет за руку и провожает до кабинета. По дороге Дина задает вопросы, которые слышит в школе почти каждый взрослый, оказывающий детям даже самую маленькую поддержку: «А вы кто? Вы будете у нас что-нибудь вести? А по каким дням вы бываете в школе? »

Оля, ответственная и очень скромная девочка, вот уже второй день гордо уносит журнал 5 класса «А» домой — ведь так надежнее, не пропадет. Завуч школы, случайно увидев, как Оля заталкивает журнал в портфель, который никак не закрывается, удивляется: «Ты домой его несешь? Ты что? Это же важный документ! Если в кабинете администрации никого не было, надо было..." У Оли закапали слезы. «Конечно, спасибо, ты молодец, не растерялась. Сохранила журнал, но в будущем...» — произнесла Ирина Петровна и подробно рассказала о правилах хранения документации.

На занятиях у психолога Катя рисует акварельными красками ситуацию счастья. «Учительница математики, я забыла, как ее зовут, наконец-то похвалила меня на уроке. Ведь раньше у меня была пятерка по математике, и устный счет я выполняла быстрее всех. А теперь все по-другому", — переживает пятиклассница.

Саша, только после звонка успевший купить булочку в буфете (старшеклассники оттеснили его в конец очереди), теперь стоит в коридоре и не понимает, куда же делись все ребята из кабинета и какой следующий урок. Он не помнит, как зовут новую учительницу, и не знает, что же делать дальше.

Учитель информатики рассказывает про 5 «А»: «Дети активные, добрые, умные и смешные, но маленькие. У некоторых еще ноги до пола не достают, когда они занимаются в компьютерном кабинете на стульях для старшеклассников. Сегодня по доброте душевной решили помочь и выключили все компьютеры после того как я сказал, что урок закончен. Мне пришлось все переделать: все опять включать, перегружать, и выключать — это же система; задержался на целый урок».

Что переживают в этих ситуациях дети?

• Дина плохо ориентируется в школе, для нее, как и для других детей, в новой ситуации обучения чрезвычайно важен взрослый, который выделяет ее среди остальных, обращает внимание именно на нее, создавая тем самым ощущение безопасности и причастности к школе.

• Оля, ожидая похвалы и одобрения со стороны педагога, почувствовала вину и теперь не уверена в правильности своего поведения. Хотя никто никогда не объяснял ей раньше, что делать в подобной ситуации.

• Катя растеряна, потому что учителя предъявляют разные требования. Она проявляет повышенное беспокойство в учебной ситуации, постоянно ожидает отрицательной оценки со стороны педагога.

• Саша не уверен в правильности собственного поведения, плохо ориентируется в школьном здании и не знает, где посмотреть расписание.

• 5 «А» класс не знает о правилах поведения в компьютерном классе.

Конечно, есть дети, которые легко и свободно вписываются в школьную систему требований, норм и социальных отношений, но большинство учащихся 5-х классов подвержены дезадаптации: становятся невнимательными, безответственными, тревожными, неуверенными в себе, хуже учатся по сравнению с начальной школой, испытывают трудности в общении со сверстниками и учителями.

Преподаватели также нуждаются в психологической поддержке. Им трудно сразу запомнить всех учеников в условиях большой школы и быстро узнать детей, чтобы успешно организовать обучение и общение, переключиться с психологических особенностей выпускников школы 16-летнего возраста на возможности детей 10-11 лет.

Как оказать реальную профилактическую помощь и психологическую поддержку «пятиклашкам» и их преподавателям?

Насколько легко и быстро младший подросток приспособится к условиям средней школы, зависит не только и не столько от его интеллектуальной готовности к обучению. Важно, чтобы были сформированы умения и навыки, определяющие, на наш взгляд, успешность адаптации:

• умение осознавать требования учителя и соответствовать им;

• умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;

• умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;

• навыки общения и достойного поведения с одноклассниками;

• навыки уверенного поведения;

• навыки совместной (коллективной) деятельности;

• навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем;

• навыки самоподдержки;

• навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.

Предлагаемая программа направлена на формирование этих навыков и на создание благоприятных условий для их дальнейшего развития.

Нам хотелось бы отдельно отметить, что выделение именно этих навыков обосновано не столько теоретическими изысканиями, сколько многолетними наблюдениями за детьми в это сложное для них время — период адаптации к средней школе.

Приведем результаты диагностики психологического состояния пятиклассников, полученные с помощью теста школьной тревожности Филипса (см. Приложение 1). Тест не только позволяет изучать выраженность и причины школьной тревожности, но и помогает ребенку осознать свое излишнее волнение и беспокойство на уроках, во время проведения контрольных, самостоятельных работ, страх при общении с определенным учителем, проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками. На основе осознанного желания ребенка работать с подобными проблемами можно организовать и индивидуальную работу, и групповую с классом в целом.

Анализируя результаты четырехлетних наблюдений (в данном обследовании приняло участие около 400 пятиклассников), мы можем сказать, что показатели общей тревожности в школе в начале года всегда повышены. В среднем, не более 65% учеников 5-х классов имеют нормальные значения по этому показателю. Однако это вполне очевидно и без диагностических измерений и не нуждается в особом комментарии. Гораздо более интересна дифференцированная оценка школьной тревожности, позволяющая определить направление коррекционной работы с пятиклассниками. Наиболее высоки показатели по следующим видам тревожности: страх самовыражения, оценивания, страх не соответствовать ожиданиям и требованиям окружающих. По приведенной на с. 15 диаграмме можно оценить распределение значений по этим показателям.

Эти данные наглядно иллюстрируют специфические особенности психологического состояния учащихся 5-х классов. Очевидно, что значения по трем видам школьной тревожности превышают допустимые пределы (50%).

Степень выраженности данных видов тревожности напрямую связана с отношением взрослых к результатам учебной деятельности и поведению ребенка. Эти страхи в какой-то мере провоцируются родителями и педагогами, которые ориентируют детей на получение только хорошей оценки, требуют «правильного» поведения и награждают за результат, а не за сам процесс его достижения или просто попытку действовать. Но, с другой стороны, если уверенность ребенка в своих способностях так зависит от взрослого, то, значит, в наших силах создать благоприятные условия не просто для коррекции уровня тревожности, но и для развития эмоционально-волевой сферы учащихся.

Именно поэтому в программе значительное место уделено формированию навыков осознания требований учителя, навыков уверенного поведения, оценки собственных возможностей и способностей, а также работе с негативными эмоциональными состояниями.